Потенциальный источник ядерных материалов, которыми могут разжиться для своих темных дел террористы, − это Соединенные Штаты. Заметим сразу, что это не гипотеза автора «Хранителя», а утверждение человека из-за океана, весьма искушенного в вопросах ядерной безопасности. Бывший заместитель министра обороны США, политолог Грэм Аллисон в своей книге(1) в очередной раз напоминает человечеству о том, как хрупок мир перед лицом экстремизма.

Как сообщает автор «Ядерного терроризма» − книги-предупреждения, бдительность – лучший попутчик человечества. Примеров, когда ею пренебрегали, на страницах его сочинения немало. Так, в 1997 году защита одной из наиболее охраняемых зон Национальной лаборатории Лос-Аламос в Нью-Мексико, известной как Техническая зона-18 (ТА-18), была прорвана. Как только появились нападавшие, снайперы, расположившиеся на окрестных холмах, перестреляли их, но в это время другая часть нападавшей группы добралась до запаса канистр с высокообогащенным ураном, хранящегося внутри предприятия. Поскольку каждая канистра оказалась слишком тяжела для того, чтобы ее мог перенести один человек, нападавшие взяли садовые тележки, которые продаются в универсальном магазине, и вывезли высокообогащенный уран в количестве, достаточном для создания множества боезарядов. Из ТА-18 похитители отвезли радиоактивные материалы в леса, расположенные вокруг города Санта Фе. Позднее эксперты, занимавшиеся вопросами безопасности на ядерных объектах и сотрудники министерства энергетики, назвали этот случай «инцидентом с садовыми тележками».

К счастью, теми «террористами» оказались коммандос из армейского спецназа, выполнявшие запланированные упражнения по безопасности и использовавшие лазеры вместо настоящих пуль. Все же спецназ профессионально переиграл охранников Лос-Аламоса, хотя численное превосходство было не на их стороне. Обычная игра в ядерных террористов потребовала бы, чтобы коммандос украли ядерное топливо только для одного боезаряда, которое вошло бы в рюкзак. Но замысел этих учений требовал, чтобы они забрали больше, чем мог унести один человек. Когда спецназ решил этупроблему, руководители Лос-Аламоса стали возражать, называя это «несправедливым», поскольку, по их словам, садовые тележки не были включены в список оружия для военных игр, одобренный министерством энергетики». «Интересно, − с сарказмом замечает Г.Аллисон, − были бы также запрещены ножи для вскрытия картонных ящиков, которые использовали авиаугонщики 11 сентября?»

В 1998 году «Морские львы» проводили аналогичные учения в ядерной лаборатории Роки Флэтс в Денвере (штат Колорадо) и с успехом украли плутония на несколько бомб, оставшись при этом непойманными. Когда они повторили проверку, администрация Роки Флэтс потребовала, чтобы «террористы» не уходили в ту же дыру забора, через которую они проникли на сверхсекретный объект, а лучше бы забрались на охранную башню и спустили плутоний через забор на веревке…Капитан «Морских львов» высмеял этот тест за нереальные ограничения, которые, безусловно, были приняты в пользу охранников.

Итог подвел Ричард Левернье, бывший эксперт по ядерной безопасности, который проводил военные игры в различных ядерных лабораториях: «Некоторые из этих предприятий будут демонстрировать свою уязвимость из года в год, − сказал он. − Более чем в пятидесяти процентах случаев при проведении нами проверок на предприятиях Лос-Аламоса мы проникали внутрь, захватывали плутоний, выбирались наружу, причем в некоторых случаях не сделали при этом ни одного выстрела, потому что так и не встретили никаких охранников».

В Соединенных Штатах есть десять основных предприятий, количество оружейного плутония и высокообогащенного урана на которых достаточно для создания ядерного боезаряда, включая Лос-Аламос и Роки Флэтс, а также лабораторию Лоуренса в Ливерморе рядом с Сан-Франциско и Сандийскую национальную лабораторию в Альбукерке (штат Нью-Мексико). Согласно информации Института науки и международной безопасности, в ядерном комплексе Америки хранится 1,27 миллиона фунтов высокообогащенного урана и 200 тысяч фунтов плутония. Но недостаточная безопасность этих арсеналов постоянно вызывает перепалку двух основных партий страны.

Летом 2003 года сенатор-республиканец от Айовы Чарльз Грассли разразился резкой критикой в адрес американских ядерных лабораторий: «Безопасность слаба. Наши ядерные секреты не защищены... Для преступников и шпионов лаборатории кажутся кондитерскими, в которых двери открыты, а на кассе никого нет. И террористы облизываются в предвкушении». Член палаты представителей от демократической партии Эдвард Марки из Массачусетса также отреагировал на эти опасения. «Террористы, − сказал он, − могут найти все, что им нужно, для того чтобы начать ядерную атаку прямо здесь − в Соединенных Штатах Америки».

Обнаружились и сообщения о нежелательной деятельности самих работников данной сферы. В двух лабораториях пропали универсальные ключи, с помощью которых можно было пройти весь путь к самим реакторам. Жесткие компьютерные диски с засекреченной информацией по исследованиям в области вооружений исчезли. Точечная операция ФБР позволила выявить множество украденных переносных компьютеров ЦРУ в магазинах, продававших компьютерные детали из Сандийской лаборатории. Видеокамера наблюдения ФБР зафиксировала, как один охранник крал такие компьютерные детали. Позже он продал их своим начальникам.

«Случай агента ФБР Роберта Ханссена, который продал государственные секреты Советскому Союзу, − пишет Аллисон, − напоминает нам о том, что жадность, а также вовлеченность в международную преступную деятельность и шпионаж могут побудить даже высоких правительственных чиновников предать интересы своей страны. Преступление Ханссена было особенно тревожным для разведывательного сообщества Америки, потому что он был контрразведчиком ФБР номер один и отвечал за уничтожение коммунистических «кротов»… За 1,4 миллиона долларов Ханссен предал как минимум трех советских шпионов, работавших на Соединенные Штаты, двое из которых были впоследствии казнены, и раскрыл огромное количество секретов, уменьшивших безопасность его соотечественников. В 1985 году легендарный перебежчик из ЦРУ Олдрич Эймс выдал имена всех двадцати пяти шпионов, работавших на Соединенные Штаты в России, за 4 миллиона долларов».

Возможные источники для ядерной бомбы террористов находятся по всему миру. Многие полагают, что ядерное оружие или ядерные материалы либо слишком хорошо охраняются для того, чтобы вор мог их заполучить, либо являются слишком опасными для того, чтобы работающий в данной сфере мог замыслить его продажу. Однако, как мы уже видели, и работники ядерного сектора, и те, кто могут вторгнуться в него со стороны, гораздо более активны, чем это подсказывает здравый смысл. От встреч пакистанских ученых-ядерщиков с представителями «Аль-Кайды» до ядерного импортно-экспортного бизнеса доктора А.К. Хана и планов обедневших российских ученых, направленных на получение некоторого количества дополнительных рублей, − список активности инсайдеров ужасающе длинен. Ядерный грабеж на многих российских заводах будет легче ограбления банка. Большинство людей никогда не видели ядерного хранилища, равно как и настоящего ядерного оружия и материалов, поэтому страх для них в значительно мере остается абстракцией. Простым людям легко забыть о громадном мировом ядерном арсенале. Однако террористы, безусловно, о нем помнят.

«В войне с терроризмом, − пишет Г. Аллисон, − американское правительство испытывает большие трудности в сохранении стратегической сфокусированности». После «сильного старта» произошло отвлечение внимания ресурсов на войну в Ираке, что ослабило напор в войне с терроризмом и «размыло цели».

Аллисон справедливо пишет о том, что «война с терроризмом» − это прежде всего «коалиционная война». В еще большей степени это относится к войне с ядерным терроризмом. Это одновременно «борьба за умы и сердца» людей в самых разных странах мира.

Колоссальный ущерб всему этому нанесла война в Ираке, справедливо отмечает Аллисон. Когда половина населения Германии верит в то, что США представляют такую же угрозу миру, что и Северная Корея, когда в Пакистане в три раза больше опрошенных считают, что бен Ладен «делает правильные дела в мировой политике», то, − заключает Аллисон, - долговременная борьба с терроризмом под угрозой». США не могут самостоятельно начать и вести войну с ядерным терроризмом. Великие державы должны объединиться в «глобальный концерт», в «великий альянс против ядерного терроризма».

Существующие союзы плохо приспособлены для этого, считает автор, в том числе НАТО, американо-японский договор безопасности и другие. Не соответствует, по его мнению, этой задаче и действующий режим нераспространения ядерного оружия, включающий в себя как официальный Договор о нераспространении, так и различные неформальные договоренности.

Создание нового союза, считает Аллисон, должно начинаться с России и Соединенных Штатов. Как пишет Аллисон, США и Россия «имеют особые обязательства и перед международным сообществом, чтобы обратиться к этой проблеме». Они создали ядерное оружие и все еще обладают 95%его мировых запасов и соответствующих материалов.

Россия и США совместными усилиями должны вовлечь в этот союз Китай, который недавно заявил о намерении препятствовать распространению ядерного оружия. Члены этого союза, по мнению автора, должны ввести «золотой стандарт» для обеспечения сохранности, безопасности всех ядерных материалов, прежде всего в собственных странах, и провести полную «очистку» всех соответствующих объектов, которые не используются. Новый альянс должен разработать надежный режим нераспространения, который полностью перекрыл бы продажу и экспорт ядерных технологий, материалов, ноу-хау.

Нет никаких сомнений в том, что выработанные Г.Аллисоном оценки и рекомендации должны стать предметом внимательного изучения как экспертного сообщества, действующего в данной сфере, так и государственных руководителей, включая их высший эшелон. Меры безопасности, предложенные автором, разумеется, не являются полностью исчерпывающими. Не со всеми оценками и данными, приводимыми Аллисоном в книге, можно согласиться, но в целом нет никакого сомнения, что это весьма важная, интересная и весьма востребованная работа.                                                   


1 Аллисон Г.Т. Ядерный терроризм. Самая страшная, но предотвратимая катастрофа (Nuclear Terrorism: The Ultimate Preventable Catastrophe). Издательство ЛКИ, 2007.