Россия, вступившая в Итерпол в 1990 году, почти на 70-м году существования Международной организации уголовной полиции, привнесла в деятельность профессионального содружества богатый опыт антикриминальной защиты социума, впечатляющий научно-технологический и интеллектуальный ресурс. Правоохранительные органы, представленные в Национальном центральном бюро Интерпола в РФ, будучи частью международного «разделения труда» в сфере борьбы с уголовными преступлениями, вносит посильный вклад в отражение угроз криминального мира. О деятельности Интерпола, о становлении его российского «сегмента», системном взаимодействии полицейского сообщества рассказывается в книге В. Самарина «Интерпол. Международная организация уголовной полиции»1

Сотрудники Интерпола ведут борьбу с большинством преступле­ний, входящих как в первую (Интерпол плодотворно взаимодейству­ет с Международными трибуналами по Руанде и по бывшей Югосла­вии), так и во вторую группу преступлений. Но сфера их деятельности охватывает и некоторые другие виды преступлений. Поэтому, трактуя международные преступления, сотрудники Генерального секретариа­та Организации выделяют следующие их признаки:

• опасность преступления более чем для одной страны;

• природа совершенного преступления;

• характеристика преступника (соучастника) как лица, проходя­щего по преступлениям, совершенным в более чем одной стране;

• поведение преступника(информации о самом преступнике при­дается первостепенное значение).

К таковым можно отнести и преступления, совершенные на терри­тории нескольких стран, подготовленные к совершению на террито­рии одной страны, а совершенные на территории другой. Скрываясь от правосудия, в настоящее время преступники без преград могут пе­ресечь границу и скрыться в другой стране, а затем перевести свои не­законно нажитые денежные средства на счета в банки, находящиеся за границей. Исходя из вышесказанного, международным преступлени­ем в настоящий момент может стать любое преступление, закрепленное в уголовных кодексах стран –участниц Интерпола. Дабы исключить подмену одного термина другим, вместо понятия «международное пре­ступление» в данном контексте следует употреблять понятие «пре­ступление с международным элементом». При этом в целях осущест­вления взаимодействия в рамках Международной организации уголовной полиции под преступлением с международным элементом необходимо понимать виновное общественно опасное деяние, не свя­занное с деятельностью политического, военного, религиозного или расового характера, уголовно наказуемое в большинстве стран мира, наносящее ущерб интересам или совершенное на территории несколь­ких стран либо, хотя и совершенное на территории одной страны, но субъект которого покинул территорию страны совершения.

Среди всей массы преступлений, бороться с которыми помогает Интерпол, можно выделить наиболее важные и часто встречающиеся. Международный терроризм и организованная преступность. Этипреступления наиболее опасны, так как, во-первых, они нано­сят урон не только отдельнымгруппам людей, но и экономике госу­дарств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контра­банда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием. Террористические акции оказывают психологи­ческое воздействие на оценку населением страны состояния внутрен­ней безопасности и правопорядка.Этипреступления наиболее опасны, так как, во-первых, они нано­сят урон не только отдельнымгруппам людей, но и экономике госу­дарств (уничтожение крупных коммерческих предприятий, контра­банда и т. д.), а во-вторых, они зачастую связаны с наркоторговлей и торговлей оружием. Террористические акции оказывают психологи­ческое воздействие на оценку населением страны состояния внутрен­ней безопасности и правопорядка.

Первоначально Интерпол не занимался деяниями, связанными с террористической деятельностью, так как эти преступления имеют политическую, религиозную или расовую окраску, а ст. 3 Устава Ин­терпола запрещает вмешиваться в такую деятельность. Но к середине 80-х гг. члены Организации пришли к выводу, что в основе своей тер­роризм является общеуголовным преступлением.2

Было решено, что каждое государство само вправе решать, носит ли преступление поли­тический характер, а также что необходимо учитывать причинную связь между целями преступников и потерпевшими. В 1984 г.сессия Генеральной Ассамблеи Интерпола утвердила «Основные направле­ния», позволяющие Организации действовать, если противоправные акты совершаются террористами за пределами их национальной тер­ритории. На 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Международной орга­низации уголовной полиции, проходившей в Вашингтоне в 1985 г., была принята резолюция АСМ/54/К.Е5/1, которая призвала к созда­нию специализированной группы в составе Генерального секретариа­та для усиления взаимодействия и координации борьбы с междуна­родным терроризмом. Эта же резолюция поручила Генеральному секретарю разработать для Национальных центральных бюро Руко­водство по борьбе с международным терроризмом. Руководство было направлено в страны – члены Организации в марте 1987 г., а в январе 1987 г. была создана антитеррористическая группа. В настоящий мо­мент в структуре Генерального секретариата функционирует отделе­ние общественной безопасности и борьбы с терроризмом (Р5Т), кото­рое координирует сотрудничество государств по борьбе с терроризмом, распространением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ, оружием массового поражения, нападениями и захватами судов граж­данской авиации, морским пиратством.

Действия, которые отвечают условиям ст. 3 Устава, включают нарушения, являющиеся политическими по своей природе, например участие в запрещенной организации, выражение запрещенных мне­ний, преступления против государства и его внутренней безопасно­сти. В этом случае ни Генеральный Секретариат, ни Национальные центральные бюро не могут предпринимать действий по розыску по­дозреваемых или обвиняемых лиц1. Признается, что убийство руково­дителя государства в результате террористического акта является обычным общеуголовным преступлением.  

Следует иметь в виду, что ряд документов Организации предусматривает положение о недопу­стимости ограничения сотрудничества в рамках Интерпола по пре­дупреждению актов терроризма. Не отрицается также возможность участия Интерпола в содействии выдаче лица, замешанного в терро­ристических действиях.

В соответствии с российской межведомственной Инструкцией 2000 г. в Генеральный секретариат и Национальные центральные бюро

следует сообщать о преступлениях террористического характера, если:

• цели террористической организации распространяются более чем на одно государство;

• совершение преступления начинается в одном государстве, а завершается в другом;

• материально-техническое обеспечение группы исполнителей преступления имеет зарубежное происхождение;

• преступление планируется или готовится в одном государстве, а осуществляется в другом;

• жертвы преступления являются гражданами различных госу­дарств или людьми, связанными с деятельностью международ­ных организаций;

• ущерб, нанесенный преступлением, затрагивает различные государства или международные организации либо предприятия с иностранным участием;

• преступление совершено террористической организацией, ранее причастной к террористическим преступлениям, имеющим меж­дународную значимость;

• финансирование или операции по отмыванию денег террористических организаций осуществляются в другом государстве;

• постоянная или временная сети материально-технической под­держки преступлений затрагивают или находятся более чем в одном государстве;

• орудия или инструменты, используемые в деятельности террористической организации, затрагивают более чем одно государ­ство;

• одно или несколько лиц, причастных к преступлению, не явля­ются гражданами государства, в котором оно совершено.

Учитывая вышесказанное, в настоящий момент в розыске по кана­лам Интерпола находится ряд лиц, обвиняемых в совершении актов терроризма (например, Российской Федерацией были объявлены в международный розыск Ширвани и Шамиль Басаевы, Арби Бараев, Эмир Хаттаб, Соединенными Штатами Америки и Ливией – Усама Бен Ладен).

Запросы, касающиеся международного терроризма, подразделяют­ся на две группы.

1. Запросы, направленные на уголовное преследование террористов.

Они обрабатываются в строгом соответствии с правилами примене­ния ст. 3 Устава Интерпола (лица, обвиняемые в совершении тяжких, насильственных террористических деяний: тяжкие преступления против жизни, захват заложников, похищение людей, уничтожение собственно­сти в особо крупных размерах, незаконные действия против гражданской авиации могут быть объектами розыска с целью их выдачи).

2. Запросы, направленные на предупреждение террористической дея­тельности.

Для их обработки необходимы сведения об участии лиц в подготов­ке террористических деяний, а не просто их членство в каком-либо политическом движении.

В целях борьбы с терроризмом в рамках Интерпола ведется «обмен информацией и разработка политико-юридической основы, определя­ющей отношение Организации к этому явлению и пути его решения». Информация обо всех совершенных актах терроризма должна дово­диться до Генерального секретариата. Его сотрудники, анализируя всю совокупность полученной информации, могут проявить инициа­тиву в предупреждении таких актов в будущем (идентифицировать террористов, раскрыть их планы и т. д.).

В последние десятилетия стала угрожающе развиваться организо­ванная преступность. Легализация доходов, получаемых незаконным путем, яв­ляется мощным экономическим фактором роста организованной пре­ступной деятельности в ее наиболее опасных формах. К способам «от­мывания» можно отнести вывоз капитала, приобретение иностранной валюты, скупку акций приватизируемых предприятий и государ­ственных ценных бумаг, покупку недвижимости, использование зару­бежных офшорных зон либо совместных предприятий, создание ле­гальных предприятий. Так, в 1999 г. в Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации из-за рубежа был направлен 151 запрос относительно «отмывания доходов», из России – 119 за­просов. Наибольшее число запросов было связано с Германией, Венг­рией и Австрией. Основным вопросом являлась проверка компаний, зарегистрированных в зарубежных странах (как правило, оффшор­ных: Кипр, Багамские острова).

 В целях усовершенствования страте­гии борьбы с указанными преступлениями Генеральная Ассамблея ООН 15 ноября 2000 г. одобрила резолюцию А/КЕ5/55/25, в прило­жении к которой содержится Конвенция против транснациональной организованной преступности. Данную Конвенцию подписали боль­шинство участников (в том числе представители Российской Федера­ции) специальной конференции, которая проходила в декабре 2000 г. в городе Палермо. В ст. 18 Конвенции предусматривается возмож­ность взаимодействия стран-участниц с использованием каналов Международной организации уголовной полиции в целях борьбы с транснациональной организованной преступностью (в частности, с участием в организованных преступных группах, «отмыванием дохо­дов от преступлений», коррупцией).

Для борьбы с этим видом преступной деятельности в Международ­ной организации уголовной полиции в конце 80-х гг. была создана группа по борьбе с организованной преступностью. В помощь поли­ции разных стран Интерполом выпускаются специальные бюллетени, посвященные борьбе с организованной преступностью. В Генераль­ный секретариат Интерпола стекается информация о лицах, имеющих отношение к преступным сообществам.                                                                  



1 Самарин В.И. Интерпол. Международная организация уголовной полицию.- СПб.: Питер, 2004.

2 Карпец И. И.Международная преступность. М.: Наука, 1988. С. 89.