В замечательной книге «Тайны Красной планеты. Марс – будущее человечества?» ее автор Станислав Николаевич Зигуненко пишет:

«Проекты пилотируемых полетов на Марс неоднократно предлагались и раньше. Но осуществлению их мешали прежде всего их гигантские масштабы и связанные с этим астрономические расходы. Так, скажем, в 1989 году, во время празднования 20-й годовщины полета «Аполлона-11» на Луну, президент Джордж Буш-старший высказал мысль о посылке пилотируемой экспедиции на Марс в первое десятилетие следующего века. Но когда ему представили калькуляцию расходов на такую экспедицию, составившую порядка 450-500 миллиардов долларов, администрация Белого дома лишь развела руками: «Что вы, ребята! Откуда взять такие деньги?..»

И президент Буш не нашел ничего иного, как высказаться при случае, что, дескать, такая экспедиция пока не имеет высокого научного смысла. Все, что необходимо, мы можем узнать о Красной планете и с помощью автоматических разведчиков».

А вот еще одно интересное мнение другого автора, Антона Первушина, изучившего марсианскую проблематику вдоль и поперек и написавшего о Марсе не одну книгу:

«Когда изучаешь историю марсианской программы, на ум приходит известная латинская поговорка: «Через тернии к звездам» (“PER ASPERA AD ASTRA”), что означает – следовать к высокой цели, невзирая на трудности. Вообще-то «терния» - это колючее растение или просто его шип. Так вот, именно такие «колючки» всегда препятствовали нормальному изучению красной планеты. На одну удачу приходилось две неудачи, и, скорее всего, тенденция сохранится. Слишком жесток космос – он не прощает ошибок.

Дело дошло до того, что начали поговаривать, будто существует какой-то заговор марсиан, которые хотят помешать нашим попыткам познать другие планеты. Мол, и «Фобос-2» они из своих пушек сбили, и «Mars Observer» похитили. Особенно популярна эта версия у уфологов – она даже стала частью их мифологии, что нашло отражение в одном из эпизодов популярного сериала «Секретные материалы» («Х-Files»). В девятом эпизоде первого сезона (1Х08 «Space», 1993) рассказывается, как некий дух из космоса (его призрачная физиономия очень напоминает «марсианского сфинкса») вселяется в полковника НАСА, отвечающего за предполетную подготовку «шаттлов». Под воздействием этого духа полковник откровенно саботирует космические запуски, что приводит к катастрофам и гибели экипажей. Только с помощью специальных агентов ФБР, Фокса Малдера и Дана Скалли, удается предотвратить очередную аварию и обезвредить гостя из космоса…»

Полеты человека к Марсу? Казалось бы, их действительно обязаны организовать США, страна пока еще самая, вроде бы, богатая и технически передовая. И не это ли еще в начале прошлого века пророчил наш поэт Игорь Северянин в стихотворении «Увертюра». В нем есть и такие строки:

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском

Я трагедию жизни претворю в грезофарс…

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!

Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!

«Космический чудак»

Астроном из Иркутска Сергей Арктурович Язев в книге «Загадки красного соседа, или Марсианские

хроники-2» напоминает нам такие факты истории ХХ века:

«В 1945 году многие материалы, документация, образцы ракет и их частей, а также сами немецкие ракетчики попали в руки союзников, - пишет Язев. - Известно, что американцам достались самые сильные специалисты: команда в количестве почти 500 человек, в составе которой были крупнейший в мире конструктор больших жидкостных ракет Вернер фон Браун, опытный организатор в области ракетной техники генерал Вальтер Дорнбергер, будущий конструктор лунной ракеты «Сатурн-5» Артур Рудольф. На ракетный полигон Уайт Сэндз (Белые пески) в штате Нью-Мексико были доставлены из Европы триста (!) вагонов оборудования, в том числе отдельные части ракет «Фау-2». Американские ракетчики уже в 1946 году начали экспериментальные запуски захваченных немецких ракет. Известно, что было осуществлено 69 таких запусков…»

Конечно, завладеть немецкими ракетными трофеями и технологиями стремились и представители Страны Советов. И у них, как и у американцев, планы были очень широкие, вплоть до полетов человека на Марс.

«Когда 12 апреля 1961 года космический корабль «Восток-1» с летчиком Юрием Алексеевичем Гагариным на борту покинул Землю, - пишет в своей книге “Завоевание Марса” Антон Первушин, - перед человечеством открылись новые и совершенно фантастические перспективы. Появилась техническая возможность для полетов в космос, а это означало, что в обозримом будущем земляне (а не их автоматические станции) смогут добраться до Луны, Марса и Венеры. Больше того, Луна рассматривалась именно как промежуточная остановка на длинном пути, как «перевалочная база», с площадок которой будут стартовать межпланетные корабли.

Американские и советские конструкторы, работающие в космической отрасли, именно в Марсе видели свою главную цель и тот рубеж, после достижения которого можно будет говорить о следующей цели – звездах. В недрах конструкторских бюро и лабораторий постоянно рождались самые удивительные проекты пилотируемой экспедиции на Марс».

Что заставляет человека прокладывать пути в иные космические миры? Аргентинский философ Эстебан Лиза, к примеру, считал выход человека в космос реализацией мистической предустановленной гармонии между Человеком и Вселенной.

Бывший нацистский (член СС с 1933 года), затем американский ракетостроитель Вернер фон Браун (1912-1977) утверждал иное. Человека, полагал он, толкает в космос некий биологический инстинкт, направленный на максимальную экспансию жизни за пределы Земли.

Фон Браун с детства был очарован идеей космических полетов. Его ракетная карьера началась с чтения научно-популярной литературы и наблюдений за небом. В 16 лет он добыл экземпляр книги «Ракета для межпланетного пространства» Германа Оберта, был восхищен прочитанным и стал целенаправленно заниматься физикой и математикой, чтобы потом конструировать ракеты.

Двумя годами позже фон Браун посетил презентацию, устроенную изобретателем стратостата и батискафа Огюстом Пикаром (1884-1962), который в то время был пионером полётов в стратосферу. Рассказывают, что после выступления Пикара молодой студент подошёл к нему и заявил: «Знаете, я планирую когда-нибудь отправиться в полёт на Луну».

В 1930 году фон Браун начал работать над ракетами на жидком топливе в Германии. В 1932 году принят в военную ракетную научную группу Дорнбергера. В 1932—1933 годах на полигоне близ Куммерсдорфа фон Браун (вскоре он станет самым молодым в Германии доктором технических наук) уже осуществил запуск нескольких ракет на высоту 2000—2500 метров.

Оказавшись после окончания Второй мировой войны в США, фон Браун вспомнил свои юношеские впечатления от книги Жюля Верна «Из пушки на Луну» и то, как он тогда пробовал писать собственный роман о подобном рейсе, но уже не к Луне, а на Марс.

Про попытки Вернера фон Брауна привить Америке желание достичь Марса, про его разочарования на этом пути подробно рассказывает в книге «Завоевание Марса» Антон Первушин.

В 1948 году Вернер фон Браун посылает свою рукопись «Марс-проект» в нью-йоркское издательство. И через 6 недель получает вежливый отказ. И другие издатели отказались печать книгу. Но мысль о ней не оставляла фон Брауна.

12 октября 1951 года в США отмечали День Колумба. Был организован и симпозиум по проблемам космических полетов. Там-то фон Браун встретил редактора популярного журнала «Кольерз» и убедил его, что популяризация космонавтики может многое дать журналу. И в марте 1952 года вышел первый «космический» номер «Кольерз». На обложке стоял лозунг «Человек скоро победит космос!».

Представлена была и пилотируемая третья ступень гипотетической ракеты фон Брауна. А передовица начиналась словами: «В том, что вы прочитаете, нет фантастики… Это предупреждение: США должны незамедлительно приступить к осуществлению долгосрочной программы развития ракет, чтобы гарантировать Западу космическое превосходство. Если не мы, то кто же? Весьма вероятно, что СССР…»

После этого фон Браун стал давать телеинтервью, превратившись в «главного специалиста» и влиятельную фигуру. А тираж «Кольерз» достиг трех миллионов экземпляров. Ирония судьбы: для одних фон Браун получил репутацию «провидца космоса», другие американцы называли его «космическим чудаком».

В результате, свой проект фон Брауну приходилось чаще обсуждать не со специалистами, а с деятелями поп-культуры. Так, одним из его верных друзей стал американский художник-мультипликатор, сценарист и продюсер Уолт Дисней (1901-1966). И в 1955 году выходят программы телевизионного Диснейленда «Человек в космосе» и «Человек и Луна». За кадром голос фон Брауна описывал, как человек готовится завоевать космос.

В 1957 году появилась серия Диснейленда «Марс и дальше». Здесь фон Браун предложил полет к красной планете на кораблях с атомными двигателями. Облегчив «Марс-проект», фон Браун уменьшил марсианскую экспедицию до двух кораблей (пассажирского и грузового) массой 1700 тонн каждый.

«Но даже эта идея не нашла поддержки в серьезных военных и политических кругах США, - пишет Антон Первушин. – От фон Брауна требовали другого: сначала – боевых ракет, затем – высадки американца на Луну в приемлемые сроки и за приемлемые деньги».

Post-ApolloSpaceProgram

Шли годы, десятилетия, а полеты на Марс все еще откладывались. Они оставались в основном призрачной заманчивой мечтой одиночек, склонных к космическим фантазиям. Большие марсианские мысли-планы в США, конечно же, были, особенно после удачи с высадкой на Луну, но до Марса «руки» все же как-то не дотягивались.

В книге «Завоевание Марса» Антон Первушин сообщает:

«В сентябре 1969 года руководство НАСА подготовило доклад для президента и его администрации, озаглавленный «Космическая программа после Аполлона: директивы на будущее («The Post-Apollo Space Program: Directions for the Future»).

В докладе отмечалось, что программа «Apollo» безусловно является высшим достижением в космической области на сегодняшний день, но при этом она – лишь этап долговременного процесса по изучению и освоению человеком космического пространства. Авторы доклада указывали, что в этой связи особое беспокойство вызывает намерение администрации сократить ассигнования перспективных программ, в том числе – проект экспедиции на Марс. Руководители НАСА заверяли, что, используя накопленный в ходе освоения Луны опыт, Национальное управление по аэронавтике и космонавтике вполне способно осуществить такую экспедицию в течение 15 лет. Для этого предлагалось принять полет на Марс в качестве основной цели для существующей космической программы».

В 1969 году американские авторы наметили три фазы будущих действий. Первая – переориентация всей работы, ведущейся по программе «Apollo» на решение марсианского проекта. Вторая – создание постоянной базы на Луне для строительства на ней межпланетных кораблей и подготовки их экипажей. Третья – собственно полетов людей на Марс с возвращением на Землю.

Конкретный график работ был оставлен на усмотрение президента США. Было два варианта: параллельное строительство орбитальной станции и межпланетного корабля (цена такой деятельности – 6 миллиардов долларов) или последовательное строительство – сначала станции, затем корабля (4-5 миллиардов долларов).

Сроки? В первом варианте собирались построить межпланетный корабль к 1974 году и запустить его к Марсу в 1981 году. Во втором варианте полет к Марсу намечался на 1986 год. У американцев при этом была также мысль вовлечь в эту программу и советских специалистов и космонавтов: расширить научное сотрудничество на Земле и в космосе уже до международной программы покорения Марса

Тогда НАСА рассматривало разные проекты межпланетного корабля. Так с 1963 по 1969 годы был профинансирован проект «НЕРВА» с ядерным ракетным двигателем. Сборка такой ракеты должна была производиться на околоземной орбите с использованием ракет-носителей «Сатурн-5».

Схема межпланетной экспедиции выглядела тогда так. Все было рассчитано с точным указанием сроков. Старт – 12 ноября 1981 года, выход на эллиптическую орбиту вокруг Марса – 9 августа 1982 года, изучение Марса с высадкой экспедиции на его поверхность, отбытие на Землю – 28 октября 1982 года.

Антон Первушин в книге «Завоевание Марса» пишет:

«По представлениям конструкторов НАСА, в полет к Марсу должны были отправиться два одинаковых космических корабля. Каждый корабль имеет отсек с оборудованием, командный отсек и отсек для посадки на Марс. В случае появления неисправностей в одном из кораблей на любой стадии полета его команда может покинуть аварийный корабль в своем командном отсеке и пристыковаться ко второму кораблю…

Согласно расчетам, проведенным в Исследовательском центре имени Лэнгли, весьма эффективным средством уменьшения начального веса системы для полета по маршруту Земля-Марс-Земля является использование аэродинамического торможения в атмосферах Марса и Земли. С учетом этого в центре разрабатывался крылатый космический корабль».

Увы, в 1969 году проект «НЕРВА» был закрыт. Он требовал значительных денежных затрат, а деньги тогда шли главным образом на обеспечение лунных экспедиций.

Прошли ровно два десятилетия. И тогда вновь нашлись поводы заговорить о полетах человека на Марс. В 1989 году США возглавил президент Джордж Буш-старший. Он публично заявлял, что будет всемерно поддерживать развитие космической программы, потребовал от Конгресса значительно увеличить бюджет НАСА.

Он (вот его слова) заявлял тогда:

«Еще до конца нынешнего века США планируют создать орбитальную станцию “Фридом”. Кроме того, администрация обратится к Конгрессу с просьбой выделить средства на осуществление проекта, цель которого высадка американский астронавтов на Луне в первом десятилетии ХХI века, а еще через 10 лет может состояться полет на Марс».

Американское общество поддержало Буша, но для начала было решено составить подробные карты красной планеты, чтобы можно было подобрать места для будущих высадок. И в ход пошли автоматические исследовательские станции-зонды. Однако тут последовала серия неудач (потеря связи со станцией «Марс-Обзервер» и другие неприятности), и реализация планов Буша затормозилась.

Что было дальше в Америке?

«Еще несколько лет назад, - пишет в книге «Тайны Красной планеты. Марс – будущее человечества?» Станислав Николаевич Зигуненко (книга вышла в 2005 году), - никто в НАСА не сомневался в необходимости такого полета (к Марсу – Ю.Ч.). Схема пилотируемой экспедиции, согласно первоначальному проекту, выглядела так.

Сначала к Красной планете должны стартовать три грузовых корабля. Первый из них отправится в 2009 году и «перетащит» на орбиту Марса полностью заправленный космический корабль, на котором астронавтам предстоит вернуться на Землю. Второй обеспечит доставку уже непосредственно на марсианскую поверхность не заправленной ракетной капсулы, на которой экспедиция стартует к находящемуся на орбите космическому кораблю возвращения. Наконец, третий корабль доставит на планету модули жилых помещений, лабораторий, блок ядерного источника электроэнергии.

Лишь после этого стартует четвертый корабль, который и доставит шесть астронавтов непосредственно на Марс, где они проведут 20 дней, занимаясь научными исследованиями.

Стоимость проекта, предусматривающего полеты трех экипажей к Марсу в течение 12 лет, оценивалась в 50 миллиардов долларов. Первый экипаж планировалось высадить на поверхность Марса 4 июля 2012 года.

Однако после неудачи с аппаратами “Марс Климат Орбитер” и “Марс Полар Ландер” сроки пришлось пересмотреть. Отправка первого “грузовика” была перенесена на 20 ноября 2011, а старт первой экспедиции – на 1 декабря 2018».