В альманахе отражена широкая картина мира, созданная творчеством Пушкина, его влияние на духовное развитие Отечества, национальное самосознание народов России, развитие русского языка и образования. Актуальность Пушкина – это фундамент Просвещения, залог развития нашей страны и непреложная ценность для каждого педагога. – так считают в «Народном образовании». 
    Первый «Пушкинский альманах» «Народного образования» вышел к 200-летию со дня рождения поэта. Многие юбилейные инициативы того времени давно канули в лету. Но альманах, созданный усилиями главного редактора Алексея Кушнира и выпускающих редакторов – Светланы Вишникиной, Ирины Зотовой, Арсения Замостьянова, Виктора Чумакова – остаётся крупнейшей творческой лабораторией педагогов, для которых пушкинский феномен фундаментальная ценность нашей школы.
    Журнал "Народное образование" выходит с 1803 года, это старейшее печатное издание России. Кредо журнала выразил его главный редактор: «Русский язык -  достаточно стабильная система, но под воздействием неблагоприятных социально-экономических факторов и целенаправленных манипуляций в нём может накапливаться своего рода усталость, характеризующаяся снижением культурного иммунитета, устойчивости к информационным вирусам различного происхождения. Способность информационных вирусов к саморазвитию, размножению, к инфицированию социальных систем, индивидуального и общественного сознания и есть тот механизм, с помощью которого разрушается идентичность нации».
     Алексей Кушнир в статье «Пушкин выбрал бы любовь» сетует, что русский язык остаётся малопривлекательным предметом для школьников, а уроки литературы редко воспитывают вдумчивых читателей. Эти печальные вопросы тревожат патриотов русского слова не первое десятилетие: «Ещё в давние времена Корней Чуковский и Сергей Михалков сетовали, что в школе живое, весёлое, чудесное искусство литературы иссушается в догматическую пустыню. А ведь в те времена школьное литературоведение было куда больше резонов для успеха, чем в наши дни.
      Тогда, в 1930-е – 50-е годы, в отсутствии телевидения и Интернета, в дни гонений на церковь, у учителя литературы было немного конкурентов на ниве культуртрегерства. В каждом классе находилось пять – десять человек, имеющих склонность к гуманитарной культуре, к фантазиям и творчеству, и все они становились союзниками учителя литературы. Сегодня такой поддержки нет и не будет: за души школьников активно борются агенты массовой культуры, и те самые пять – десять человек скорее уйдут с головой в Интернет или найдут выход духовным потребностям в стенах храма. Чтобы привлечь внимание современного школьника – нужно проявлять системную изобретательность, начиная с младших классов.    Нужна программа, ориентированная на чтение, а не на литературоведение. На эмоциональный разговор о прочитанном, а не на схемы. А в старших классах – на изучение истории отечественной культуры, отражённой в книгах (именно так воспитывается самоидентификация патриота!), а не на филологические мудрствования».
    Читатели альманаха не пройдут мимо статьи Валентина Непомнящего «Наш Пушкин – национальный миф», мимо рассуждений Арсения Замостьянова о пушкинском феномене, на который надвигается поток массовой культуры, уничтожающий молодые души. Алевтина Григорьева рассказывает о Пушкинской школе Новомосковска, в которой постигают пушкинское наследие современные подростки. Юрий Потолков предлагает интересную концепцию школьного изучения литературы, в основе которой – чтение как эмоциональное сопереживание.
    Новый альманах рождался в содружестве с журналом «Литература в школе». Есть в альманахе и материалы постоянных авторов «Литературы в школе», и извлечения из архива, из 1937 года… Оказалось, что тогдашние авторы «Литературы в школе» - такие, как А.Липаев –  не устарели. Иногда полезно перелистывать пожелтевшие подшивки далёких лет…
    Новый "Пушкинский альманах" будет подспорьем для учителей словесности. И его актуальность не исчезнет, когда, с течением лет, журнальные страницы пожелтеют. 
                                                                                                                                                                                                                                                                           Сергей Петровский.