...Жанр ингушского фольклора зохалол (сватовство) и обслуживаемый им обряд получили свое первоначальное оформление в период, исторически соотносимый с теми реалиями, на которые указывает древнее предание о брачных отношениях между амазонками и гаргарейцами (более 2 тысяч лет тому назад по Страбону). Первоначально жанр зохалол обслуживал древний свадебный обряд, совершенно забытый. 0 том, что такой свадебный обряд некогда существовал у далеких предков вайнахов, а может быть, и у других аборигенных народов Северного Кавказа, говорят не только отголоски предания об амазонках, но и многие элементы ингушского обряда зохалол.
Представляется возможным определить «сценаристов и режиссеров» древнейшего в мире спектакля под названием «Шуточное сватовство». Обрисуем вкратце его обрядовую сторону. Шуточное сватовство организуется и проводится, как правило, в связи с торжественными, знаменательными событиями, при большом стечении народа. В исполнении этой игры участвуют группа молодых мужчин и группа девушек. Каждую группу возглавляет тамада. Сватание девушек за присутствующих молодых людей носит шутливый и ни к чему не обязывающий характер. Хоть и допускаются невозможные в повседневности остроты, колкости и шутки иногда со скрытыми за ними намеками о серьезных намерениях, но ни в коей мере не допустимы непристойности. В отличие от сегодняшних реалий, сколь славный мужчина ни «сватался» бы к любой из девушек, пусть даже самой неприметной из участниц игры, право выбора ответа всегда за девушкой. Необычным выглядит и то, что наши деды и прадеды, участвуя в играх «Шуточное сватовство», не сидели, а стояли перед стоявшими к ним лицом в ряд девушками. Старики говорят, что в более древние времена в подобных ситуациях девушки сидели, а мужчины стояли. Исходя из таких особенностей игры «Шуточное сватовство», А.Х. Танкиев делает вывод: «По существу перед нами свадебный обряд-встреча двух организованных групп: группы воинов-мужчин и группы воинов- девушек (женщин), где решающее слово остается за последними. Весь ритуал построен на строгом соблюдении обрядового этикета. Младшие (не по возрасту, а по положению) беспрекословно подчиняются старшим, тамада осуществляет общее руководство, в обеих группах каждый имеет свое место в «строю».
Все эти особенности могут быть отголосками древних форм сватовства у народов Северного Кавказа, элементами военного быта и свадебных ритуалов амазонок с далекими предками вайнахов...
Постепенно, с изменением социально-экономической жизни, зохалол перестал играть свою роль в семейно-брачных отношениях, был переосмыслен как шуточное сватовство – обряд, преследующий только эстетические и познавательные цели. На смену ему пришли другие формы сватовства и брака».
Эти выводы можно подтвердить рядом доказательств. Обратим внимание на сообщение древнегреческого ученого Страбона: «...Амазонки живут в соседстве с гаргарейцами в северных предгорьях тех частей Кавказских гор, которые называются Керавнийскими... Весной у них есть два особых месяца, когда они (амазонки. – Р.П.) поднимаются на соседнюю гору, отделяющую их от гаргарейцев. По некоему стародавнему обычаю и гаргарейцы тоже восходят на эту гору, чтобы, совершив вместе с женщинами жертвоприношение, сойтись с ними для деторождения».
Авторитетные ученые не оспаривают мнения о нахском происхождении этнонима – гаргарейцы (гаргареи). Все это свидетельствует, что Центральный Кавказ и его северные предгорья издревле населялись нахоязычными гаргар(еями), женской половиной которых были легендарные амазонки Кавказа.
Только длительными и устойчивыми связями гаргар(еев) и амазонок, только тем, что кавказские амазонки не являются вымыслом древних авторов, можно объяснить происхождение существовавшего в прошлом в Ингyшетии, Чечении довольно необычного явления. Издревле, вплоть до ХIХ века, вайнахские женщины отмечали праздник, именовавшийся «Сесарий цiей» – «Женский праздник». Ежегодно на один день горянки уходили в безлюдную местность, оставив семьи и самые неотложные дела. Собравшись в круг, избирали из старших по возрасту самую мудрую и благочестивую и поэтому безукоризненно авторитетную женщину своей «царицей».
Из числа юных, красивых, сильных и чистых девушек ей выделялись «свита» и «охрана». Женщины, наряженные в мужские одеяния, вооруженные, в течение всего дня предавались далеко не женским делам: пиршествовали, плясали по-мужски, состязались в стрельбе, боролись, джигитовали, проводили скачки и т.д. Примечательно, что не только к женщинам, но и к местности, на которой они проводили свой праздник, не имел права и не смел приблизиться ни один мужчина. Иначе не оберешься позора, ибо набредший, то есть попавший туда случайно, мужчина мог быть подвергнут по велению «царицы» настоящей экзекуции.
Объяснение этому необычному женскому празднику только одно: из года в год, по многовековой традиции, горянки осуществляли инсценировку некогда реально существовавшего царства своих далеких праматерей – царства амазонок, признававших мужчин только из-за необходимости воспроизводить ряды амазонок.
Данное заключение подтверждается сообщенными знатоками древностей преданиями. Они не читали трудов древних и современных историков. Им неизвестно слово амазонка. Немало интересного они знают о некогда существовавшем царстве женщин от своих дедов, прадедов, прапрадедов... Передавая из поколений в поколения сохраненные свидетельства древнего бытия своего народа, они являются его памятью, к сожалению, иссякающей.
Старики говорили автору настоящей работы: «Когда на вайнахов еще не было влияния христианской и мусульманской религий, в период пребывания далеких предков в язычестве, женский праздник («Сесарий цiей») отмечался несколько иначе, чем в последние столетия».
Раз в год, в день этого праздника все женщины совершали восхождения на гору совершенно нагими. Они безжалостно расправлялись с любым обнаруженным вблизи них мужчиной. Несмотря на это, почти все мужчины из различных укрытий и тайников подсматривали за находящейся в необычном состоянии своей прекрасной половиной. На вершине горы женщины приносили в жертву языческим богам домашний скот, пиршествовали. Большую часть дня проводили в вакхических танцах вокруг фаллического памятника. Такого рода обряд мог существовать до IХ-Х вв. н.э., то есть до начала проникновения христианства в Горную Ингyшетию из Грузии.
Женские праздники с присущими им особенностями развились из предшествовавших церемониалов. Народные предания сообщают, что в еще более древние времена, по всему похоже, во времена, близкие к «страбоновским», на вершину все той же горы раз в год восходили нагие женщины. Они совершали жертвоприношения, раскладывали снедь, и каждя из них усаживалась на теплую и мягкую шкуру принесенного в жертву животного. В это время на вершине горы появлялись мужчины, становились в ряд перед женщинами. Мужчины и женщины не были односельчанами, не признавали друг друга соплеменниками и не всегда были знакомыми. Группу женщин и мужчин возглавляли, как говорят информаторы, их старшие жрецы. Надо полагать, что они же являлись племенными или родовыми предводителями.
Старшая жрица «невест» и старший жрец «женихов» оценивали («мах бур») каждого мужчину и каждую женщину. На основе «равноценности», взаимного соответствия составляли пары. Мужчина усаживался рядом с определенной ему жрецами «невестой» на заблаговременно подготовленной шкуре, предназначенной, как выясняется, для брачного ложа. Эти «браки», по сообщениям информаторов, длились не менее месяца. Затем женщины и мужчины расходились до очередной встречи на целый год.
Гора, на которой они в течение столетий ежегодно встречались, известна старейшим жителям Горной Ингушетии. Она носит название, которое из соображений этического характера передать в настоящей работе в подлинном звучании не представляется возможным. Смысловое и чрезвычайно «приглаженное» его содержание можно передать в виде: «Там, где виден женский срам».
Шли века. По зову крови и под напором окружающей среды, постепенно уходя к мужчинам, многие амазонки изменили образ жизни своих матерей. Не всегда без сопротивления матриархат уступал арену бытия патриархату. Некоторые амазонки по-прежнему относились к мужчинам только как к существам, необходимым для воспроизводства. Они скрылись от казавшегося враждебным им мира мужчин, ушли в труднодоступные местности. В течение тысячелетий эти женщины хранили верность воззрению своих далеких праматерей – невосприятию мужчин в качестве надежных партнеров и опоры в жизни.
Только этим обстоятельством объясняется бесчисленное множество рассказов стариков-вайнахов о том, что издавна, в далеком и недалеком прошлом, вплоть до текущего столетия в горах нередкими были случаи похищения мужчин, оказавшихся в лесистой безлюдной местности, необычайно красивыми женщинами – алмазами.
Старики свидетельствуют и о том, что иногда, зная о приближении к ним мужчины, лесные женщины завлекали его в свой круг мелодичными песнями, музыкой и танцами, которые они вершили в лесу, вокруг костра. Алмазы либо склоняли мужчин к близости, либо совершали над ними насилие. Вырвавшиеся от них и вернувшиеся домой мужчины, как правило, становились психически ущербными.
Рассказывая о таких случаях, старики нередко называют имена людей, с которыми произошли такого рода приключения. Иногда средь побывавших в плену у алмазов они указывают на своих близких или далеких родственников. Никто не поколеблет уверенности старых рассказчиков в том, что лесные женщины – это реальность. Единственная их уступка при попытках разуверить в этой убежденности заключается в том, что они констатируют факт исчезновения или не обнаружения лесных женщин в последние 60-70 лет.
Надо учесть, что эти рассказы никак не соотносимы с безобразными, поросшими шерстью человекообразными существами, подобными «снежному человеку», на правдоподобности которых, в отличие от свидетельств об алмазах, люди старших поколений не настаивают.
Древние нахи словом алмаз именовали амазонок. Слава амазонок, далеко распространившаяся молва об одичавших лесных женщинах, именовавшихся, как и их праматери, алмаз, – вот подлинные истоки и причины появления множества мифов об алмазах, албастах, албассах и т.п.
Если изложенные суждения верны, то остается посочувствовать амазонкам, физически полноценным женщинам, в связи с тем, что древние греки так переиначили их самоназвание, что известное просвещенному миру их название возводят к обозначению существовавшего якобы у амазонок обычая выжигать у девочек левую грудь для удобства владения оружием.
История сохранила всего несколько имен амазонок. Пентесилея – имя самой известной из них, предводительницы амазонок, пришедших на помощь осажденным греками троянцам и убитой под стенами Трои Ахиллом. Всякий сносно владеющий хотя бы одним из нахских языков может заключить, что Пентесилея есть результат восприятия древними греками имени и титула предводительницы-царицы амазонок просто одним именем. К этой мысли ведет сопоставление имени Пентесилея с вайнахским словосочетанием Панта цiили йа – «Панта святая (жрица) есть». Панта – древнее нахское женское имя, цiили – «богова, святая, жрица». Имя царицы амазонок – Панта в слиянии с ее титулом цiили йа – «жрица есмь» дало греческую форму имени легендарной царицы и жрицы Панты.
Сохранилось немало древних преданий о происхождении нахских родов и племен. Средь них известны два предания о происхождении ингушских фамилий от алмаз (амазонка). Такой, например, является фамилия Могушковых.
Предание гласит, что после очередной встречи алмаз (амазонок) с горцами одна из них, влюбившаяся во временного напарника, не ушла после окончания брачных игрищ с подругами, осталась с возлюбленным в горах. Со временем она стала всеобщей любимицей, ибо почитала обычаи народа, принявшего ее, превосходила всех своим трудолюбием, ловкостью, силой и отвагой. Не было ей равных в скачках и владении оружием. Людей привлекала ее доброта, восхищала красота. Она удостоилась небывалой для женщин и редкой для мужчин чести: с ней советовались старейшины.
Народ дал ей имя – Могушк (Могуш - «Могущая, Могучая, Всемогучая» + к – суффикс, придающий имени ласкательный оттенок). Имя ее имело значение «Всемогучая». Необычным почитанием ее сородичами и потомками объясняется исключительность того, что от имени женщины происходит название фамилии Могушковых. Каждый вайнах обязан знать и, как правило, в деталях знает свою родословную, имена всех прямых предков и даже родоначальника. Среди чеченцев, например, немало людей, могущих назвать имена тридцати-сорока и более своих праотцов. Поэтому никто не убедит Могушковых в неправдоподобности свидетельств древнего предания о происхождении их фамилии от имени алмаз (амазонки) – Могушк(и).
Руслан Плиев.