Великая Смута, что это? Период безвластия и развала государственных дел? Период утраты обществом морально-этических качеств? А может это перманентное пребывание России в состоянии бюрократизации и постоянной борьбы элиты за власть. Власть над обществом, власть над умами и сердцами граждан. Смута на Руси – это социальные кризисы, сотрясающие страну едва ли не каждое столетие и ставящие ее на грань самоуничтожения. В чем причина?

«Причинная связь исторических явлений, преемственность культур и цивилизаций даёт возможность связать их на протяжении тысячелетий в последовательный процесс развития человечества», – писал историк В.О. Ключевский. Именно ответ на эти вопросы мы пытались отыскать в новой книге бывшего начальника легендарного МУРа Юрия Федосеева «Великая Смута». Автор продолжает рассказ, начатый в первых частях своего исторического повествования – «Долетописная Русь», «Русь доордынская» и «Русь и Золотая Орда».

Юрий Федосеев, базируясь на произведениях классиков русской исторической школы, излагает традиционную версию истории нашего Отечества, расширив рамки повествования от  Елены Глинской до восшествия на престол Михаила Романова. Без школярства и начетничества он дает зримое представление о событиях, которыми так богата наша история и о которых мы так мало знаем. Книга Ю.Федосеева — при всей ее научной фундаментальности – чрезвычайно занимательна для читателя, увлеченного российской стариной, дела которой вновь и вновь оживают в наше время. Пережив свое Смутное время, читатели сегодня с особой напряженностью вглядываются в историческое прошлое, когда Россия ходила ходуном, искала волю, искала порядок.

Феномен самозванства и его успеха, скорость, даже легкость, с которой боярство и церковь, дворяне и крестьянство присягали на верность Годунову, Самозванцу, Шуйскому, новому Самозванцу, польскому королевичу Владиславу, – все это представляет интереснейшую загадку для читателя, пережившего перестройку и референдум о сохранении СССР, Беловежские соглашения и путч, борьбу парламента с первым Президентом России и недавнюю передачу власти преемнику.

В книге ярко звучат голоса свидетелей и участников событий Смутного времени, проясняется подоплека и позднейшее нагромождение мифов вокруг них. Особое внимание автор обращает на важную роль, которую в неспокойную эпоху играла Церковь.Между тем, как отмечает Карамзин, в Смутное время, между выборами царей и целований крестов на верность, народ (чернь) был склонен к бунтам против вельмож и ограблениям, как способу зарабатывания.

Автор показывает разные стороны общественной и государственной жизни, где Смутное время – символ вселенских страданий и тягчайших бедствий. Но это – и время величайшего героизма и самопожертвования русского народа, спасшего страну от катастрофы, отстоявшего ее независимость. В этот период, как в калейдоскопе, менялись правители Московского государства, а сама Москва была занята польскими войсками. После ряда неурожайных лет на Руси наступил страшный голод, унесший миллионы жертв. Возглавил духовное сопротивление первоначально патриарх Гермоген, который объявил, что если «королевич» (московский государь Владислав Жигимондович) не примет православие, чему всячески противился его отец – Сигизмунд III – фанатично преданный католицизму, а полки не покинут русские уезды, Владиславу «не государить».

Когда стало ясно, что эти условия не будут выполнены, патриарх начал рассылать грамоты с призывом к сопротивлению, и города стали сговариваться между собой об освобождении Москвы. Навсегда останутся в памяти народной староста Козьма Минин, призвавший людей объединиться во имя спасения Отечества, и возглавивший ополчение князь Д.М. Пожарский – смелый и способный военачальник, не запятнавший свою репутацию ни связью с самозванцами, ни сотрудничеством с королем и его сторонниками. Великие российские историки по-разному оценивали сложнейшее переплетение политических и любовных интриг и событий, происходивших на рубеже XVI-XVII веков.
Но все они единодушно утверждали, что в истории Смуты переломным стал 1612 год: в марте в Ярославле было создано Временное правительство, а в октябре отряды народного ополчения под предводительством Д.Пожарского освободили от интервентов Китай-город и Кремль.

Смутное время было тяжелым потрясением жизни Российского государства.
Первым, непосредственным и наиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустение страны. В описях сельских местностей при царе Михаиле упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне «сбежали» или «сошли безвестно куда», или же были побиты «литовскими людьми» и «воровскими людьми».
В социальном составе общества Смута ослабила силы и влияние старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и своим союзом с врагами государства. В отношении политическом – Смутное время заставило народ, собравшись с силами, восстановить разрушенное государство и показать воочию, что государство Московское не было созданием и «вотчиною» своего государя, но было общим делом и общим созданием «всех городов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия».

Завершив чтение, отчетливо видим пушкинского старца Пимена, склонившегося над летописью времен:

Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я свою, лампаду –
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу…

Читая главы «Великой Смуты», мы понимаем, что это не просто художественные иллюстрации к русской истории, это трагедия о попранной совести, о беде Российского государства и народа, чья история пошла неправедным путем вследствие нарушения древних обычаев и веками сложившегося порядка, вследствие духовного помрачнения народа.

«Да хранит тебя Бог, наша малознаемая нами Россия», - писал Н.В. Гоголь. Хочется продолжить:  надо внимательно изучать прошлое, чтобы понимать настоящее и не бояться будущего.