После того, как я познакомился с новой книгой Евгения Евтушенко1, то понял, каким должен быть болельщик. Истовым в своей привязанности, просвещенным, деликатным. И если футбол как зрелище, по выражению ученых, способен психологически заражать, то это единственный недуг от которого не хочется  избавляться. У советского спорта с большой буквы, а именно о нем пишет поэт, сложилась не только своя неповторимая эстетика, но и великая социальная педагогика.

Та, может быть до конца не осознанная нынешними начальниками от спорта, наука,  которая  «выводила в люди» не только кумиров 40-80-х годов прошлого столетия, но и самих болельщиков. Ведь болеть за Всеволода Боброва, Алексея Хомича, Анатолия Ильина, Валентина Иванова, Никиту Симоняна, Игоря Нетто, Льва Яшина – значит, быть чуть похожими на них в жизни. То есть, развиваться,  обретать спортивную стать, результативность – не менее важную в работе, чем в состязаниях; выковывать по меркам  героев зеленых газонов бойцовские качества, учится командной игре и игре по правилам – это ли не массовая школа советского футбола! Вот, кстати, и поэт об этом:

             Нужна защита, но, однако,

              Был с приснопамятных времен

              Футбол задуман как атака,

              И быть атакой должен он.

              И если, дышащие веком,

              Вы, как в одной из лучших школ,

              В футболе стали человеком, –

              То это самый чистый гол.

Футбольные асы учили народ держать не только одиннадцатиметровые, а любые удары, которые назначала, как пенальти – судьба…                           

Этих кумиров не грешно, сотворив однажды,  вечно держать на пьедестале народной памяти.  Что и делает поэт.

Не питаю иллюзий относительно того, что фанаты, раскачивающие трибуны «Спартака» или «Динамо», подражая метру, начнут подбирать рифму к фамилиям Аршавина или Овчинникова… Евгений Александрович со свойственным ему литературным изяществом и болельщицким темпераментом  недосягаем. Но вот что может у него перенять любой поклонник кожаного мяча, так это преданность той истории, которой не покорялись, а творили сами современники поколения великих мастеров.

Футболиада Евгения Евтушенко началась в 1944 году, когда он приехал со стан­ции Зима в Москву. А в столице в ту пору, по меткому определению поэта, «как признак на­шей приближающейся победы над врагом, громыхали салюты, и во всех дворах и на стадионах снова зазвучали футбольные мячи».

Эта книга, а она включила не только поэтические, но и прозаические строки,  о большой любви поэта к великому нашему советскому фут­болу. Как он пишет в предисловии,  «о живых легендах пятидесятых и шестидесятых годов, сыг­равших огромную роль в моем воспитании как человека, поэта, гражданина. Я убежден, что ничто великое, в том числе и фут­бол, не может существовать «без божества, без вдохновенья», и, я добавил бы – без патриотизма, но только не противореча­щего патриотизму всего человечества, и не в бюрократическом, а в пушкинском понимании: «пока сердца для чести живы».

И далее у поэта: «Футбол – это изначально очаровательная, увлекательнейшая игра, неотделимая от детской чистоты, сохраняющейся до кон­ца их дней и в лучших взрослых. Но сегодня и в эту, может быть, самую красивую в мире игру, проникает бизнесное очерстве­ние, весьма далекое от чести. Так, например, в Москве, на весь­ма высоком уровне людей, профессионально ответственных за спорт, мне не удалось найти ни одного человека, который бы проявил сердечность и понимание и поддержал бы издание этой книги. Тем не менее газета «Советский спорт» (главный редактор – Игорь Коц), где я когда-то в 1949 году начал печататься, постоянно публиковала отрывки из этой книги и помогла мне с фотоиллюстрациями».

       А рыночникам от спорта  поэт не примянул показать «желтую карточку»:

       Торгаши чужими ногами,

       Сутенеры разных сортов

       И в Москве, и в Иокагаме

       Рыщут с мордами жирных котов.

       Торгаши чужими ногами

       Разложили футбол заодно,

      Так, что мечется мяч перед нами

      Хитрым шариком казино…

   Прокомментировал: «Так же, как в искусстве, делячество в спорте оциничивает и некоторых руководителей спорта и обесталантивает некото­рых, даже талантливо начинавших футболистов, но, слава Богу, не всех».

Эта книга, по словам поэта,  выходит  в то время, когда российский и ук­раинский футбол, к нашей общей радости, постепенно восста­навливают свою былую славу.

Об украинском футболе не случайно, поскольку «Моя футболиада» появилась на свет не без помощи украинских болельщиков. «Верные украинские друзья моей поэзии с Полтавщины, родины Гоголя, с которой меня связывает и генетическое и духовное братство, без всяких бю­рократических проволочек помогли этой книге выйти, – публично, 5-тысячным тиражом, выражает свою признательность поэт. –  Щиро дякую. Стихотворение, которое я написал к столетию полтав­ского футбола – мой ответный подарок им, хотя оно вовсе не было условием нашей договоренности.

 Я надеюсь, что эта книга теперь пробьется к читателю».

 Как болельщик, живущий не только давними воспоминаниями, Евгений Александрович делит свою радость на всех читателей: «Незабываема та недавняя счастливая ночь, когда вся болельщицкая Россия не спала, и незнакомые люди обнимались на улице, поздравляя друг друга с победой «Зенита» в финале Суперкубка в Монако над одной из лучших команд мира – Ман­честер Юнайтед. Когда я смотрел этот матч, у меня было такое чувство, как будто нашим сегодняшним футболистам магически передали свою энергию их предтечи из 1945 года, показав тогда ошеломившую англичан классную игру на родине футбола.

  Мы всенародно радовались победе в Суперкубке не только из-за результата, а и потому, что игра была на редкость краси­вая, полная страсти.

  Я радовался от души и победе «Шахтера» в кубке УЕФА над «Вердером», хотя тот факт, что все голы в этом матче были за­биты бразильцами, игравшими в обеих командах, все-таки напоминают о том, что не нужно слишком увлекаться легионерством – футбол, как поэзия, хорош тем, когда у него есть своей национальный неповторимый аромат, и не стоит разрешать больше двух иностранных легионеров.

Даже, если в предстоящем пути наш футбол ждут не толь­ко победы, но и поражения, не следует падать духом – неудачи тоже могут помогать становиться еще сильнее, если мы нау­чимся анализировать самих себя – ведь, по народной поговор­ке: «за битого двух небитых дают». Тем не менее, вместе со всеми верными болельщиками наше­го футбола я верю, что его лучшие традиции будут возрождены. Я надеюсь, что такому возрождению поможет и эта моя книга, адресованная не только болельщикам, но и нашим будущим Бобровым и Яшиным, Лобановским, и, надеюсь, вдохновит их выдающимися примерами из истории, как хранить честь смо­лоду».

Почитали хорошую книгу, дорогие друзья, и на стадион. Мяч вбрасывает в центре поля – Евгений Евтушенко.  Не знаю, как другие, а я  иного смысла в прочитанном не нашел.

Андрей Азаров.

На снимке: Евгений Евтушенко на презентации новой книги о футболе.

Фото Владимира Давыдова.

 



1 Евтушенко Евгений «Моя футболиада»: поэзия, проза. Полтава: ООО «АСМИ», 2009.