Книга Фрэнсиса Фукуямы «Америка на распутье»1, несомненно, − одна из самых интересных работ по современной американской внешней политике. Совмещая в себе академическую обстоятельность и простоту изложения, она обращается к исследованию разнообразных политических философий, которые определяют мотивацию и направление этой политики, а также ставит вопрос об их адекватности текущему состоянию глобализирующегося мира. Все те, кто интересуется интеллектуальными основаниями внешней политики США, с большим интересом прочтут эту книгу.

Политическая философия неоконсерватизма, по определению Ф.Фукуямы, сводится к четырем фундаментальным принципам, которые лежали в основании течения, длящегося до окончания холодной войны ( стр. 18.):

1) неоконсерваторы проявляют озабоченность относительно вопросов демократии, прав человека и внутренней политики государств; они считают, что внутренний характер режима, его природа, оказывает решающее влияние на проводимую этим режимом внешнюю политику;

2) неоконсерваторы убеждены в том, что для достижения нравственных целей (распространения демократии, предотвращения геноцида и политических репрессий, распространения ОМП и борьбы с террором) уже использовалась и может использоваться военная мощь США, поскольку последние несут особую ответственность в мире в области международной безопасности; подчеркнем, что военная мощь оправдана, когда она используется для самообороны и в особенности для решения задач нравственного характера;

3) неоконсерваторы испытывают скепсис в отношении возможностей международного права и международных институтов для решения проблем безопасности и обеспечения справедливости в мире;

4) неоконсерваторы выступают против социальной инженерии, полагая, что активное социальное строительство часто приводит к неожиданным последствиям и на самом деле препятствует достижению поставленных целей всеобщего благоденствия.

И проблема, по утверждению автора монографии, не в том, что у американских элит и нынешнего кабинета существуют теоретические разногласия. «Проблема состоит в том, что ни одна из фракций – неоконсерваторы, реалисты, националисты джексонианского толка, либеральные интернационалисты − не формулирует должным образом воззрение на мир, которому Соединенные Штаты должны следовать в свете событий 11 сентября и вторжения в Ирак»(стр.23.).

США, как утверждает философ, могут сокрушить военную мощь любого существующего сегодня противника, но данная тактика, как вытекает очевидный вывод из событий последних лет в Ираке и Афганистане, не дает им преимуществ в условиях длительного противостояния (стр. 57). За это верхоглядство и поспешность в применении силы и упование исключительно на силу во внешней политике Фукуяма называет нынешних партнеров Дж.Буша-младшего – ленинцами. Смысл этой параллели состоит в том, что они, используя силовые методы, пытаются ускорить процесс развития и модернизации. Это то, что В.И. Ленин сделал в советской России и что бушевская администрация решила произвести в мире. То есть, силой ускорить процесс демократизации…

От теоретических оценок внешней политики США автор переходит к критическому анализу стратегии национальной безопасности (стр.112-128). И с нескрываемым сарказмом указывает на такие застарелые и опасные по своей сути хронические болячки, как американская исключительность и попрание международной законности. Из-за чего собственно американский авторитет даже в глазах их стратегических партнеров в Европе заметно пошатнулся.

Френсис Фукуяма обеспокоен не только падением престижа собственной страны, но и острейшими проблемами глобальной безопасности. Его опасения, конечно, не беспочвенны, но у человечества есть все основания для более оптимистичного взгляда на ситуацию в многополярном мире. Так, по мнению доктора исторических наук
Евгений Бажанова, проректора Дипломатической академии МИД России2, Соединенные Штаты уже сейчас сталкиваются с негативными последствиями силового метода насаждения «передового» образа жизни.

В Афганистане, к примеру,  вновь поднимают головы талибы и террористические группировки, не уменьшается, а увеличивается вывоз наркотиков с афганской территории во внешний мир. В Ираке успешный «блицкриг» тоже может оказаться на поверку пирровой победой. Рано или поздно в Вашингтоне осознают непродуктивность установления демократии в чужих землях и цивилизациях на штыках. Пыл американского правительства будет охлаждать внутренняя оппозиция. (Уже охлаждает – А.Н.).

Опять-таки, экономические возможности США небезграничны, и в условиях углубляющейся депрессии Вашингтону придется более тщательно считать деньги. Средств на экспорт демократии и военную гегемонию в глобальном масштабе будет меньше.  Вероятно, новая администрация США столкнется с нарастающим неприятием гегемонистской политики со стороны крупных и влиятельных держав −  России, Китая, Индии, многих мусульманских и других развивающихся стран. Страны-«изгои» на угрозы ответят эскалацией усилий по созданию оружия массового уничтожения, единственной, с их точки зрения, панацеи от нападения извне. Те же «изгои» с еще большей страстью будут прибегать к террористическим методам. Дополнительные хлопоты предвещает Вашингтону поведение союзников. Наиболее сильные и гордые из них, такие, как Франция и Германия, всерьез настроены против силовой политики вне рамок ООН и международного права.

                                                          

Алексей Никитин,

    Российский университет дружбы народов.

 

 



1 Фукуяма Ф. Америка на распутье. Демократия, власть и неоконсервативное наследие. - М., АСТ, 2007.

2 Российская Федерация сегодня. 2007. №11.