«Полный назад!» Нет, это не команда из флотского лексикона, а название новой книги Умберто Эко1. Хотя, на мой взгляд, следовало бы отдать это распоряжение армаде НАТОвских кораблей, отшвартовавшихся в портах Грузии…

Содержание книги с подзаголовком «Горячие войны» и популизм СМИ», авторская позиция самого концептуального европейского мыслителя и романиста сегодня звучит предостережением для политических элит Запада, бездумно следующих в кильватере внешнеполитического курса США. Для этого достаточно познакомиться с такими главами книги, как: «Любить Америку, но и устраивать марши мира», «Возвращение к Большой игре», «Возврат к крестовым походам», «Сумерки начала тысячелетия». Мы обратим внимание читателей на вечный сюжет, обращенный к проблеме ответственности политиков за принятие решения о применении силы в международных отношениях..

Умберто Эко напоминает современникам о том, как создавалась «Хризантема и меч» Рут Бенедикт − одна из самых поразительных книг о Японии. Это сочинение появилось в 1946 году,  после окончания Второй мировой войны. Но создавалась книга по материалам социологического исследования, заказанного писательнице  разведслужбами США в 1944 году, когда война была в разгаре. Цель ее работы была четко очерченной; как поясняет сама Рут Бенедикт в предисловии, американцы намеревались довести войну до победного конца, а потом (в случае если конец будет и если он будет победным) организовать долгую стабильную оккупацию в стране, которая американцам была, по сути, едва знакома.

Янки готовились управлять побежденной нацией, в военном смысле организованной, в техническом смысле оснащенной −  и при всем этом не принадлежащей к традиционным обществам Запада. Но как понимать японцев, как вести себя с ними, и можно ли предугадать, что в неком конкретном случае станут делать японцы (а не что сделали бы  американцы на месте японцев). Не имея возможности поехать в страну, ограничиваясь только чтением антропологических работ, изучая японскую литературу и японское искусство, пользуясь консультациями живших в США натурализовавшихся японцев, Рут Бенедикт сумела создать великолепную фреску. Может, в чем-то она и недотянула, но безусловно смогла изложить, по мнению У.Эко, в своем исследовании «без гнева и пристрастия», как рассуждали и как вели себя японцы той эпохи.

Когда в США решали, куда бросать атомную бомбу, командование армии рассматривало, как  вариант  цели  − Киото. Ясно, что эти люди не прочитали Рут Бенедикт, а то бы знали, что уничтожать Киото − все равно что взрывать Ватикан с целью навести порядок в Риме. Но все-таки Киото они не тронули; это доказывает, что хоть кто-то там у них в командовании исследование Рут Бенедикт все-таки прочел. «Я не говорю, − с сарказмом пишет автор, − что кидать бомбы на Хиросиму и Нагасаки было настоящим подарком японцам, но факт тот, что послевоенные отношения строились более-менее разумно, чему свидетель вся послевоенная история».

И далее: «Америка Рузвельта и Трумэна −  это не Америка Джорджа Буша. И все же хотелось бы понять: проводились ли перед вторжением в Ирак подобные исследования культурной антропологии. Да, я знаю − достаточно пойти в библиотеку Гарварда или прочитать замечательные работы, напечатанные в американских журналах, чтобы убедиться, что в Штатах нет недостатка в глубоких знатоках исламского мира. Мне хотелось бы понять другое: но Буш и его люди, знакомы ли они с работами по исламу?»

Белый дом изумляется и гневается всякий раз, как Саддам передергивает карты сначала-де у него ракет не было, потом-де он от них избавился, потом-де он от них твердо намерен избавиться, потом-де у него и есть-то только две или три. «Ну вот и скажите мне, − иронизирует У.Эко, − почему они удивляются? Они что, не читали «Тысячу и одну ночь» − инструкцию по пониманию Багдада и его халифов? Мне кажется абсолютно естественным сопрячь нарративную технику Саддама Хусейна с техникой Шехерезады. Удачно выдавая каждую ночь по новой сказке, она сумела сохранить голову на плечах два года и девять месяцев.

Имея дело с такой гениальной волокитой, приходится выбирать из двух решений. Первое: не слушать истории Шехерезады и отрезать ей голову с самого начала. Я писал эту статью2, когда еще было неизвестно, изберет ли Буш именно такую тактику. Но я просил учитывать, что даже при подобном варианте −  из-за резкого прерывания рассказа возникает тысяча и один риск какой-нибудь дополнительной оттяжки еще на тысячу (с довеском) ночей.

Второе решение − на все шехерезадские проволочки отвечать тем же самым. Есть надежда, что Кондолиза Райс читала арабские сказки, и тогда она может выбрать именно этот второй метод, то есть на каждую оттяжку Саддама отвечать своей оттяжкой, при этом терроризировать его угрозами и смотреть, у кого у первого нервы не выдержат».

Думаю, недостаток антропологической культуры −  в основе той ярости, которую вызывает у Буша сдержанная политика некоторых европейских государств. Буш не учитывает, что Европа с исламским миром имеет опыт пятнадцати веков как мирного сосуществования, так и вооруженного конфликта, так что успела обзавестись довольно-таки основательным «ноу-хау». Франция, Германия и Россия могли бы стать для Буша новой Рут Бенедикт, выступить в роли экспертов, знающих об арабах значительно больше, нежели тот, кто получил болезненнейший удар от фундаменталистского терроризма и видит во всем только один аспект − обиду и боль.

«Только не говорите, что во время войны не до культурных антропологов, − полемизирует с апологетами силового мышления автор, −  Рим, когда сшибался с германцами, обращался к сочинениям Тацита, чтоб понимать неприятелей. Во времена сшибки цивилизаций пристало не только лить пушки, но и финансировать науку −  это приличествует руководителям страны, собиравшей у себя лучшие мозги по части физики как раз тогда, когда Гитлер приказывал жечь этих лучших физиков в газовых печах».

Для тех, кто впервые попадет под обаяние блистательного стиля и логики итальянского автора, мы рекомендуем не останавливаться на достигнутом. К счастью, Россия хорошо печатает У.Эко. Его творчество вообще и настоящая книга в частности достаточно ясно дает понять, почему Европа, как бы ее не подталкивали к конфликту с Москвой, не протрубит нового крестового похода на Кавказ.

                                                                            

Доктор философских наук, профессор Юрий Сумбатян.

 

 


 



1 Эко У. Полный назад! «Горячие войны» и популизм СМИ / Пер. с итал. Е. Костюкович. – М.: Эксмо, 2007.

2 Книгу составили речи, статьи, эссе автора, опубликованные в журнале «Эспрессо», газете «Репубблика» и других итальянских и европейских изданиях.