2 ноября на канале НТВ начался показ нового телесериала. Обычно такие новости не становятся темой для публикации на нашем портале. Но этот сериал мы не могли обойти вниманием. И не только потому, что он называется «Хранитель».    

      Нельзя поплакать – это минус…
      Трое бывших спецназовцев – Егор, Наиль и Макс – организовали охранное агентство. Один из друзей, Егор Лозовой, устраивается телохранителем к Лёле – десятилетней дочери бывшего криминального авторитета Антона Киржача. После развода с женой Киржач не позволяет девочке видеться с матерью из-за пристрастия последней к наркотикам. Егор и его жена Ольга, психолог по специальности, сумели подружиться с Лёлей, найти с этой трудной девочкой общий язык. По настоянию Ольги Киржач разрешает дочке свидание с матерью. Во время этой встречи, вопреки всем мерам предосторожности, неизвестные похищают Лёлю и убивают Ольгу… Такова завязка сюжета этого боевика. Впрочем, поначалу кому-то запросто могло показаться, что жанр, обозначенный в программе, не вполне соответствует происходящему на экране. Сложные взаимоотношения Лёли с отцом, её нереализуемая тяга к матери, то, что девочка по сюжету без особых результатов посещает психолога, вместо которого Киржач нанимает жену Егора Ольгу, – всё это давало основания предполагать, что перед зрителями развернётся не столько боевик, сколько мелодрама или даже психологический триллер. Весь первый час фильма прошёл в предвкушении того, что, возможно, наконец-то мы увидим фильм, существенно отличающийся от большинства традиционных боевиков-стрелялок. 
      Надежды подпитывались ещё и тем, что один из продюсеров фильма, Тимур Вайнштейн, по своей первой профессии – врач-психиатр. В 1996 году он окончил Азербайджанский государственный медицинский университет по этой специальности. И несмотря на то, что уже через год Тимур получил диплом Российского института работников телевидения и стал телевизионным режиссёром, проблемы глубинных душевных движений наверняка продолжали и продолжают его волновать. 
       Второй продюсер фильма – Олег Осипов – как известно, тоже не чужд темам психологии и педагогики. Окончив факультет журналистики МГУ, он работал ведущим, редактором и корреспондентом программы «До 16 и старше», выпустил цикл телевизионных фильмов и программ для юношества, посвящённых борьбе с наркотиками и удостоенных Международной премии Интерпола.  
      Другими словами, основания ожидать вместо боевика (или вместе с ним) и психологическую драму были. Но, увы, они не оправдались. Психолого-педагогическая сюжетная линия очень быстро скукожилась, оставив после себя чувства разочарования и некоторого недоумения: а для чего, собственно, было огород городить. Ещё Чехов говорил: если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить. Думаю, авторы сериала решили отказаться от этой сюжетной линии окончательно (иначе, они не стали бы «убивать» Ольгу насмерть). А зря. Потому что, во-первых, это не очень профессионально – появление каждого героя (и даже каждой детали, включая уже упомянутое ружьё) в любом приличном художественном произведении должно быть оправдано. Здесь же Ольга так быстро исчезает, что совершенно не успевает «объяснить» целесообразность своего присутствия в кадре. Во-вторых, развитие этой темы придало бы героям и фильму в целом дополнительную глубину, добавило бы разнообразия краскам, приблизило кино к жизни (которая, как известно, состоит не только из погонь и драк). Ну а в-третьих, наличие лёгкой мелодраматичности, а также присутствие женских образов в фильме не только в ролях стриптизёрш существенно – не менее чем в два раза – расширило бы аудиторию фильма. Что, полагаю, немаловажно в условиях нынешней жёсткой зависимости производителей кино от рейтингов. 
       ...Но захватило – это плюс
       Было у меня в начале фильма и ещё одно несбывшееся предположение. Но это заблуждение оказалось из разряда приятных. После просмотра первых двух серий мы с коллегой поспорили, на сколько частей растянется сюжет. Прикинув скорость развития событий, сложность замысла и глубину подачи персонажей, я высказала гипотезу о десяти, максимум двенадцати 45-минутках. Каково же было моё удивление, когда история с похищением Лёли была полностью исчерпана в конце… четвёртой серии. «И что же приятного в проигрыше?» – спросите вы.
       А то, что ошибаться в плохом не обидно. Реальность оказалась лучше предположений. Динамика и напряжённость сюжета развивались по всем законам жанра – ускоряясь и увеличиваясь с каждой минутой. Действие не увязало в деталях и лишних подробностях, диалоги были лаконичны и содержательны, темп смены кадров стремительно нарастал, эмоции грамотно нагнетались, чтобы выплеснуться в самый нужный, кульминационный момент. И пусть это было вопреки моим ожиданиям и, скажем так, пристрастиям (лично я предпочитаю кино другого рода), но нам показали добротную, качественную работу. Не открытие, не переворот в искусстве, но – классический, натуральный, стопроцентный, образцовый боевик. Это уже немало. Есть повод порадоваться и за любителей этого жанра. И за создателей сериала – продюсерский центр «Леан-М». И, конечно, за поклонников спортсмена и актёра Олега Тактарова, исполнителя роли Егора. Олег Тактаров  – один из самых знаменитых российских бойцов смешанного стиля. Он известен ещё и тем, что сумел добраться до вершины американских боёв без правил. Это обеспечило ему «путёвку» в Голливуд, где Тактаров снялся в нескольких фильмах. Самый успешный из них – «Право на убийство» с Аль Пачино и Робертом де Ниро. 
      Благодаря Олегу, в фильме много весьма зрелищных эпизодов с драками, в которых используются приёмы рукопашного боя. По его словам, в «Хранителе» нет «дешёвых» движений и фальшивых бросков, потому что на съёмках работали профессионалы. «В постановке трюков участвовали мои приятели, ребята из «Самбо-70» и других клубов, где я проводил семинары по боевым искусствам», – рассказал Олег. Но фигура Тактарова придаёт не только достоверность боевым сценам фильма. Его актёрская фактура – внешняя мощь в сочетании с внутренней мягкостью и каким-то кротким, можно даже сказать по-детски наивным выражением лица – заставляет зрителя просто немедленно проникнуться симпатией к исполняемому им персонажу, поверить в его надёжность, порядочность и добродушие.
      В чём секрет успеха жанра боевиков? Почему так много зрителей, причём обоих полов, с упоением погружаются в их незамысловатый сюжет, влюбляются в их прямолинейных героев, завораживаются их довольно жестокими сценами? Наверное, дело не только в том, что многие мальчики в детстве просто не наигрались в «войнушку». Наверняка есть и какие-то глубинные мотивы и потребности, которые реализуются во время просмотра фильмов-боевиков: например, потребность в чувстве защищённости, вера в справедливость, в то, что добро должно побеждать зло, а для этого оно, добро, возможно, на самом деле должно быть с кулаками… Если же фильм ко всему прочему пропагандирует ещё и такие общечеловеческие ценности, как дружба и честь, любовь и семья, долг и вера, то, при всей моей нелюбви к боевикам, я первая скажу вам: это – хорошее кино.  
     Cоздатели «Хранителя», уверена, стремились сделать именно хорошее кино. Ещё в период съёмок Олег Тактаров пообещал: «Это будет позитивный фильм — мы хотим «увести» НТВ от той криминальной направленности, которая была в последнее время». Насколько им это удалось, увидим. Но уже сейчас, по первым четырём сериям, можно констатировать: три главных персонажа, исполняемые Олегом Тактаровым, Фархадом Махмудовым и Петром Баранчеевым, предстают в фильме вполне живыми людьми, а не ходячими боевыми машинами. И это уже хорошо. 
     Проверка на вшивость      
     Итак, имена преступников раскрыты, заказчик убит в перестрелке в момент передачи заложницы, застрелен и Киржач. Девочка не пострадала, если не считать того, что она фактически в один день потеряла и отца, и мать – Марина решением суда лишается родительских прав и направляется на принудительное лечение от наркотической зависимости в психиатрическую больницу. «Всё, кончилось кино», – наверняка подумали в тот момент большинство зрителей. И ошиблись. Впереди ещё 12 серий! «Что же в них будет происходить? Ведь сюжет доведён до логического конца».  
    Этот – доведён. Но по замыслу создателей сериала друзьям предстоит стать действующими лицами ещё по крайней мере двух запутанных и опасных историй. Одна будет связана с нападением на инкассаторскую машину и похищением крупной суммы денег. Вторая – с обеспечением безопасности некого немецкого бизнесмена, которое превратится в сюрреалистическую игру по правилам, установленным изощрённым противником. Но самое главное, каждый из эпизодов станет испытанием не только профессиональных, но и личных, человеческих качеств героев. Жизнь поставит их пред выбором. И не все смогут справиться с ним, показать себя с лучшей стороны, так сказать, пройти «проверку на вшивость». Одному из трёх друзей предстоит стать предателем.

     Если ориентироваться только по тому, что снимали в прошлом режиссёр Стас Егерев и сценарист Андрей Житков (а это «Мент в законе», «Тюрьма особого назначения» или «Десантура»), ожидать глубокой символики, сложных образов и масштабных обобщений не приходится. Да у них, видимо, и не было такой задачи. Но зато, если судить по репутации продюсерского центра «Леан-М» и его портфолию сериалов – «Солдаты», «Студенты», «Счастливы вместе», «Прапорщик», «Бешеная», «Сердцеедки» и другие  – можно с большой долей вероятности предположить, что и это кино будет сделано достойно и основательно. 

Ники Милославская.