Сдержать и при необходимости нейтрализовать любую воздушно-космическую угрозу — вот главная задача ВВС Российской Федерации. Она продиктована геополитической ролью страны и вектором возможных угроз её безопасности. Диапазон применения авиации — любые географические районы, день и ночь, простые и сложные метеоусловия. Для этого нужна уникальная система вооружений. Такие системы есть только у России и США. У нас основа глобального сдерживания — дальняя авиация, на вооружении которой ударные авиационные комплексы: стратегические ракетоносцы Ту-95МС, Ту-160 и дальний ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3.

Ту-95МС — это синтез высокоэкономичного дозвукового самолёта межконтинентальной дальности, ядерной крылатой ракеты также большой дальности, интеллектуальной системы навигационного и информационного обеспечения полета. Наращивание боевых возможностей этого самолета пойдет за счет модернизации каждой из составляющих. Развитие военно-технической концепции Ту-95МС вылилось в свое время в создание Ту-160. Его уникальность в том, что он имеет возможность использовать дозвуковой, сверхзвуковой и маловысотный режимы полета. Такое сочетание повышает гибкость, адаптивность и боевую устойчивость при решении ударных задач в ходе ядерной войны. Перспективы его модернизации связаны с применением обычного, то есть неядерного вооружения, в том числе высокоточного. Будет совершенствоваться система бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), расширится номенклатура штатного вооружения. Кстати, не далее как 5 августа текущего года два Ту-160 взлетели с аэродрома в Саратовской области, преодолели за восемь часов более 8 тыс. км и крылатой ракетой поразили цель на полигоне Пембой неподалеку от Воркуты.

Ту-22М3 не имеет аналогов в мире. Высокие летно-технические характеристики позволяют ему разнообразно действовать по наземным и надводным целям. Но и у него будем обновлять бортовые системы, довооружать высокоточными бомбардировочными и ракетными средствами поражения класса «воздух-поверхность». Создание какого-либо нового ударного комплекса стратегической авиации не входит в число приоритетов. У американцев подобные самолеты на вооружении с 1961 года и, по прогнозам, останутся до 2050 года. Наши самолеты и эксплуатируются меньше, и ресурс имеют больший. Надо только менять бортовое оборудование.

Для сдерживания региональных войн и конфликтов российские ВВС располагают  фронтовой авиацией с её уникальными истребителями и ударными самолетами. Каждый из них обладает свойствами, выгодно отличающими его от зарубежных летательных аппаратов. Так, оригинальная конструктивно-аэродинамическая схема, тяга силовой установки фронтовых истребителей Су-27 и МиГ-29 дают возможность маневра в ближнем воздушном бою, которой не располагают их зарубежные аналоги. Об этом говорят не только российские, но и иностранные летчики. Однако есть возможность эти самолеты модернизировать — для достижения сверхманевренности. Её, кстати, демонстрируют на всех авиасалонах.

Отдельные элементы сверхманевренности успешно осваивают и наиболее подготовленные строевые летчики. При соответствующем уровне интеллектуализации борта сверхманёвр станет таким же обыденным, как взлет-посадка. Заложенные в Су-27 и МиГ-29 технические решения обеспечили самолетам высокие ресурсные характеристики. Модернизированные Су-27СМ послужат ещё как минимум 15 лет. Первая партия этих самолетов поступила в войска в декабре прошлого года. Они вместе с модернизированным фронтовым бомбардировщиком Су-24М2 и другими будут участвовать в российско-китайских учениях. Если Су-27СМ добавить малозаметность, это и будет самолет пятого поколения.

Срок службы МиГ-29 доведен до 40 лет, его ресурс — до 6000 часов налёта. По характеристикам он не уступает истребителям нового поколения, модернизация этого самолета по критерию «эффективность-стоимость» сравнима с разработкой новых машин. Кстати, для решения специальных задач планируем создать эскадрилью или даже полк модернизированных МиГ-29 с управляемым вектором тяги. Самолет уже проходит конструкторские испытания и показывает великолепные результаты.

Основным самолетом истребительной авиации ПВО до сих пор является дальний перехватчик МиГ-31. В этой модели в полном объёме реализованы уникальные летно-технические характеристики его предшественника МиГ-25, существенно расширен диапазон высот и скоростей полета. Но главное — у него повышенная дальность действия, большие возможности бортовой радиолокационной станции: она создает собственное радиолокационное поле, если нет информационной поддержки наземных и воздушных пунктов управления. Словом, МиГ-31 уникален во многих отношениях: на повышенной дальности обнаруживает воздушные цели, в том числе и крылатые ракеты на предельно малых высотах, поражает их управляемыми ракетами. Эти самолеты могут действовать в группе, сопровождая и одновременно обстреливая несколько воздушных целей. МиГ-31 эффективно поражает радиоизлучающие и радиоконтрастные наземные и надводные цели. Модернизировать его планируем в направлении многофункциональности.

Всепогодный  круглосуточный фронтовой бомбардировщик Су-24М  отправится в отставку не раньше чем лет через 15. Достойная смена ему — многофункциональный ударный авиационный комплекс (АК) Су-34, который раньше называли Су-27ИБ. Он существенно расширяет область досягаемости наземных объектов, способен применять широкую номенклатуру вооружения, включая высокоточное, практически все управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Словом, Су-34 — многофункциональный и потому менее зависим от истребителей обеспечения. Государственные испытания Су-34 практически завершены. Что касается известного по Афганистану «Грача» — штурмовика Су-25, то он  далеко не исчерпал свой боевой потенциал. Его новая модификация — Су-39 будет обладать способностью применения высокоточного многоканального управляемого оружия.

Общеизвестно, что боевые возможности самолетов в полной мере может реализовать только подготовленный летный состав. Сегодня потребность ВВС в учебно-боевых самолетах — более 200 штук. Курсанты  лётных училищ будут летать  на двух учебно-тренировочных самолета (УТС) — Як-130 и МиГ-АТ. Сегодня  эти машины проходят испытания. Каждый из самолетов по-своему хорош, поскольку их создателями реализованы две существенно отличающиеся концепции. Як-130 разрабатывался как максимально приближенный к боевому самолету, МиГ-АТ — исходя из условия минимума затрат на подготовку летчика. Но при создании того и другого реализованы перспективные информационные технологии. Это позволяет проводить обучение без реальных пусков ракет, используя методы имитации.

Ждёт обновления и парк  самолётов  военно-транспортной и транспортной авиации. Ан-26 и Ан-12 устарели, вот-вот выработают ресурс. К 2007 году мы планируем начать закупки легких Ил-112В с более низкой стоимостью жизненного цикла, а с 2008 года — средних самолетов. Интерес к их разработке проявила Индия. Средний военно-транспортный самолет должен доставлять грузы между театрами военных действий, транспортировать перспективные образцы вооружения на базе боевой машины пехоты БМП-3 и боевой машины десанта БМД-3, используя не менее 80% аэродромной сети России. Причем делать это в более сжатые сроки. Эти концептуальные свойства должны сочетаться с минимизацией размерности и стоимости самолета.

В составе парка военно-транспортной авиации тяжелые дальние самолеты Ан-124 «Руслан», Ан-22, тяжелый Ил-76, средний Ан-12, легкий Ан-26. «Руслан» сегодня самый большой военно-транспортный самолет в мире. Грузовая кабина размерами 36,5 х 6,4 х 4,4 метра позволяет перевозить практически любую боевую технику всех видов вооруженных сил. На этом самолете установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171,2 т) и дальности полета (20 151 км). К 2015-2020 годам около 70% военно-транспортной авиации составят Ил-76 со скоростью полета до 825 км/ч, повышенной возможностью преодоления ПВО противника. Многоколесные шасси позволяют им, несмотря на размеры и вес, работать с грунтовых и заснеженных аэродромов.

Некоторое время назад в состав ВВС передали армейскую, то есть вертолетную авиацию, которая всегда была в подчинении командования Сухопутных войск. Это несколько тысяч вертолетов в различных вариантах, включая проверенные временем Ми-8 с неуправляемым оружием. Задачи авиационной поддержки общевойсковых формирований возложены в основном на вертолеты Ми-24В(П) и поступившие на вооружение в 1995 году Ка-50 в дневном варианте. Эти вертолеты широко применяются в контртеррористических операциях и в составе миротворческих сил за пределами России. Для повышения боевых возможностей, выживаемости, мобильности сегодня проводятся опытно-конструкторские работы и государственные серийные испытания по круглосуточным и всепогодным вариантам Ка-52 и Ми-28Н «Ночной охотник». Две такие машины уже проходят испытания, третья подключится к ним в конце октября.

Военные вертолеты сегодня применяются во всех видах и родах Вооруженных сил России. В частности, для перевозок личного состава и материально-технических средств. Для этого используются средние транспортно-десантные вертолеты семейства Ми-8 пяти модификаций. И конечно, тяжёлые Ми-26, не имеющие аналогов в мировом вертолетостроении. На их базе разрабатываются новые вертолетные комплексы различного назначения — постановщики помех, воздушные пункты управления, топливозаправщики, разведывательные вертолеты для инженерных и химических подразделений, поисково-спасательные вертолеты. В последнее время мы придаем большое значение созданию легких многоцелевых вертолетов грузоподъемностью порядка 1000 кг. Они станут базой для создания комплексов специального назначения — учебно-тренировочных, аппаратурной разведки, медицинских и других. Новые разработки уже есть. Это учебно-тренировочные вертолеты АНСАТ-У и Ка-60У. Государственные испытания первого из них запланированы в нынешнем году.

Техническое состояние авиации позволяет решать стоящие перед ВВС задачи. Разумеется, в перспективе на новых и модернизированных образцах будут реализованы принципиально новые свойства, позволяющие достичь более высокой эффективности, обеспечить  высокий экспортный потенциал. Развитие авиатехники будет определяться конкретными военно-политическими и экономическими условиями, направлениями реформирования и вооруженных сил, и авиастроительной промышленности России.

Записал Николай Поросков