Усилиями ученых Института славяноведения РАН мировой общественности явлено уникальное издание в трех томах «Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии» (1). Проект посвящен истории возникновения и развития межнационального конфликта на территории бывшей Югославии – в Косове и Метохии, Македонии и Черногории с конца XIX в. до середины первого десятилетия XXI в. Документы и комментарии ученых объективно освещают развитие конфликта между албанскими сепаратистами и правительством Югославии. Сборник неопровержимо свидетельствует, что третья сторона столкновения геополитических интересов – Запад явно и неявно – способствовал разрушению государственности Югославии. 

            Документы, в частности, показывают, как, например,  в 2000 г. международные организации искали пути урегулирования на Юге Сербии и Македонии. Специальный представитель Генерального секретаря ООН выступил инициатором стратегии, призванной положить конец кризису и устранить глубокое, законное беспокойство, проявляемое обеими сторонами. С местными лидерами велось активное обсуждение четырехэтапного процесса, в рамках которого основное внимание должно быть уделено обеспечению свободы передвижения этнических албанцев, безопасности этнических сербов и упорядоченного возвращения к местам постоянного проживания тех и других. На первоначальном этапе внимание должно быть сконцентрировано на мерах укрепления доверия, которые могут основываться на общих интересах. Конечной целью являлось установление совершенно иного порядка управления Митровицей, – совместного управления «объединенным городом», которое должно послужить примером для других районов Косова.

            …В начале февраля 2000 года произошло резкое ухудшение ситуации в крае. 2 февраля по принадлежавшему Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) и осуществлявшему рейсовые гуманитарные перевозки автобусу с ясно различимыми опознавательными знаками, в котором находилось 49 пассажиров – сербов, был произведен выстрел из гранатомета, в результате чего два пассажира были убиты и трое ранены. Этим автобусом, который сопровождали два транспортных средства СДК, управлял международный сотрудник из Датского совета по делам беженцев. После этого нападения, 3 и 4 февраля, произошла вспышка насилия в северной части Митровицы, в результате чего восемь человек были убиты и не менее 20-30 человек серьезно ранены. Это привело также к перемещению более 1650 албанцев из северной части Митровицы и к сокращению числа сербов в южной части города, где их осталось не более 20 человек, из которых большинство живет на территории монастыря под защитой СДК.

Неправительственные организации также стали жертвами насилия. Международный и местный персонал пришлось передислоцировать, а девять транспортных средств, принадлежащих МООНВАК, УВКБ, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и международным неправительственным организациям, были сожжены или разграблены. Офис Международного комитета Красного Креста (МККК) был сожжен, а офисы некоторых неправительственных организаций и один офис СДК были разграблены (2).

            Правительство Югославии внимательно следило за ситуацией в крае и полагало, что международные организации не достаточно внимания уделяют продолжающимся преступлениям против неалбанского населения. По его мнению, ситуацию в Косове и Метохии характеризовал повседневный террор, преступления, массовые нарушения прав человека и этническая чистка сербов, мусульман, цыган, турок, египтян. «Край превращен в рекрутский центр террористов, базу организованной международной преступности, контрабанды наркотиков, оружия, работорговли и отмывания денег.         

            Главной причиной невыполнения и систематического нарушения резолюции СБ 1244 (1999), этнических чисток и непрекращающегося геноцида неалбанского населения края является американская политика поддержки сепаратизма, терроризма и концепции «Великой Албании». Действующая администрация США эту поддержку осуществляет через исполнителя Бернара Кушнера, террористическую так называемой «ОАК», Х. Тачи, А. Чеку и других преступников. Налицо факт невыполнения своего мандата СДК и МООНВАК, они не показывают готовность его выполнять и напрямую в ответе за невыполнение и систематическое нарушение резолюции СБ 1244». В период с 12 июня 1999 по 13 января 2000 г., как показывают документы, было совершено 3688 террористических актов, во время которых было убито 793 чел (3).

            Правительство Сербии в этой ситуации оценивало применение резолюции 1244 СБ ООН как неудовлетворительное и вызывающее беспокойство, а процесс создания демократического и мультиэтнического общества и институтов в Косове и Метохии неудовлетворительным и несостоявшимся, отмеченным этнической дискриминацией и односторонними решениями, которыми возмутительно нарушаются положения Резолюции СБ ООН.

            Среди таких решений – Декларация о легализации деятельности так называемой Освободительной армии Косово, перенос полномочий международных миссий на временные институты самоуправления и избеганием реальных механизмов создания демократического общества, каковым является процесс децентрализации. Правительство отрицательно оценивало и общую ситуацию соблюдения прав человека в Косове и Метохии, отмеченную участившимися случаями террористических актов, физического насилия, убийств на этнической основе, резкой экспансией организованного криминала, разбойными нападениями, узурпацией и уничтожением частной собственности, ограничением свободы передвижения, недоступностью институтов для представителей сербской национальной общины и т. д. Только в августе 2005 г. был зарегистрирован в общей сложности 251 инцидент, связанный с контрабандой наркотиков, оружия, фальшивых денежных знаков и с другой контрабандной деятельностью.

            Словосочетание «Албанский фактор» в названии сборника документов можно считать синонимом            деструктивности. Образно говоря, эта разновидность сепаратизма – мутирующий вирус в теле многонационального государства. В Советском Союзе таких вирусов оказалось больше: «Прибалтийский», «Западно-Украинский», «Закавказский» и другие, способствовавшие летальному исходу...

            Важно отметить то обстоятельство, что позиция России во время трагических событий на Балканах была неизменной. МИД РФ рекомендовал международным кругам, Западу воздерживаться от нарушения норм международного права в отношении Сербии. Да и сегодня, десять лет спустя, Москва устами официального представителя внешнеполитического ведомства А.Нестеренко заявляет: «Антисербские погромы, пренебрежение к чаяниям нацменьшинств, изоляция сербов в анклавах, бездействие, когда разрушались православные святыни в крае, криминал и оргпреступность, псевдопереговоры по статусу Косово, где доминировало мнение одной лишь Приштины, – это далеко не полный перечень последствий такой политики, приведшей в итоге к одностороннему провозглашению независимости края вопреки решениям Совета Безопасности ООН», – подчеркнул дипломат


1 «Албанский фактор в развитии кризиса на территории бывшей Югославии» Т. 3. М. ИНДРИК, 2008.

2 Документ ООН. S/2000/17

3 Документ ООН. S/2000/538