Если коротко, то авторы рассказывают о том, как следует учиться в течение всей жизни, с рождения и до преклонных лет и при этом получать удовольствие от обучения. Как развивать творческие способности в себе и своих детях. Какой должна стать школа, чтобы соответствовать требованиям нашего стремительно меняющегося общества. Как использовать достижения науки о работе мозга и новые информационные технологии в процессе обучения. И как научить мир учиться по новому в условиях технологически сложившейся «ноосферы» (по В.Вернадскому).
Главный лейтмотив книги – XXI век – это начало новой земной цивилизации возникающей из процессов глобализации, информатизации, автоматизации инновационной экономики, в корне меняющих роль человека в производстве, вместе с этим меняющих роль образовательной и научной сферы в жизни общества.
Глобализация – новая форма международного соперничества, в котором Россия, к сожалению, начинает уступать свое лидерство в образовании. Так, в 2003 году по данным мониторинга международной комиссии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Россия заняла 27 место среди 32 развитых стран, пропустив вперед в первые ряды финских, канадских, новозеландских и других учащихся школ.
Главное в отставании – неумение сформулировать свою версию, гипотезу, план, и сделать вывод из предъявленной информации. Очевидно, что нужны радикальные изменения в обучении школьников у нас и не только у нас. «Революция в обучении» школьников началась как часть глобального информационного процесса, началась, и она должна привести к новым видам обучения и образования студентов. Самым ценным знанием становится знание самостоятельно понятое, осознанное и готовое к применению.
Главными действующими лицами в новом мире становятся «организации», группы узких специалистов, объединенных единой целью создания полезного нового. Ключевыми фигурами являются «организаторы» (предприниматели-антрепренеры), знающие потребности рынка и ищущие знания (идей) для создания нужного продукта и способные обеспечить его возникновение и производство организационными и финансовыми ресурсами, и «творцы» (ученые и инженеры-новаторы), способные создать идею и реализовать ее в конкурентоспособном продукте.
Как следует из контекста научно-педагогического бестселлера, основные идеи проинновационного образования сводятся к следующему:
1. Установка на умение постоянно учиться.
2. Способность к поиску новых знаний для достижения поставленной цели.
3. Развитие навыков работы в командах специалистов различных областей знания.
4. Постоянное творческое самоусовершенствование.
Эти динамичные процессы протекают в условиях глобализации образования, развития систем дистанционного обучения, массового использования ресурсов Интернета в целях образования. Возрастающие требования к качеству образования стимулируют развитие программ государственной поддержки фундаментальных исследований в университетах, приток частных инвестиций для проведения совместных инновационных работ с университетами. В ряде случаев университеты становятся основой особых стратегий развития «территорий инновационного развития».
Что касается российской составляющей мирового педагогического процесса, то, как минимум, два обстоятельства придают заметный оптимизм в анализе перспектив развития России. В течение ХХ века Россия, СССР, успешно выдерживали конкуренцию по многим параметрам: культура, образование, здравоохранение, наука, спорт, ВПК. При этом социум был един, власть и общество достаточно гибко взаимодействовали. Отставание наметилось, когда нарушилось единство. Но, по мнению ведущего аналитика и вице-президента Всемирного банка реконструкции и развития Д.Стиглица, у России есть серьезные перспективы. Он считает, что в настоящее время люди в мире «переживают уникальный момент в истории.
Новые технологии, в сочетании с реформами и инвестициями в образование, дают развивающимся странам возможность радикального экономического ускорения, в особенности, если речь идет о такой группе стран, которая располагает половиной мировых ресурсов. Россия, вместе с Китаем, Индией, Индонезией и Бразилией к 2010-2015 году составят пятерку новых экономических «тигров» и станут сильными и активными игроками в глобальной экономике».
Однако все это станет реальностью лишь при условии, что мы все, и страна, и народ будем шаг за шагом увеличивать свою конкурентоспособность, повышать качество своего образования. В данном случае, «знание только приумножает богатство…».
Что же вытекает из сказанного? Ситуация в стране требует соблюдения следующих принципов:
1. Систематически, организованно менять образование России от информирующего к деятельностному, проинновационному.
2. Использовать, заимствовать успех других для достижения успехов собственных.
3. Сохраняя самобытность и уникальность культуры и образования, меняться всюду, где можно достичь успеха.
4. Процветание России должно произрастать и богатством недр, и уникальностью новых знаний и умений.
Взять, к примеру, информационные технологии, о которых так много сказано у авторов «Революции в обучении». В 1988 г. к Интернету были подсоединены только 560 000 домов, офисов и университетов. К 2000 г. их было уже 413 млн. По самым скромным оценкам, их будет к 2007 г – 1,46 млрд.
Ведь в 1988 г. ещё даже намека на создание «Всемирной паутины» не возникало в предприимчивой голове Тима Бернерса-Ли, а всего через 13 лет компьютерная компания Dеll продавала товаров через Интернет на 44 млн долл. в день. Один из прогнозов утверждает, что «в 2010 г. в мире будет насчитываться более 2 млрд пользователей Интернета. Примерно 205 семей в мире будут иметь персональные компьютеры. Будут работать около 2,5 млрд Интернет-устройств».
Надо ли говорить о том, как эти обстоятельства повлияют на задачи, стоящие перед образовательной системой. Мы быстро движемся от всемирной компьютерной сети к всемирному обучающемуся обществу, к обществу интерактивных и самостоятельных учеников.
Еще в 1980 г. американский футурист Бакминстер Фуллер сформулировал суть новых задач и новых возможностей, появившихся у человечества: «Подумай об этом. Мы благословлены технологиями, которые не смогли бы даже описать нашим предкам. Мы обладаем необходимыми средствами и знаниями, чтобы накормить каждого, одеть каждого и дать шанс каждому человеку на Земле. Сегодня мы знаем то, что не могли знать до этого, – у человечества действительно есть возможность «хорошо устроиться» на этой планете в течение отпущенной нам жизни. Будет ли это Утопия или Забвение, определится в результате эстафеты, участники которой обязательно должны добежать до самого финиша».
Книга Драйдена и Вос кроме всего прочего показывает видение продуктивного реформирования системы образования. И это чрезвычайно важно для нашего общества, особенно для тех политических сил, от которых в определяющей степени зависит формирование долгосрочных стратегий политики развития образования и науки. Книга позволяет провести «сверку часов»: посмотреть, как мы понимаем реформу образования, как мы проводим ее, на что рассчитываем и т.п., и как понимают и делают реформу образования в высоко развитых странах Европы, Америки и Азии, какие бросаются средства для достижения целей реформирования образования.
Мы уверены, что для того, чтобы человечество «хорошо устроилось», потребуется произвести шесть связанных друг с другом революций: 1. Революцию в мировоззрении; 2. Революцию слияния; 3. Революцию систем; 4. Революцию в средствах связи; 5. Революцию в области «ноу-хау»; 6.Революцию в обучении и переподготовке преподавателей. Да будет так!
Юлия Власова, кандидат педагогических наук.
1 Гордон Драйден, Джанет Вос. Революция в обучении. Научить мир учиться по- новому. М.: ПАРВИНЭ, 2003. 672 с.