Владислав Шерстюков, ветеран Вооруженных Сил, член Союза журналистов России

Основная нагрузка в разработке программы конференции и ее проведении легла на членов Объединенного совета офицеров и генералов с участием Академии педагогических и социальных наук — А.С.Мартышко, И.А.Губаря, В.Д.Ковшова, И.М.Колобашкина, В.В.Колижук, Р.М.Роговой. Однако нельзя не обратить внимания на тесный контакт в работе объединенного совета с аппаратом начальника Службы расквартирования и обустройства МО РФ, прямое общение с доктором технических наук генералом армии Анатолием Владимировичем Гребенюком. Без такого взаимодействия ни одна ветеранская организация достичь результатов, вероятно, не способна. И в данном случае была оказана реальная существенная помощь в выделении помещения, автотранспорта для перевозки гостей, медицинском обеспечении, назначении помощников из числа офицеров.

Исторический опыт развития мировых цивилизаций свидетельствует, что без патриотического воспитания как государственной политики не могла добиться успеха ни одна страна. Если же в обществе ослабевает патриотизм, начинаются исторические болезни — смута, самозванство, проигранные войны, презрение к ратному труду, приход во власть людей сомнительной нравственности... Вот почему, открывая конференцию, А.С.Мартышко выразил беспокойство по поводу искажения на телевидении нашей истории, которая является основой воспитания молодого поколения. Патриоты не должны забывать о трудовом и боевом подвиге военных строителей на фронтах Великой Отечественной. Бессмертен подвиг комбата майора К.Я.Самсонова, который при штурме рейхстага обеспечил водружение Знамени Победы, о нашем Данко — краснофлотце М.Паникаха, который, объятый пламенем, бросился на вражеский танк и ценой своей жизни взорвал его.

Как следовало из вступительного слова, объединенный совет состоит из 16 первичных организаций, объединяющих 9645 ветеранов, что они шефствуют над 85 школами, двумя гимназиями и двумя детскими домами.

Представитель Росвоенцентра заметил, что утрата Россией статуса супердержавы нанесла удар по национальному достоинству граждан, привыкших гордиться своей страной. Он привел статистические данные, согласно которым половина 15-17-летних хотела бы родиться в… другой стране. По его мнению, надо совершенствовать работу по патриотическому воспитанию, повысив роль информационного обеспечения этого процесса.

«Если мы призываем граждан любить Отечество, — сказал А.С.Мартышко, — то и Отечество должно любить своих граждан, а патриотизм как раз и означает такую связь...».

Генерал-майор Николай Федорович Фролов посвятил свое выступление анализу роли совета ветеранов, внесших значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне, в восстановление народного хозяйства, создание оборонной мощи государства. Он выразил уверенность в том, что хорошие начинания, усилия, знания, опыт ветеранов будут способствовать преодолению существующих в стране и армии трудностей служить и военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Выступающий напомнил, что наряду с правительственной программой в Вооруженных Силах утверждена ведомственная программа патриотического воспитания. Проведены мероприятия под девизом «Год солдата», связанные с переходом в 2008 году к службе по призыву сроком на 12 месяцев. Уже два года действует приказ МОРФ № 365 «О мерах по совершенствованию взаимодействия Вооруженных Сил Российской Федерации с общественными объединениями ветеранов». В МО создан Центральный совет по делам ветеранов. Такой же совет образован в службе расквартирования и обустройства.

Была отмечена важность работы с допризывной молодежью в школах, в воинских частях (дни открытых дверей), на занятиях по общегосударственной подготовке, в проведении государственных праздников, дней воинской славы и памятных дат России. Похвально участие ветеранов в создании школьных музеев боевой славы, в проведении уроков мужества. Стало традицией отдавать почести и дань памяти тем, кто стоял у истоков создания военно-строительного комплекса страны. Суть этой работы состоит в том, чтобы передать молодому поколению дух и букву исторического подвига нашего народа, победившего коварного агрессора, спасшего человечество от фашизма, открывшего перспективы развития цивилизации.

Николай Федорович заострил внимание на решительном противодействии фальсификации истории Великой Отечественной войны, дискредитации роли и места ветеранов в достижении Победы.

 «Воспитание патриотизма — основа мировоззрения личности» — с таким сообщением выступила Р.М. Рогова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией теории и методов воспитания Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания Российской академии образования (РАО). За плечами этой женщины уникальная биография. Долгое время она трудилась в Тюменской области в комсомольских организациях, знает молодежь не понаслышке. Прошла и проехала сотни километров по Тюменскому северу. В 50-х годах ее избрали первым секретарем Тюменского обкома комсомола. Работала на руководящих должностях в ЦК ВЛКСМ...

Как сообщила профессор Рогова, в плане Российской академии образования обозначена одна из приоритетных тем научно-исследовательской работы. Чувствуется, оратор приверженец того, что богатые ресурсы образовательных стандартов по гуманитарным предметам — надежный воспитательный потенциал учебного процесса, фундамент формирования мировоззрения...

Актуальность исследований неразрывно связана с реальной ситуацией общественно-экономического, социального развития страны. Концепция исследования исходит из Закона РФ «Об образовании», Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.», пролонгированной до 2010 года.

Школьные предметы, особенно гуманитарные, содержат в себе значительный потенциал знаний, морали, права, гражданственности. Над этим, собственно, работает институт. В учебники включаются разделы о гражданских правах и обязанностях. Многострадальная история России богата событиями, но неправомерно представлять ее только в мрачных тонах. Дети должны знать героические страницы прошлого. Но в некоторых учебниках пишут, что Вторая мировая война закончилась победой демократических государств США, Англии, Франции в союзе с СССР, а Курская дуга — это пиррова победа. Один из способов установления правды — патриотическое воспитание через историко-краеведческую деятельность. Руфь Михайловна возмущена тем, что закрыт музей Карбышева, что чрезмерно сосредоточено внимание на сталинских репрессиях, но замалчивается Троцкий, который погубил столько людей! Ее беспокоит, что дети мало стали читать. Рынок позволил создать в России учебники по Соросу, в которых навязываются американские образовательные стандарты. Она уверена, что возрождение пионерских и комсомольских организаций — позитивное явление.

Выступление председателя Алексеевского районного совета ветеранов генерал-лейтенанта, кандидата исторических наук Юрия Родионовича Хомченко отличалось беспокойством за судьбу державы. Он уверен, что ключевым условием жизнеспособности государства является патриотизм. Однако в последние годы всячески принижалась роль патриотизма, дискредитировалась жизнь предшественников — некоторая часть граждан, молодежи утрачивает нравственные ориентиры, появилась тенденция духовной деградации, неверие в героев, произошла подмена истинных ценностей сиюминутными интересами.

У России есть достойная история. Любовь к Отечеству особенно проявилась в 1941-1945 гг.: самопожертвование на фронтах, подвиг правительства и народа при эвакуации 2500 предприятий в тыл, выпуск военной техники. Благодаря патриотизму страна выстояла, спасла себя и внесла решающий вклад в разгром фашизма. Нужно давать отпор шельмующим историю клеветникам. Чтобы делать это, необходима энергичная работа ветеранов. В связи с чем создана лекторская группа из 12 человек — генералов, полковников, профессоров, кандидатов военных наук, которые направляются в школы, гимназии, колледжи, ПТУ для проведения уроков мужества, бесед. Совет ветеранов помогает на местах в оборудовании школьных музеев.

По мнению Ю.Р.Хомченко, школа — мастерская познания и гуманизма, в ней ребенок становится Человеком. Но количество часов, отведенное на изучение истории, явно недостаточно. Например, на изучение Второй мировой войны отведено только пять часов. С этой целью в помещении ветеранов создан музей боевой и трудовой славы, где проводятся встречи поколений с участниками битв, писателями, депутатами, администрацией района, конференции, занятия с учащимися. В 2006-2007 гг. уже проведены историко-краеведческие занятия с 44 классами.

Выступающий с болью отметил падение престижа военной службы. Старшеклассники задают нелицеприятные вопросы ветеранам: почему так плохо живут офицеры, несущие ратную службу? Почему ветераны военной службы идут в суды, чтобы вернуть недоплаченные пенсии?..

Директор московской школы № 352 Людмила Владимировна Матвеенкова отметила, что за последние два десятилетия подвергались разрушению не только экономика, социальные отношения, но и духовная сфера. Снизилось воспитательное воздействие российской культуры, кино, телевидения и образования — ключевых факторов формирования патриотизма. Положение несколько улучшилось в связи с подготовкой к 50 и 60-летию Победы над фашистской Германией, празднования 300-летия Российского флота, 65-летия Московской битвы. В Северо-Восточном округе столицы, к примеру, под руководством заслуженного учителя РФ В.Г. Кобозевой, активно реализуются программы «Партизанскими тропами через полвека», «Рубежи славы», «Память поколений», «Отечество мое — Россия», «Растим патриотов России» и другие. Цель этих акций — воспитание любви к Родине, многонациональному Отечеству, формирование гражданина, здорового нравственно и физически, способного к защите своей страны.

 «Рассказы о героях, — как говорил В.А.Сухомлинский, — учат детей видеть мир глазами патриотов». Однако Центральное телевидение первое место отводит коммерческим проектам «Штрафбат», «Сволочи»… Но школа ориентирует подростков на эстетику таких художественных фильмов, как «Звезда», «На безымянной высоте», «А зори здесь тихие...», «Завтра была война», «Летят журавли», «Они сражались за Родину», «Освобождение», «Офицеры». Особое место занимает военно-патриотическое воспитание. Эту задачу решают и школьные музеи боевой славы. На их базе проводятся уроки истории, литературы, встречи с ветеранами, уроки мужества. На помощь военно-патриотическому воспитанию приходит телевидение, созданное учащимися. Школьная телестудия имеет видеотеку, в которой хранятся видеоверсии экскурсий по местам боевой славы, смонтированные школьниками. Школьное телевидение позволяет запечатлеть памятные события: праздники, концерты, встречи. Например, в телелетописи школы запечатлено открытие на ее территории мемориальной стелы «Павшим героям ростокинцам». На этом знаковом мероприятии присутствовали префект Северо-Восточного Административного Округа И.Я. Рабер, глава управы П.М. Поволоцкий, В.Г. Кобозева, представители военкомата, курсанты Института пограничных войск. Особой благодарности молодежи заслуживают ветераны района Ростокино и 195-й стрелковой Новомосковской Краснознаменной дивизии за помощь в создании школьного музея и памятника. Так, 6 мая 2006 года на улице Докукина состоялось открытие мемориальной доски моряку-разведчику, дважды Герою Советского Союза Виктору Николаевичу Леонову. Его именем назван один из кораблей Северного флота, над которым взято шефство. В школе проводится День призывника, вручение приписных свидетельств юношам в торжественной обстановке.

Эмоционально и убедительно выступил Григорий Иванович Буденков — председатель первичной ветеранской организации, писатель, полковник в отставке. Его тема: «Практика совместной работы ветеранов Великой Отечественной и руководства школ в патриотическом воспитании учащихся». Он своеобразно, красиво и достойно сказал о профессии строителя, о чем, к сожалению, не услышишь с телеэкрана, да и не всегда прочтешь на страницах газет.

Окончилась Великая война… Части Красной Армии постепенно стали переходить на мирное положение и постепенно снимать то гигантское напряжение, в котором они находились в течение всех 1418 дней и ночей военного времени. Но инженерные части и соединения, военные строители опять пошли в «бой» на мирном фронте восстановления шахт, заводов, городов... Возникли не менее важные и особо срочные державные стройки: Капустин Яр, Семипалатинск и другие стратегические объекты, а в 1955 году знаменитый Байконур! Благодаря стараниям военных строителей создан ракетно-ядерный щит, который оберегает от Третьей мировой войны. И смысл созидательного подвига военных строителей надо донести до умов и сердец молодежи.

 Ветеран поделился опытом работы в московских школах №№ 144,149, 1249 и в колледже услуг № 10. Он отметил своих единомышленников — директора 149-й школы Н.И. Шматову, педагогов Т.М. Виноградову (144-я), А.Д. Альшванг и Л.3. Цейтлину (1249-я), Е.Г. Забавину (колледж № 10), Л.А. Суханову (739-я).

Генерал-майор Владимир Алексеевич Хренов, председатель организации политуправления военно-строительных частей, почетный гражданин Байконура обратил внимание собравшихся на то, что последние два года способствовали качественному наращиванию воспитательного потенциала, изучению истории великой Отечественной войны в подшефных школах (их — пять). Девиз работы с учащимися: «Никто не забыт, ничто не забыто!» Прошедший учебный год проходил в форме акции «Память народная», в рамках которой состоялись «круглые столы», литературно-музыкальные композиции на темы: «Московская битва и ее историческое значение», «Подвиг советских солдат в битве за Москву», «Сталинградская битва и ее роль в переломе войны», «Фронтовые дороги рассказывают», «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».

Краеведы выяснили, что в годы войны на территории современного микрорайона базировался 108-й авиационный штурмовой полк. 15 боевых экипажей, прикрывавших столицу, не вернулись с заданий... По инициативе ветерана А.И. Живчика и заместителя директора по учебно-воспитательной работе школы № 1909 Н.В. Козловой, юные краеведы установили имена погибших пилотов и в честь подвига у входа в школу закрепили мраморную плиту с фамилиями этих героев.

Средняя школа № 1935, где заместителем по учебно-воспитательной работе В.В. Перепелица, стала базовой в отработке тестов среди учащихся 9-10-11-х классов и проведению конкурсов на лучшее знание истории Великой Отечественной. В ходе итогового соревнования 7 человек из 9 были награждены грамотами. В этой же школе работает прекрасный музей имени командира 1-й Ударной армии генерал-полковника В.И. Кузнецова, отличившегося в битве за Москву и других операциях Великой Отечественной. Ветераны войны и военной службы встречаются в музее с призывниками. Экскурсии проводят и учащиеся старших классов. Ветераны убедили администрации школ №№ 1905 и 1936 в необходимости выделения мест для музеев. И они были созданы.