В краткой аннотации редакторы обычно адресуют книгу широкому кругу читателей. Это происходит тогда, когда авторские позиции неявны или тематика сочинения показана какому-то избранному кругу узких специалистов. Ну а с литературной новинкой, которую я держу в руках, все определенно – это книга для будущих конструкторов, авиастроителей, честолюбивой молодежи, которая может и должна вернуть современной России ее лавры авиационной, космической державы. Недавно переизданную «Молодой гвардией» книгу Феликса Ивановича Чуева о генеральном конструкторе С.В.Ильюшине1 надо читать и перечитывать всем, кому не безразлична судьба Отечества. Давайте и мы вместе с автором напомним о звездных часах выдающегося конструктора и организатора производства.

     ... Самолетам стали присваивать имена конструкторов в 1940 году. «Когда работает большой коллектив, почему присваивают машине имя одного человека? – задавался вопросом Ильюшин. И сам же отвечал: – С моей точки зрения, это правильно, потому что, что бы ни случилось, и где бы ни случилось с самолетом, знают, с кого спросить, кто отвечает за аварию. Много неприятных перипетий было в моей жизни, но часто этих перипетий мои товарищи по работе не знали, я не перекладывал на них ответственность. Присвоение имени конструктора ко многому обязывает, потому что это не только честь человеку, но и обязывает его перед народом нести огромную ответственность».

       Самолет делают много людей, но мы ведь не говорим: полетел самолет, созданный коллективом конструкторского бюро под руководством Ильюшина, а говорим просто: полетел Ил. И это правильно хотя бы потому, что инициатива по всем новым машинам исходила от него, от Ильюшина, генератором идей был он. «Меня часто спрашивают, – говорит преемник С.В.Ильюшина – Г.В. Новожилов, – почему наши новые самолеты сохраняют марку Ил. Отвечу. У наших учителей было мировое имя. Они создали прекрасные работоспособные коллективы. Зачем же менять марку? Напротив, мы считаем, что нужно всемерно развивать традиции, заложенные нашими учителями, бороться за честь марки. Ил обязывает. Не случайно наши сотрудники говорят: «Мы – ильюшинцы». Это, образно говоря, посмертная слава. А как рождалась легенда?

     …Страны не доверяют друг другу не потому, что вооружаются, а вооружаются потому, что не доверяют. Знали, что война не за горами, что идет она с запада... Летом 1936 года в беседе с летчиками-испытателями Сталин вспомнил гражданскую войну. Сильное впечатление на него произвели штурмовые удары наших самолетов по белогвардейцам в 1920 году.

      – А нельзя ли создать советский самолет для ударов по наземным войскам врага? – задался вопросом Сталин.

      Раньше историки приводили записку Ленина к Склянскому от 4 сентября 1919 года: в это время конный корпус генерала Мамонтова прорвал линию обороны красных и вышел в тыл Южного фронта. Ленин пишет: «(Конница при низком полете аэроплана бессильна против него).

      ...Не можете ли Вы ученому военному X, У, Z... заказать ответ (быстро): аэроплан против конницы? Примеры. Полет совсем низко. Примеры. Чтобы дать инструкцию на основании «науки». Ленин».

      Не стоит недооценивать или преувеличивать эти слова, хотя в некоторых книгах сие преподносилось чуть ли не как начало штурмовой авиации. Однако, когда красные асы рубанули с воздуха по белой коннице, авиация свою штурмовую роль сыграла. Стали побаиваться «боевиков», как тогда называли самолеты, и таких летчиков, как Иван Ульянович Павлов, один из трех пилотов, удостоенных за гражданскую войну трех орденов Красного Знамени...

       Летчики стреляли по наземным войскам из пулеметов, сбрасывали бомбы и стрелы – металлические стержни с оперением. Стрел бросали много, и при попадании они могли пробить и всадника, и лошадь. Но специально штурмовых самолетов не строили, и низко летящему пилоту непросто было защититься от наземного огня2.

       Еще в Первую мировую войну авиаторы подкладывали под сиденье обычную чугунную сковороду. Кое-что придумывали летчики и во Вторую мировую войну. Д.И. Чхиквишвили, летавший стрелком-радистом на Ил-4 в головановской Авиации дальнего действия, рассказывал мне, – пишет Ф.Чуев, – что установил в кабине фартук из стального листа для защиты от поражения. К тому ж в Ельне он раскопал старинные рыцарские доспехи и летал в них!

        «Ильюшин поставил вопрос о штурмовиках еще в НТК ВВС, очень серьезном учреждении, в то время ведавшем всем развитием авиации и военной, и гражданской, и воздухоплаванием, – рассказывал Г.Ф. Байдуков. – С тех пор я и помню Ильюшина, очень умного, всесторонне развитого человека. Он выучился летать и в одном из полетов чуть даже не убился, бровь рассек, так что он имел большую практику».

        В апреле 1940 года самолет прошел государственные испытания и стал называться БШ-2 – бронированный штурмовик. В заключении по испытаниям записали, что самолет может быть использован в ВВС КА в качестве штурмовика-бомбардировщика ближнего действия. В конструкторское бюро приезжали военные, изучали результаты испытаний, смотрели самолет. Было сделано два экземпляра машины, однако в серию не запускали. Посмотрели Смушкевич и Шахурин: дальность 600 километров – маловато, броня тонка...

        С плакатов призывал лозунг: «Летать выше всех, быстрее всех, дальше всех!» Но штурмовику-то совсем не обязательно летать выше и быстрее всех, как истребителю, и дальше всех, как бомбардировщику. Штурмовику нужно совсем другое – пушки, пулеметы, реактивные снаряды, бомбы и, конечно, броня, которая позволила бы все это применить в бою. Даже в топливном баке свободное пространство было заполнено инертными газами, чтобы защитить машину от взрыва при попадании снаряда. Были случаи, когда снаряд разрывался в бензобаке, а самолет не горел. Это спасло жизнь не одному летчику...

        «Война приближалась, а готовый самолет Ил-2 стоял до декабря 1940 года, – вспоминал Ильюшин. – Примерно месяцев десять упустили зря. Приходили военные, интересовались броней, а когда узнавали, что в основном ее толщина 5 – 6 миллиметров, ну, 12, говорили: «Какая это броня? Да она ничего держать не будет!» Но они ошибались, потому что одно дело, когда пуля пробивает броню под углом 90 градусов, а если корпус круглый да самолет летит со скоростью 120 метров в секунду, то попробуйте попасть пулей перпендикулярно поверхности брони».

        Александр Александрович Микулин – самородок, создавший в тридцатые годы уникальные, лучшие в мире, сделанные из всего отечественного, двигатели… Мне довелось не раз встречаться с А.А. Микулиным. Отношение к нему было всякое. Многие его не любили, а порой и всячески вредили, как принято у нас поступать с большими талантами. В.М. Молотов рассказывал мне,– вспоминал автор повествования, – как на заседание в Кремле явился Микулин и, вывалив из карманов на стол груду железок, заявил: «Погибнет вся авиация, если мы не будем применять в клапанах соли натрия!»

         Ему стали возражать, что это накладно, оставим страну без штанов и так далее.

         – Товарищ Сталин! – обратился Микулин. – В политике вы гений, а в технике положитесь на меня!

         Сталин подвел итог обсуждению:

         – Если Микулин скажет, что нужны бриллиантовые клапана и это спасет жизнь летчикам, будем делать бриллиантовые!

         Под Микулина «подкапывались», и во время войны на совещании у Сталина кто-то назвал Александра Александровича прохвостом.

         – На моторе Микулина мы через Северный полюс в Америку перелетели. Моторы Микулина стоят на штурмовиках Ильюшина. Побольше бы нам таких прохвостов! – заметил Сталин. Пока жил Сталин, Микулину была «зеленая улица», а потом его попросту «скушали». Уволили с должности генерального конструктора и не давали работы. «Зависть съела миллиарды рублей», – ответил мне Александр Александрович на вопрос, почему он не у дел. Так и живем.

         В конце февраля 1941 года опытный БШ-2 прошел заводские испытания, 20 марта завершились государственные испытания, но еще до их окончания, 10 марта на заводе выпустили первый серийный штурмовик. Спешили, потеряв почти год понапрасну…

         Непросто было придумать для кабины броню из стекла – очень хрупкого материала. Исследования, проведенные под руководством профессора И.И. Китайгородского, привели к созданию стекла «БС» – бронестекла, которое было в 25 раз прочнее обычного. Но это уже в войну...

        Мало построить и испытать самолет, надо его вооружить. 400 – 600 килограммов бомб, под крыльями – восемь реактивных снарядов. Мощный, 1600-сильный микулинский мотор водяного охлаждения обеспечивал штурмовику скорость у земли 420 километров в час, потолок – 7500 метров и дальность полета более 630 километров. Этой машине суждено было стать классическим образцом самолета-штурмовика, позволившим по-новому судить о штурмовой авиации. С 1941 года штурмовик стали называть Ил-2.

         И еще один любопытный штрих из незабываемой эпохи. Еще одна черточка портрета ныне торопливо и дежурно осуждаемого И.В. Сталина.

         ...В дверь позвонили. Двое в форме НКВД предложили Ильюшину быстренько собраться, посадили в машину и увезли, ничего более не сообщив. Приехали в Кунцево.

         – Если не возражаете, товарищ Ильюшин, – сказал Сталин, – поживите у меня. Здесь, надеюсь, вам никто не будет мешать работать.

       «У Сталина никакой роскоши, украшений, но огромное количество книг, – рассказывал потом Ильюшин своим сотрудникам. – Все стены в книгах. Он читал по ночам по 300 – 500 страниц. Меня поразили его железная кровать и солдатское одеяло без пододеяльника. Мы вместе питались – щи, гречневая каша, никаких разносолов».

        Ильюшин прожил у Сталина неделю. «Конечно, за эту неделю я измучился до предела, – признавался Сергей Владимирович. – Выдержать темп работы Сталина непросто». Даже Ильюшину с его трудоспособностью непросто...

        В один из этих дней Сталин привез конструктора на заседание Политбюро с участием авиационных специалистов. Говорили о путях развития авиации. Выслушав разные мнения, Сталин сказал:

         – А теперь послушайте, что думаем по этому поводу мы с товарищем Ильюшиным.

         И высказал то, о чем долго говорили на даче...

       Генеральный конструктор составил «Памятку руководителю»3: Вот ее главные нормы, проверенные многолетней безукоризненной практикой Ильюшина. Несмотря на отраслевые особенности, она, на мой взгляд, вполне пригодна и поучительна для любого управленца. Рассмотрим максимы технократического гения.

– Приходи на работу раньше своих сотрудников – это благотворно влияет на их трудовую дисциплину.

– Приходи на работу с планом твоего рабочего дня и стремись его осуществить.

– Будь принципиален. Никогда не подлаживайся под чужое мнение, если ты с ним не согласен.

– Не лавируй между несколькими мнениями – это опасно.

– Будь правдив даже в том случае, если это может грозить тебе неприятностью.

– Выполняй директивы не по форме, а по существу – творчески.

– С вышестоящими руководителями будь вежлив, исполнителен и тактичен, но никогда не проявляй угодничества.

– Не оправдывай свои ошибки занятостью.

– Принятые решения выполняй с энергией и страстностью – это вдохнет в подчиненных веру в успех дела.

– Никогда не раздражайся. Это унижает твое достоинство.

– Никогда не поддавайся унынию, оно подрывает веру в твои силы.

– Никогда и ни при каких обстоятельствах не теряй способности рассуждать.

– Будь всегда бодр и энергичен – это острит мысль и хорошо влияет на подчиненных.

– Никогда не напоминай подчиненным, что ты начальник, – они должны это чувствовать.

– Добивайся исчерпывающих знаний по вопросам твоей работы – это избавит тебя от неустойчивости и колебаний, вредных для дела.

– Умей отбирать в работе те мелочи, за которыми могут скрываться крупные вопросы.

–Будь справедлив и никогда не унижай достоинства подчиненного – это озлобляет его и не способствует работоспособности.

– Осуждай подчиненного так, чтобы судьей его был не только ты, но и его собственная совесть.

– Следи, чтобы хорошая работа одного подчиненного не присваивалась другим подчиненным...

– Работу, выполненную подчиненным плохо, не оставляй без замечаний – это входит в твои обязанности.

– Осуществляй личные приемы – это существенно дополнит твои знания о жизни и нуждах людей.

– Одно из самых сильных средств в воспитании подчиненных – твой личный пример в работе и в жизни.

– Если в течение дня ты лично ничему не научился, то считай этот день для себя потерянным...»

Александр Висковатых,  кандидат технических наук



1 Чуев Ф.И. Ильюшин. – М.: Молодая гвардия, 2010. 271 с.: ил. – Серия «Жизнь замечательных людей».

2 Известно, что впервые защитить летчика попробовали итальянцы в 1911 году. А в 1912 году раньше всех в мире в России построили самолет БИ-КОК-2 с бронированным дном и вынесенной вперед гондолой, дававшей хороший обзор летчикам. Ставил броню на свой «Илья Муромец» И.И. Сикорский, на летающую лодку М-9 – Д.П. Григорович. В 1921 году появился самолет А.А. Пороховщикова с частично бронированной кабиной летчика. В конце Первой мировой войны немцы бронировали Ю-4, англичане – «Саламандру». Самолеты стали тяжелыми, и вскоре от них отказались. В 1916 году Д.П. Григорович построил бронированный морской истребитель М-11...

3 См.: Указ. Соч. С.217-218.