«В стихах Николая Зиновьева говорит сама Россия», – считает Валентин Распутин. По его мнению, талант поэта «немногословен в стихе и чёток в выражении мысли, он строки не навевает, как это часто бывает в поэзии, а вырубает настолько мощной и ударной, неожиданной мыслью, мыслью точной и яркой, что это производит сильное, если не оглушающее впечатление». Тогда и получаются такие, к примеру, стихи: «Пусть мы в пророки не годимся, Но чтоб не так хамели хамы, Друзья, давайте созвонимся, Как храмы...»
     
     Выход книги избранных стихов Николая Зиновьева «Я – русский» снял многие вопросы, ранее озвученные критиками или же витавшие в воздухе. Перед лицом читателей отчётливо вырисовался масштаб его таланта и широта поэтической палитры (1).
     Литературная звезда краснодарского поэта вспыхнула ярко и сразу стала видна отовсюду. Сам он запечатлел ощущение этого внезапного прорыва на общероссийскую литературную арену:   

     Самородок! Самородок!
     Налетела пресса.
     Вмиг от лысин и бородок
     В хате стало тесно.
     
     Оператор с львиной гривой
     Сматывает плёнки…
     И с улыбкою счастливой
     Мать стоит в сторонке

После смерти Юрия Кузнецова многие стали прочить Н.Зиновьева на вакантное место первого поэта России, и к тому были свои резоны: немолодой дебютант заявил о себе твёрдо и решительно, в гражданственном слове обозначил патриотические приоритеты и подкрепил их чеканным строем стиха. Сразу же проявился и пронзительно-резкий темперамент его лирики: 

      Там, где сквозь огнедышащий чад
     Солнце на ночь в ущелье свалилось,
     Сын погиб…
     Чтоб донянчить внучат,
     Мать на время живой притворилась.

Впрочем, недостатка и не было и в более осторожных суждениях насчёт дарования Зиновьева. Говорили о некоторой тематической и эмоциональной монотонности его стихотворений, о том, что плач по поводу «погибели земли русской» в современной нашей поэзии чересчур затянулся, упрекали поэта и в пессимистической, а то и пацифистской позиции, нередко проявлявшейся в его строках (Бог плачет вместе с его русским героем, в песочнице играют дети – солдаты третьей мировой, дед Антип сколачивает себе гроб, а лирический герой, касаясь пальцами карты СССР, закрывает веки своей несчастной родине – малую он любит сильнее предков, потому что большой уже нет). Что и говорить: претензии серьёзные и, на первый взгляд, весьма основательные.

Собранные в один большой том, стихи Николая Зиновьева убеждают в том, что его стихотворный дар мощнее и разнообразнее, чем представлялось. Наряду с болью за поруганную отчизну в сборнике сильно звучат и лирические ноты, и память о детстве, и негромкая красота окружающего мира. Да и смирение, которое конечно же характерно для авторской манеры Зиновьева (его герой молится, например, чтобы Русь не пошла по миру с «лучшим в мире автоматом» вместо нищенской сумы) отнюдь не беспредельно. Терпение вообще ошибочно принимать за слабость, на деле оно может быть и моментом накопления сил перед решительной битвой: 

        Как ликует заграница
       И от счастья воет воем,

      Что мы встали на колени

     А мы встали на колени

     Помолиться перед боем…

Столь же ошибочно думать о Зиновьеве, как о подражателе Кузнецову (отдельные переклички и образы, несомненно, встречаются: лирический герой Зиновьева стремится заколотить окно в Европу, так как в окна лазят только воры, а у Кузнецова это окно торопился заделать сам Пётр, но это вполне закономерно для поэтов одной художественной традиции, а к тому же и земляков). Его талант совершенно оригинален и удивителен хотя бы потому, что его простые и безыскусные миниатюры запоминаются с одного раза, а потому избранное листаешь, как наполовину прочитанную книгу.

И последнее замечание: стихи Николая Зиновьева обладают поразительным свойством: они сработаны таким образом, что становятся понятными сразу же по прочтении. Критик, таким образом, освобождается от необходимости трактовать и истолковывать его образы, ясные и доходчивые. Его душа болит за Россию и соотечественников


1 Николай Зиновьев. Я – русский: Стихи.  Майкоп.: ОАО Полиграфиздат «Адыгея», 2008.