В одной из рецензий, посвященных творчеству нашего постоянного автора Петра Ткаченко – «Кубанская свадьба», директор краснодарского издательства Александр Касьянов сообщал читателям «Хранителя», что следующая работа писателя расскажет о других кубанских традициях и обрядах. И, действительно, спустя полгода с небольшим в свет вышла новая книга Петра Ивановича – «Кубанские обряды»1.
…Как в старину провожали казака на службу, а в советские послевоенные времена – призывника в армию? Для многих будет неожиданным узнать, что все песни, исполняемые родственниками и друзьями по такому случаю, сохранились с незапамятных времён вопреки всем историческим потрясениям.
«Устойчивость этого обряда, безусловно, определялась и тем, что Кубань – казачий край и, несмотря на все зверства по уничтожению казачества в двадцатые годы минувшего века, в людях всё-таки сохранилась, сбереглась на каком-то ментальном уровне тяга к воинской службе», – пишет автор новой этнографической, краеведческой и, разумеется, патриотической книги Петр Иванович Ткаченко.
И по ходу подробного рассказа о собственно обряде замечает, что таким образом проводы в армию становились не частным делом, а «заботой довольно широкого круга людей… становились общественной санкцией призывнику, о которой он всегда помнил и ввиду которой неподобающе служить уже не мог».
Наука трактует обряд, как символическое действо, церемонию, имеющую освященную традицией регламентацию (порядок) и связанные с наиболее значимыми событиями социальной, религиозной, производственной, семейной жизни. В этнографической классификации, в частности, выделяют обряды годового цикла или календарные (например, закликание и встреча весны); обряды жизненного цикла или семейные (родильно – крестильные, возрастные, свадебные, погребально – поминальные); обряды окказиональные, то есть вызванные непредвиденными обстоятельствами, «по случаю» (например, обряд вызывания дождя); обряды промысловые (охотничьи, рыболовецкие и другие).
Традиционная обрядность, корнями уходящая в пласт первобытных верований, но во многом утратившая свою сакральную значимость, как и более поздняя церковная обрядовая практика, всегда были тесно связаны с праздничной народной культурой. Большинство обрядов сопровождалось музыкой, песнями, танцами, театрализованными представлениями, играми, состязаниями. Вот об этой богатой палитре народного творчества и ведется речь в работе Петра Ткаченко «Кубанские обряды».
Столь же обстоятельно, как ритуал проводов в армию, со знанием дела в книге анализируются обычаи крестин и похорон, поминания усопших, празднования Пасхи, Троицы, Покрова, Масленицы, Святок.
Татьяна Сущевская.
1 Ткаченко Петр.Кубанские обряды. – Краснодар.: Традиция, 2010.