Как известно, на Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945г.), проходившей с участием тогдашних руководителей Англии, СССР и США, обсуждались проблемы послевоенного устройства Европы, в том числе погранично-территориальные. Как ранее в Тегеране и Ялте, вновь остро стоял вопрос о Польше, первой жертвы гитлеровской Германии во Второй мировой войне. Москва настаивала, чтобы польская граница проходила западнее, по рекам Одеру – Нейссе. И чтобы полякам были переданы восточногерманские земли. Так и было решено, несмотря на явное недовольство Черчилля.

Позднее французский президент Де Голль спрашивал И.В. Сталин, что это за камень преткновения, почему он, советский вождь, такое внимание уделил Польше и приращению ее западных земель и пограничной теме. Сталин ответил в том смысле, что надо, мол, заложить такое территориально-пограничное решение польского вопроса, чтобы оно работало на будущее, на обеспечение безопасности не только польского, но и Советского государства.

Но помнят ли сегодня об этом в Варшаве, идя на поводу у Вашингтона в вопросе размещения элементов американской ПРО на своей территории? Как известно, планы США предполагают размещение 10 ракет-перехватчиков на территории Польши, а радаров системы ПРО – в Чехии. Так что в случае развертывания третьего позиционного района ПРО США в Европе на ее территории, вблизи российских границ, впервые появится компонент «стратегической силы США».

Эти исторические экскурсы и современные оценки (в тесной увязке) приводились 20 января в Москве на военно-научной конференции Академии военных наук по актуальным проблемам национальной безопасности России (президент Академии – доктор военных наук, доктор исторических наук, генерала армии Махмут Гареев). В работе конференции приняли участие высшие военные представители России и Белоруссии, посланцы других силовых структур – ФСБ, МВД, ученые, конструкторы оборонной промышленности, преподаватели военных академий, ветераны. В числе участников – заметные фигуры из Правительства РФ, Государственной Думы, Совета Безопасности.

Сегодня мир переживает переходное состояние, а Россия – на подъеме и одновременно – на острие поиска новых ответов на новые угрозы. Поэтому назрела необходимость проанализировать аспекты национальной безопасности на фоне тревожных явлений в развитии международной ситуации. При этом внешняя и внутренняя ситуация развивается столь динамично, что приходится постоянно уточнять взгляды на проблемы национальной безопасности, корректировать пути и способы их решения. Поэтому сама жизнь напоминает о необходимости внесения изменений в Концепцию национальной безопасности РФ 2000 г. А ведь, по словам генерала армии М.А. Гареева, вопросы национальной безопасности сегодня регулируются более чем 75 законами, шестью доктринами и десятком концепций, имеющими порой противоречия в отдельных положениях.

В ходе выступлений и обменом мнениями учитывались все стороны национальной безопасности – международная, внутриполитическая, экономическая, информационная. Но особое внимание было уделено военной составляющей

Для защиты суверенитета России и ее союзников в случае необходимости должны быть применены Вооруженные Силы, в том числе превентивно и с использованием ядерного оружия – в случаях, оговоренных доктринальными документами РФ сказал начальник Генштаба Вооруженных сил РФ генерал армии Юрий Балуевский. «Военная сила может и должна применяться для демонстрации решимости высшего руководства страны отстаивать ее интересы, и как крайняя мера, массированно – тогда, когда окажутся неэффективными все остальные средства», – отметил начальник Генштаба. В то же время он призвал помнить историю и ее опыт, который говорит о том, что излишняя милитаризация общества и без войны подрывает основы его существования. Генерал Балуевский напомнил о важности разработки Стратегии национальной безопасности, утверждаемой Верховным Главнокомандующим.

Главкома ВМФ адмирал флота Владимир Высоцкий обратил внимание присутствующих на то, что в акватории Мирового океана 30 процентов разведанных месторождений мировых запасов полезных ископаемых принадлежат России. При этом выгодное геополитическое расположение России, находящейся на перекрестке мировых маршрутов, и огромные запасы полезных ископаемых и водных ресурсов выдвигают в числе приоритетных национальных задач защиту морских границ.

В своем выступлении главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин выразил серьезную озабоченность нынешним состоянием воздушно-космической обороны государства, оценив его как «критическое». А ведь угрозы из воздушно-космического пространства ныне наиболее значимы! Пока же, по словам главкома, налицо недостаток сил и средств, обеспечивающих задачи воздушно-космической обороны государства – в отличие, например, от сухопутного направления. При этом ключевую роль в воздушно-космической сфере играют ВВС. Зелин считает, что в стране взят правильный курс на преобразование Противовоздушной обороны (ПВО), ракетно-космической обороны (РКО) и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) в единую систему воздушно-космической обороны (ВКО). Но нужна скорейшая интеграция этих сил, единое руководство и управление ими.

По оценке заместителя главы российского МИДа Сергея Кисляка, ряд действий США продолжает ставить под угрозу стратегическую стабильность в мире. Выход США из Договора по ПРО, настойчивая реализация программы создания глобальной противоракетной обороны, отказ от ратификации Договора СНВ-2 и отказ идти на новые договоренности в области контроля над стратегическим вооружением, сохранив свободу рук в развитии ракетно-ядерного оружия, – все это может привести к тому, что стабильность и предсказуемость в стратегической сфере могут окажутся под вопросом. При этом Кисляк полагает, что в своих усилиях на международной арене Россия должна делать ставку на «мягкую силу», но «порох держать сухим»!

С большим вниманием участники конференции выслушали выступление министра обороны братской Белоруссии генерал-полковника Леонида Мальцева. Он заявил, что Белоруссия рассматривает планируемое размещение элементов ПРО США в Восточной Европе как угрозу. «Планируемое размещение элементов американской системы противоракетной обороны в сопредельных государствах серьезно осложнит военно-политическую ситуацию вблизи наших границ», – сказал руководитель белорусского военного ведомства. При этом он подчеркнул, что Вооруженные Силы Белоруссии – не инструмент ведения войны, а инструмент ее недопущения.

На конференции четко прозвучала мысль о том, что сегодня авторитет страны во многом зависит от авторитета силовых структур. Наметилась оптимистическая тенденция определенного роста престижа армии и военной службы. Об этом говорят результаты опрос призывников, большая часть которых сознательно выбрали службу по призыву.

 В ходе конференции были выработаны предложения по внесению изменений в Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную главой государства в 2000 году. В то же время оценки и выводы, прозвучавшие на форуме военных ученых, несомненно, дают хорошую пищу аналитикам для прогноза на будущее, определения контуров будущей военной политики государства, ее взаимоотношений с нашими потенциальными недругами и реальными союзниками, первым и самым надежным из которых, как показало время, показала себя Белоруссия.

Такими отношениями, безусловно, надо дорожить и укреплять их. Как считает белорусский министр обороны генерал Мальцев, у нас есть огромный потенциал для развития отношений в военной сфере. Не случайно он предложил следующую научную конференцию посвятить вопросам обсуждения военной безопасности Союзного государства РФ и Белоруссии.

 

Владимир Тимофеев, профессор Академии военных наук.

На снимке: начальник Генерального штаба Вооруженных сил РФ

генерал армии Юрий Балуевский.