2. Банкротство современного государства РФ и исчезновение фронтира

После 1917, несмотря на революционный погром казачества, многие направления русской колонизации сохранились, при том она приобрела более плановый и урбанизированный характер. В конце 1930-х даже произошло возвращение казакам некоторых земель по левому берегу Терека (Кизлярский округ).

Серьезный удар по русскому фронтиру нанес интернационалист Н. Хрущев, передавший большую часть левобережья Терека, населенную казаками с 16 в., в состав этнократических горских республик. А в последние 20 лет на наш фронтир обрушился целый град сокрушительных ударов. Это связано с тем, что в этот период происходит последовательный развал всех государственных и общественных структур, которые не в состоянии давать прибыль, капитализируемую на Западе. Параллельно этому идет атомизация русского общества, несмотря на то, что оно сыграло основную роль в создании государственной территории России.

Новая российская политическая элита, собранная с интеллигентских кухонь, нанесла большинство ударов по русскому фронтиру вполне осознано. Так было брошено на съедение этнократам русское население в дудаевской Чечне и аушевской Ингушетии; жители старинных казачьих станиц по Тереку и Сунже подверглись геноциду, тщательно замалчиваемому в либеральных медиа. Но основной удар по фронтиру наносит сам способ функционирования государства РФ - всё менее эффективный и при том все более затратный. Функциональное банкротство государства гораздо страшнее финансового, от него не спасешься дефолтом.

На рубеже 1980-х и 1990-х Россию передвинули на капиталистическую периферию: её сырьевые ресурсы, её настежь распахнутые рынки и зависимая финансовая система стали обслуживать западный капитал. Те средства, которые могли бы увеличивать постоянный и переменный капитал в России, теперь служат накоплению капитала западного.

Как показали исследования И.Валлерстайна, разложение государств и социумов на периферии всегда были средством доступа западного капитала (центра капиталистической мир-системы) к новым ресурсам.

Как и пятьсот лет назад, для экспроприации прибавочной стоимости капитал интернационализируется, идет вширь, вторгается в зоны натурального, простого товарного и некапиталистического хозяйства. Таков его "нравственный" императив.

То, что случилось под натиском британской Ост-Индской компании в Индии в 18 веке и в Китае в 19, сегодня происходит у нас. Можно сказать, что Россия стала последним крупным объектом капиталистической колонизации.

На периферии капитал полностью раскрепощается, там он имеет возможность перекладывать издержки производства на местное население, а то и просто грабить его, высасывать природные ресурсы, загрязнять среду, вырубать леса, сметать экосистемы, разрушать хозяйственные структуры, действующие в интересах всего общества и будущих поколений , уничтожать науку и образование (чтобы они не плодили конкурентов) и т.д

На периферии капитал бьет один за другим все противодействующие ему факторы, в том числе извращает сущность государственных институтов. Как будто парадоксальным, но вполне логичным образом он возвращает здесь феодальную архаику в общественные отношения - так легче преодолевать иммунитет колонизуемого населения. Как указывает Валлерстайн, "сила государственной машины в государствах центра является функцией от слабости других государственных машин. Следовательно, вмешательство иностранцев посредством войн, подрывных действий и дипломатии становится участью периферийных государств."

Устойчивость капиталистического центра достигается за счет повышения неустойчивости (энтропии) на периферии. И ничего удивительного. Любая система (биологическая, социальная, техническая) поддерживает свою устойчивость и организацию за счет увеличения дезорганизации и неустойчивости, т. е. энтропии, в окружающей среде.

Россия для капитала является окружающей средой. Увы, российская элита, медийная, бюрократическая, деловая, сознательно, за деньги, или бессознательно, по тупости, работает на укрепление роли России как части капиталистической периферии, на ослабление наших государственных и общественных институтов.

Сегодня мы видим невероятное для всех предшествующих веков русской истории пренебрежение к общему делу, к друг другу, к справедливости, видим разъединение общественного пространства, как по вертикали так и по горизонтали. Мы видим приход эгоистического одиночества, бессознательно тянущегося к какой-то новой форме коллективности. Отсюда и все попытки создать на замену отброшенному общерусскому единству иную коллективную идентичность, уйти в ингерманландцы, сибирцы, северяне, укры и т.д.

Русский народ потерял за последние двадцать лет более 15 млн человек, около 10% общей численности по всей территории экс-СССР. Это цифры сравнимые с потерями Китая в период закабаления иностранным капиталом после I Опиумной войны. И основные потери пришлись на недавний фронтир, здесь итоги оказались наиболее плачевными.Одни окраины были утрачены для российского государства, другие для русского народа, нередко происходило и то и другое. Обратились вспять тысячелетнее движение русских, в кратчайшие сроки были потеряны многовековые завоевания фронтира. Еще более чем количественные, оказались качественные потери - ушли, спились, умерли способные, честные, прямые люди, даровитые инженеры, квалифицированные рабочие, смелые офицеры - не вынесли унижений, многопоточной лжи, ударов в спину, воцарения базарной идеологии. В землю легли те, на которых держится любое развитое государство; бегают по десяти работам их вдовы, вперившись пустыми глазами в телек растут их дети. Зато чувствуют удовлетворение те, для которых, чем меньше русских, тем лучше...

Нам рассказывают про протестантскую этику, подводят к необходимости буржуазно-демократической революции... Ну что ж протестантская этика помогала английской буржуазии накапливать капиталы за счет работорговли и плантационного рабства, пиратства, опиумной наркоторговли, грабежа колоний - вслед за приходом англичан в Бенгалию голод выкосил там треть населения и стал гулять по всей британской Индии. Сто лет длился английский промышленный переворот и протестантская этика позволяла детям работать на шахтах с 6-7 лет, рабочему дню продолжатся 16 часов. В богатейшей колониальной стране ремесленники сотнями тысяч умирали от истощения; работные дома для сирот, вдов, бедных семей являлись настоящими концлагерями; голод опустошил Ирландию; лондонские писатели того времени были удивлены, что столица мировой империи наводнена ирландскими дистрофиками, в лохмотьях, босых. Лишь через три с половиной столетия после воцарения протестантской этики, большинство английского населения почувствовало улучшение своего материального положения. При том, Британия обладала огромной эксплуатируемой в хвост и гриву колониальной империей, имела зоны финансового контроля и торговых монополий, охватывающие почти весь земной шар. Англия была центром капиталистической системы, а не её окраиной, как мы сейчас.

К нам уже пришла протестантская этика - только мы оказались ближе к бенгальцам, ирландским крестьянам и неграм, чем к "белым людям". Нас уже посетила буржуазная революция, но именно после этого началось неоколониальное закабаление народов нашей страны западным капиталом. От обилия либеральных и демократических декораций, как показала история Латинской Америки, суть дела не меняется. Новая буржуазно-демократическая революция для России означает вторую серию развала, продолжение депопуляции русских, сокращение их земель, в перспективе - исчезновение с лица Земли.

Конечно, гниение и развал будет замаскирован информационными симулякрами. Уже сейчас виртуал, придуманный врагами, поглотил наше реальное прошлое, стёр наши победы и достижения, и даже честь победы над гитлеровским рейхом передал американцам, заставил нас каяться перед теми, кто веками пил нашу кровь, панами и ханами. Уже не говорящая голова по "ящику", как в перестройку, а 3D- псевдореальность готова оккупировать наши органы чувств, а нейропрограммирование способно проникнуть еще глубже.

Впереди тотальная виртуализация, с дальнейшим уходом из реального производства и творчества основной массы населения. Какая может быть "демократия" для тех, кто ничего не создает? Со временем Россия потеряет роль поставщика сырья и будет расплачиваться за предоставляемые ей "достижения цивилизации" своей землей, своим телом. Очистка земли от бесполезных аборигенов, осуществленная во многих западных колониях, будет доведена до конца и у нас. Для тех, кто не спился и не прикончил сам себя, мировое начальство придумает какую-нибудь "мягкую" эвтаназию. Процесс уже пошел, начиная с больных и престарелых. Будет приходить представительный господин, показывать выписку с вашего скудного счета в банке и решение суда, станет намекать, что зря вы не наняли хорошего адвоката. Когда вы начнете лепетать, а нельзя ли на тот свет чуть позже, он твердо скажет, что, увы, ваши органы, уже закупленные фирмой "United Transplantations", в срок до такого-то числа должны покрыть судебные издержки...

Глобальное капиталистическое общество (а капитализм всегда стремился к глобализации в целях снижения издержек и повышения нормы прибыли) тоталитарно по своей природе. В основе рыночного тоталитаризма лежит принцип максимизации прибыли. Все остальное - Quark (дешевое повидло, в вольном переводе), как говорила Р. Люксембург. Ждать милостей от капитала не стоит.

Но если подумать, мы можем выкарабкаться, шансы у нас велики; предки и фронтир оставили нам огромный задел самых разнообразных ресурсов, которыми самое время воспользоваться.

3. Как провести колонизацию-2

У нас появится будущее, причем гораздо более яркое и интересное, чем у Европы, если мы снова приступим к колонизации, освоению наших бескрайних пространств, если возродим русский фронтир, начнем нашу реконкисту (в борьбе не с маврами, конечно, а с пространствами и собственной слабостью).

Мы должны снова оглянуться на традицию - она проверена опытом.

Должно быть воссоздано Министерство государственных имуществ, которое будет заниматься не повышением доходов олигархии, а благополучием сельских жителей и их организованными переселениями - как во времена Николая I.

Государство должно дать новым жителям фронтира дешевую энергетику и транспорт - естественно не в безграничных количествах. При превышении установленных пределов потребления будет следовать повышение цены, а далее, возможно, штраф.

Государство должно поощрять общественные и хозяйственные объединения переселенцев для решения вопросов самоуправления, несения местной полицейской службы, организации сбыта продукции, для приобретения и аренды техники, проведения ирригационных, мелиоративных и уборочных работ.

Крестьянские земля, как во времена империи и московского государства, должны быть прикрыты оборонительным поясом, где главную роль сыграет казачество и служилые помещики-однодворцы.

Увы, пока что "возрождение" казачества идет в странном направлении. Одни казаки попадают в "реестр", другие в "общественники". Реестр уже был в Речи Посполитой. Лишь те, кто оказывался в реестре, ходили в поход с королевским войском, а "общественники" бегали от шляхты или нанимались к ней в "панские казаки", с помощью которых шляхта устраивала наезды друг на друга. Наш нынешний "реестр" и "общественники" уже активно наезжают друг на друга и объединяются только, когда надо продемонстрировать себя "отдельным народом" - нерусским народом, а значит маленьким гордым, имеющим право на привилегии. Какая уж после этого государственная служба! Похоже, хотят многие казаки ходить в одной упряжи вместе с ингерманландцами, сибирцами и прочими выдуманными племенами в сторону западных грантов в ближайшее НПО. Еще и старательно ищут у себя нерусские корни - модно записаться в наследники торков, берендеев, кипчаков, ясов, касогов и каких-нибудь неведомых чигов. Кого интересует тот простой факт, что ни этногенетические исследования, ни исторические факты не подтверждают такого "наследования". Путешественники, как, например, спутники митрополита Пимена и венецианец Контарини, видели до 16 века в Донском регионе сплошное безлюдье: разве что съезжались в здешнем чистом поле всадники из заволжской и крымской орд - для кровавых разборок. Так что возникнуть "отдельному народу" на основе кипчаков, ясов, касогов и прочих чигов тут было несподручно. Да и записать в один "отдельный народ" казаков, живущих от Тихого и Ледовитого океанов до Черного моря, можно разве что при помощи бурной фантазии. Или что, на основе одиннадцати казачьих войск народилось одиннадцать "отдельных народов"? Вообще забавным выглядит желание отречься от русской нации, прославленной столькими достижениями в культуре, науке, индустрии, военном деле, в освоении огромных пространств, и записаться в наследники полудиких племен...

На мой взгляд, сила русского казачества всё-таки будет возрождена вместе с казачьей формой землевладения, с казачьей формой несения государственной службы. (А детские игры с выкапыванием нерусских корешков будут волновать только отдельных чудаков.)

Житель фронтира должен напоминать служилого казака Московской Руси 16-17 вв. и представителя казачьих войск Российской империи 18-19 вв.

Должно происходить наделение казаков землей на долгосрочной, лучше всего наследственной основе, однако без права ее продажи - при условии, что казачьи общества будут нести объединенную государственную службу: территориально-военную, пограничную, полицейскую, чиновничью, до определенной степени хозяйственную. Эта государственная служба будет сочетаться с исполнением общественных обязанностей на основе самоуправления. На уровне местных казачьих обществ будут определяться не только вопросы, относящиеся к хозяйственной сфере, но и к сфере несения полицейской и военно-территориальной службы. Сила казачьих обществ будет определять силу России на окраинах. Помимо земельного оклада служилые казаки должны получать финансовую и натуральную помощь от государства в ведении хозяйства и вооружении. Мы живем в век разделения труда и государству придется оплачивать услуги сторонних организаций, которые будут проводить казакам вспашку земли или жатву. (Кстати, казаки, не страдавшие от малоземелья и тратившие львиную долю времени на службу, в давние времена владели интересными сельскохозяйственными технологиями, в том числе использовали сев в стерню, без пахоты. Сейчас эта технологию снова возродили, и не только в Айове, но и у нас, в хозяйстве Шугурова.)

В зависимости от того, предоставляется земля жителям фронтира на индивидуальной основе или же целому сообществу, её можно будет рассматривать как поместную или казачью.

Естественно, что такая система должна преобладать в тех районах страны, где надо решать не вопрос доходности земли, а ее населенности и безопасности.

За полосой казачьего фронтира будут располагаться товарные земли, где будут работать крупные крестьянские хозяйства (индивидуальные и объединенные). И тот налог с земли, который они будут платить, пойдет целиком на нужды помещиков-однодворцев и казаков, находящихся на фронтире.

Среди крупных хозяйственников должны быть, как и в старом московском государстве, монастыри, обеспечивающие не товарные потоки, а бережную культивацию земли и культурную функцию.

Крестьянское землевладение нуждается в возрождении Крестьянского банка, который в Российской Империи занимался скупкой земель у неэффективных крупных собственников и продажей ее по минимальным ценам (через долгосрочный ипотечный кредит с минимальными процентами) крестьянским обществам и крестьянам-индивидуалам. Тогда Крестьянский банк перераспределил около 16,74 млн дес (18,28 млн га) земли из общей площади пахотных земель в 85 млн дес.

Как я уже упоминал выше, границы административных образований должны проходить не в меридиональном направлении (когда они делят страну как пирог на ломтики, бери и отделяй), а в широтном. Их надо привязывать к транспортным путям, развернутым в широтном направлении, существующим и проектируемым. Например, логично создать губернию Транссиб, протянувшуюся с запада на восток на тысячи километров и связывающую земли за счет скорости движения грузов, людей и информации. Можно представить и губернию Севморпуть.

Общественные накопления должны идти не в американскую ипотеку, а в строительство как минимум трёх новых трасс широтного направления через всю страну, с трассами-перемычками, проложенными каждые полтысячи километров. И каждая новая трасса должна становиться технологическим прорывом. Завершающая, самая передовая трансроссийская дорога, проходящая в северных широтах (например около 60-65 град. c.ш.), может быть многоярусным надповерхностным скайвеем с использованием материалов из углеродных нанотрубок, с наноструктурными преобразователями механических вибраций и тепловой энергии (вырабатываемых проходящим транспортом, ветром, солнцем) в электрическую.

Помимо широтных администраций, сшивающих страну, должны быть три-четыре столицы. Это могла бы быть линия столиц, протянутая в широтном направлении, то есть ряд крупных городов, несущих помимо региональных управленческих функций, еще и общегосударственные. Не только из Москвы, но также из Екатеринбурга, Новосибирска и Красноярска должны управлять всей страной.

Понятно, что то, о чем идет речь, возможно лишь с восстановление роли государства как создателя страны, с возрождением государственнической идеологии, с выходом государства из положения сырьевого клиента, обслуживающего западное ядро капитализма, с уходом из власти людей, занятых обслуживанием западного капитала..

Да, сегодня (дымный август 2010) наверху нет ни классов, ни групп, заинтересованных в сильном российском государстве и сильном русском обществе. Однако и общественные движения, потенциально связанные с русским фронтиром, должны сперва четко представить, какое государство они хотят, каким должен быть национальный капитал, служилый слой, крестьянство, рабочий класс. Всё это надо будет создавать "от земли", вспоминая в некоторых вопросах опыт земского старосты Минина.

Само существование общественного движения, занимающегося освоением земли, способного на быстрые массовые солидарные действия, должно оказать большое влияние на вполне впечатлительных людей, сидящих в государственном аппарате.

Исторический процесс - как правило, имеет спиральную топологию, и старые формы периодически насыщаются новым содержанием.

И если наша страна пронеслась мимо декораций и масок, называемых буржуазной демократией и партийно-представительской системой, то на повестке дня теперь Земский собор, земское самоуправление, поместная система, казачество и новое освоение России.

Каждому пора сделать естественный выбор - в пользу жизни, а не бессилия и смерти. Свобода придет через порядок, а не через энтропию. Иной возможности нам не дает даже физика.

Сегодня, увы, аттрактором общественного развития все еще является небытие. Дьявол ловит нас сетями инерции, уюта, комфорта, себялюбия и тащит именно туда. Заселенная освоенная Россия выглядит состоянием с очень небольшой вероятностью. Однако и само возникновение жизни на Земле было переходом к состоянию с почти нулевой вероятностью, но ведь случилось же!

Станем ли мы снова плодиться и размножаться, овладевать землей, возрождать фронтир или же исчезнем с лица земли, пройдя через мучительные "сто лет одиночества" - зависит от нас, от маленького переключателя в нашей голове. Вот она точка бифуркации и для начала достаточно небольшого усилия воли, чтобы оказаться на принципиально иной эволюционной траектории.

Я уверен, российское общество все же выберет эволюционную траекторию, ведущую к жизни. Демографическое ядро русского народа, вслед за строительством трансроссийских магистралей, будет смещаться на восток и юго-восток, подальше от Европы. Собственно это выражение долговременной тенденции - прерываемой лишь два раза - с татаро-монгольским нашествием и либеральной катастрофой 1990-х гг. Даже сегодня мы видим, что наиболее стагнирующими и, увы, наиболее быстро вымирающими являются северо-западные регионы России, примыкающие к Европе, в то время как слабые очаги демографического и хозяйственного роста заметны в Поволжье, некоторых районах Урала и Западной Сибири.

Тенденция "сдвига на восток" будет вполне соответствовать краху наших отношений с Западом, неуклонно воспринимающему нас лишь как источник дешевых ресурсов и пространство для промывания мозгов струями "свободы и демократии" (очевидно, что промывание мозгов и извлечение дешевых ресурсов есть две взаимосвязанные задачи). И расставанию с Европой не смогут противодействовать никакие либеральные элиты. Сдвиг на восток соответствует и местонахождению основных наших минеральных ресурсов, и распределению мировых торговых коммуникаций, отражает тяготение к быстро растущим экономическим центрам Азии (восстанавливающим свое древнее могущество) - Китаю, Индии, Корее, Ирану, Индонезии.

Очевидно, этому станут способствовать и климатические изменения. В ближайшие полстолетия, лесостепные и степные районы европейской части России будут больше подвержены засухам, в то же время климат Западной Сибири, особенно южной ее части, будет более благоприятным, чем сегодня.

Использованные источники:

Милов Л.В. "Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса", Любавский М.К. "Историческая география России в связи с колонизацией" и "Наступление на степь", Беляев И.Д. "О сторожевой, станичной и полевой службе" и "Земский строй на Руси", Миклашевский И.Н. "К истории хозяйственного быта московского государства", Багалей Д.И. "Очерки из истории колонизации степной окраины московского государства" , Кауфман А.А. "Переселение и колонизация", Бродель Ф. "Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв.", Валлерстайн И. "Анализ мировых систем" и др.