В набравшей 35 лет назад полные обороты системе комплектования американских вооруженных сил по контракту основной упор был сделан на качество «человеческого материала»
История вооруженных сил любой страны неотделима от истории национальной. Есть в ней особые, рубежные даты – своего рода вехи на пути развития. В новейшей политической истории США и соответственно в хронике американской армии такой вехой является 1968 год. Тогдашний президент Ричард Никсон публично подверг сомнению целесообразность действовавшей в то время системы комплектования вооруженных сил по призыву.
Президент как верховный главнокомандующий призвал к пересмотру призывной системы и как следствие – к переходу на добровольческий принцип комплектования. С этой целью была создана комиссия под началом бывшего министра обороны Томаса Гейтса.
Чем же было вызвано решение высшего военно-политического руководства США перейти к армии на добровольной, контрактной системе комплектования? Голоса в пользу такого решения зазвучали за океаном еще до Никсона – в начале 60-х, при предшествующей администрации Линдона Джонсона. Они усиливались по мере того, как американская армия все глубже увязала в трясине бесперспективной «грязной войны» во Вьетнаме. Именно тогда идея реформы комплектования вооруженных сил стала обретать все больше сторонников. И администрации, и конгрессу стало ясно, что проблема требует серьезного исследования.
Вышеназванная комиссия Гейтса пришла к выводу, что интересам нации будут лучше служить добровольческие вооруженные силы, подкрепленные эффективной резервной системой воинской повинности, чем смешанные вооруженные силы из добровольцев и призывников. Конечно, расходы на контрактную армию будут выше, но реальная стоимость ее содержания окажется ниже. Ведь некоторые расходы на смешанные вооруженные силы никак не отражались в бюджете. Один из путей экономии при системе вольного найма эксперты посчитали сокращение расходов на обучение в результате снижения текучести личного состава
Главный же минус системы комплектования по призыву, подсчитали люди Гейтса, в том, что она пагубно влияет на экономику страны. Рушится личная жизнь молодежи и ее планы, неустранимой оказывается такое негативной социальное явление, как отказничество. К слову, даже экс-президент Билл Клинтон в ту пору умудрился увильнуть от службы в армии, в то время как его сверстники проливали кровь в джунглях Вьетнама.
По мнению комиссии Гейтса, боеготовность вооруженных сил зависит напрямую зависит от качества личного состава. При том что призыв при необходимости отменять не предполагалось. Гейтс и члены его комиссии рекомендовали иметь на этот случай резервную систему воинской повинности. Она предусматривала обязательную регистрацию призывников, годных к службе.
Известно, что американцев хлебом не корми – дай порассуждать о свободе и демократии. Но комиссия Гейтса решительно дала понять, что именно принуждение к службе путем призыва подрывает демократические основы и уважение народа к правительству. Тем более что через призму истории именно добровольческие вооруженные более характерны для демократического общества. А при эффективном гражданском контроле над армией и другими силовыми структурами опасения по поводу сепаратизма военных беспочвенны. Так что плюсы добровольческой системы перекрывают ее минусы. В социальном плане, полагали авторы анализа, подобная система демократичнее. В плане же военном профессиональная армия, несомненно, более подготовлена.
В итоге после всестороннего обсуждения 1 июля 1973 года в США была введена система комплектования вооруженных сил по вольному найму, то есть из добровольцев. По времени эта реформа почти совпала с окончанием проигранной войны во Вьетнаме. Америка потеряла в ней почти 60 тысяч человек. А главное, потеряла свое лицо...
«Пятый пункт» и права
Основной упор в набравшей 35 лет назад полные обороты системе комплектования американских вооруженных сил из добровольцев был сделан, говоря словами классика, на качество «человеческого материала». Для оценки кандидата учитываются два основных показателя – аттестат об окончании средней школы и результаты тестов. (Кандидат оценивается по пяти уровням интеллектуального развития). Что же касается среднего образования, то этот фактор, согласно исследованиям специалистов, оказывает самое прямое воздействие на выполнение военнослужащим боевых задач. Это показало специальное исследование «Fire-fighter 1», проведенное еще в начале 50-х годов прошлого века во время войны в Корее.
С 80-х годов прошлого века в американской армии при наборе добровольцев установился 90-процентный состав выпускников средних школ. Кандидат, не имеющий аттестата о среднем образовании, стать служивым может, но только при условии, что у него умственная категория не ниже третьей. А для продолжения службы «джи-ай» (на американский слэнге, то есть жаргоне, это значит солдат, но выражение вошло и в широкий обиход) обязан завершить среднее образование.
Результаты не замедлили сказаться. Уже в 1988 году лишь менее 4 процентов добровольцев имели низшую, четвертую умственную категорию (с пятой в армию вообще не брали). 41 процент рекрутов имел две высшие категории. Такого качества личного состава, как отмечают американские эксперты, в «призывные годы» не наблюдалось. Этому, способствовала, в частности, героизация «джи-ай», прославление участников боевых действий (в Гренаде, Панаме, Ираке). Причем уважительное отношение к служивому формируется на всех уровнях, вплоть до президентов. Стали традицией их встречи с военными в стенах военных академий, на борту авианосцев, на базах за рубежом, в том числе в районах боевых действий (Ирак).
Ныне для кандидатов основной фактор привлекательности военной профессии — материальная заинтересованность. Повысилось качество медицинского, жилищного, пенсионного и других видов социального обеспечения. Гарантирована возможность продолжения образования (получения высшего гражданского образования) не только по окончании контракта, но и во время прохождения службы. Чтобы оплата службы профессионала-добровольца была адекватной ее сложности и государственной значимости, он должен получать побольше высококвалифицированного рабочего.
При этом права военнослужащего четко зафиксированы законодательно. Вот некоторые из них. Это право на отдых, то есть отпуск не более 60 суток, а в счет будущей службы – до 45 суток. Далее - право на бесплатное (или оплачиваемое) жилье. Холостяки размещаются в казармах или бесплатных общежитиях. В этом же ряду – право на образование, на медицинское обеспечение и охрану здоровья, право на возмещение ущерба, причиненного личности военнослужащего или личной собственности при исполнении служебных обязанностей.
Весьма привлекательный момент при добровольном поступлении в армию - право на пенсионное обеспечение – при сроке службы в регулярных вооруженных силах не менее 20 лет, а также при получении инвалидности. В числе законодательно закрепленных прав - возможность подать жалобу по любому вопросу генеральному инспектору. Но при всем при том частной предпринимательской деятельностью американский военный заниматься не имеет права.
Только ли деньги?
Но помимо прав и привилегий материального плана не следует сбрасывать со счетов и морально-психологический аспект. Он тоже играет определенную роль в решении многих молодых людей надеть военную форму. Это чувство патриотизма, осознанного выполнения свой долг перед страной, гордость за вооруженные силы.
В этом мне и самому пришлось убедиться, беседуя в свое время с представителями американских вооруженных сил в штаб-квартире НАТО в Брюсселе и с кадетами старейшей и престижнейшей военной академии Вест-Пойнт. До последней войны в Ираке, которая началась 6 лет назад, 20 марта 2003 года, была стабильная тенденция к увеличению числа желающих продлить контракт, а уволенные в запас стремились вновь вернуться туда, где служили.
Особое внимание в американских вооруженных силах уделяется системе морально-психологического и элементах духовного обеспечения. Популярность обрел эксперимент «КОХОРТ» (Сокращение по начальным буквам английских слов «сплоченность», «организация» и «обучение»). Он преследует цель уменьшить перемещения «джи-ай», предполагает строительство жилья при воинских частях и обеспечение работой членов семей военнослужащих. Действуют и программы «Моральный дух, благосостояние и здоровье», «Моральное наследие и человеческое самосовершенствование», «Равные возможности» и пр. Все они нацелены на к духовное и физическое самосовершенствование, отказ от вредных привычек, полезному с точки зрения использованию свободного времени в интересах самосовершенствования и пользы для службы.
Анализ состояния вооруженных сил США американскими военными социологами дает повод полагать, что далеко не все проблемы профессиональной армии решены. Пока в ее ряды молодые люди и девушки (женщин в вооруженных силах примерно 15 процентов) в вступают, руководствуясь главным образом не зовом гражданского долга, а отсутствием шансов полностью реализовать свои жизненные устремления «на гражданке». Очень дает о себе знать такой негативный социальный фактор, как безработица, увеличившаяся в условиях кризиса.
Но в любом случае американский опыт комплектования вооруженных сил на добровольной, контрактной основе поучителен и интересен. Хотя бы в чисто информационном плане...
Владимир Рощупкин, профессор Академии военных наук