Россия, вступившая в Итерпол в 1990 году, почти на 70-м году существования Международной организации уголовной полиции, привнесла в деятельность профессионального содружества богатый опыт антикриминальной защиты социума, впечатляющий научно-технологический и интеллектуальный ресурс. Правоохранительные органы, представленные в Национальном центральном бюро Интерпола в РФ, будучи частью международного «разделения труда» в сфере борьбы с уголовными преступлениями, вносит посильный вклад в отражение угроз криминального мира. О деятельности Интерпола, о становлении его российского «сегмента», системном взаимодействии полицейского сообщества рассказывается в книге В. Самарина «Интерпол. Международная организация уголовной полиции»1.
Сотрудники Интерпола ведут борьбу с большинством преступлений, входящих как в первую (Интерпол плодотворно взаимодействует с Международными трибуналами по Руанде и по бывшей Югославии), так и во вторую группу преступлений. Но сфера их деятельности охватывает и некоторые другие виды преступлений. Поэтому, трактуя международные преступления, сотрудники Генерального секретариата Организации выделяют следующие их признаки:
• опасность преступления более чем для одной страны;
• природа совершенного преступления;
• характеристика преступника (соучастника) как лица, проходящего по преступлениям, совершенным в более чем одной стране;
• поведение преступника(информации о самом преступнике придается первостепенное значение).
К таковым можно отнести и преступления, совершенные на территории нескольких стран, подготовленные к совершению на территории одной страны, а совершенные на территории другой. Скрываясь от правосудия, в настоящее время преступники без преград могут пересечь границу и скрыться в другой стране, а затем перевести свои незаконно нажитые денежные средства на счета в банки, находящиеся за границей. Исходя из вышесказанного, международным преступлением в настоящий момент может стать любое преступление, закрепленное в уголовных кодексах стран –участниц Интерпола. Дабы исключить подмену одного термина другим, вместо понятия «международное преступление» в данном контексте следует употреблять понятие «преступление с международным элементом». При этом в целях осуществления взаимодействия в рамках Международной организации уголовной полиции под преступлением с международным элементом необходимо понимать виновное общественно опасное деяние, не связанное с деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера, уголовно наказуемое в большинстве стран мира, наносящее ущерб интересам или совершенное на территории нескольких стран либо, хотя и совершенное на территории одной страны, но субъект которого покинул территорию страны совершения.
Среди всей массы преступлений, бороться с которыми помогает Интерпол, можно выделить наиболее важные и часто встречающиеся. Международный терроризм и организованная преступность. Этипреступления наиболее опасны, так как, во-первых, они наносят урон не только отдельнымгруппам людей, но и экономике государств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контрабанда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием. Террористические акции оказывают психологическое воздействие на оценку населением страны состояния внутренней безопасности и правопорядка.Этипреступления наиболее опасны, так как, во-первых, они наносят урон не только отдельнымгруппам людей, но и экономике государств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контрабанда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием. Террористические акции оказывают психологическое воздействие на оценку населением страны состояния внутренней безопасности и правопорядка.
Первоначально Интерпол не занимался деяниями, связанными с террористической деятельностью, так как эти преступления имеют политическую, религиозную или расовую окраску, а ст. 3 Устава Интерпола запрещает вмешиваться в такую деятельность. Но к середине 80-х гг. члены Организации пришли к выводу, что в основе своей терроризм является общеуголовным преступлением.2
Было решено, что каждое государство само вправе решать, носит ли преступление политический характер, а также что необходимо учитывать причинную связь между целями преступников и потерпевшими. В 1984 г.сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола утвердила «Основные направления», позволяющие Организации действовать, если противоправные акты совершаются террористами за пределами их национальной территории. На 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной организации уголовной полиции, проходившей в Вашингтоне в 1985 г., была принята резолюция АСМ/54/К.Е5/1, которая призвала к созданию специализированной группы в составе Генерального секретариата для усиления взаимодействия и координации борьбы с международным терроризмом. Эта же резолюция поручила Генеральному секретарю разработать для Национальных центральных бюро Руководство по борьбе с международным терроризмом. Руководство было направлено в страны – члены Организации в марте 1987 г., а в январе 1987 г. была создана антитеррористическая группа. В настоящий момент в структуре Генерального секретариата функционирует отделение общественной безопасности и борьбы с терроризмом (Р5Т), которое координирует сотрудничество государств по борьбе с терроризмом, распространением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, оружием массового поражения, нападениями и захватами судов гражданской авиации, морским пиратством.
Действия, которые отвечают условиям ст. 3 Устава, включают нарушения, являющиеся политическими по своей природе, например участие в запрещенной организации, выражение запрещенных мнений, преступления против государства и его внутренней безопасности. В этом случае ни Генеральный Секретариат, ни Национальные центральные бюро не могут предпринимать действий по розыску подозреваемых или обвиняемых лиц1. Признается, что убийство руководителя государства в результате террористического акта является обычным общеуголовным преступлением.
Следует иметь в виду, что ряд документов Организации предусматривает положение о недопустимости ограничения сотрудничества в рамках Интерпола по предупреждению актов терроризма. Не отрицается также возможность участия Интерпола в содействии выдаче лица, замешанного в террористических действиях.
В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000 г. в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро
следует сообщать о преступлениях террористического характера, если:
• цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;
• совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;
• материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;
• преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;
• жертвы преступления являются гражданами различных государств или людьми, связанными с деятельностью международных организаций;
• ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;
• преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим международную значимость;
• финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;
• постоянная или временная сети материально-технической поддержки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;
• орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государство;
• одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не являются гражданами государства, в котором оно совершено.
Учитывая вышесказанное, в настоящий момент в розыске по каналам Интерпола находится ряд лиц, обвиняемых в совершении актов терроризма (например, Российской Федерацией были объявлены в международный розыск Ширвани и Шамиль Басаевы, Арби Бараев, Эмир Хаттаб, Соединенными Штатами Америки и Ливией – Усама Бен Ладен).
Запросы, касающиеся международного терроризма, подразделяются на две группы.
1. Запросы, направленные на уголовное преследование террористов.
Они обрабатываются в строгом соответствии с правилами применения ст. 3 Устава Интерпола (лица, обвиняемые в совершении тяжких, насильственных террористических деяний: тяжкие преступления против жизни, захват заложников, похищение людей, уничтожение собственности в особо крупных размерах, незаконные действия против гражданской авиации могут быть объектами розыска с целью их выдачи).
2. Запросы, направленные на предупреждение террористической деятельности.
Для их обработки необходимы сведения об участии лиц в подготовке террористических деяний, а не просто их членство в каком-либо политическом движении.
В целях борьбы с терроризмом в рамках Интерпола ведется «обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определяющей отношение Организации к этому явлению и пути его решения». Информация обо всех совершенных актах терроризма должна доводиться до Генерального секретариата. Его сотрудники, анализируя всю совокупность полученной информации, могут проявить инициативу в предупреждении таких актов в будущем (идентифицировать террористов, раскрыть их планы и т. д.).
В последние десятилетия стала угрожающе развиваться организованная преступность. Легализация доходов, получаемых незаконным путем, является мощным экономическим фактором роста организованной преступной деятельности в ее наиболее опасных формах. К способам «отмывания» можно отнести вывоз капитала, приобретение иностранной валюты, скупку акций приватизируемых предприятий и государственных ценных бумаг, покупку недвижимости, использование зарубежных офшорных зон либо совместных предприятий, создание легальных предприятий. Так, в 1999 г. в Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации из-за рубежа был направлен 151 запрос относительно «отмывания доходов», из России – 119 запросов. Наибольшее число запросов было связано с Германией, Венгрией и Австрией. Основным вопросом являлась проверка компаний, зарегистрированных в зарубежных странах (как правило, оффшорных: Кипр, Багамские острова).
В целях усовершенствования стратегии борьбы с указанными преступлениями Генеральная Ассамблея ООН 15 ноября 2000 г. одобрила резолюцию А/КЕ5/55/25, в приложении к которой содержится Конвенция против транснациональной организованной преступности. Данную Конвенцию подписали большинство участников (в том числе представители Российской Федерации) специальной конференции, которая проходила в декабре 2000 г. в городе Палермо. В ст. 18 Конвенции предусматривается возможность взаимодействия стран-участниц с использованием каналов Международной организации уголовной полиции в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью (в частности, с участием в организованных преступных группах, «отмыванием доходов от преступлений», коррупцией).
Для борьбы с этим видом преступной деятельности в Международной организации уголовной полиции в конце 80-х гг. была создана группа по борьбе с организованной преступностью. В помощь полиции разных стран Интерполом выпускаются специальные бюллетени, посвященные борьбе с организованной преступностью. В Генеральный секретариат Интерпола стекается информация о лицах, имеющих отношение к преступным сообществам.
1 Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полицию.- СПб.: Питер, 2004.
2 Карпец И. И.Международная преступность. М.: Наука, 1988. С. 89.