Чтобы понять Польшу, нужно понять Фредерика Шопена. Сначала нужно послушать его полонез, а затем Революционный этюд. Они говорят о надежде, отчаянии и гневе. В полонезе можно услышать самые сокровенные чувства поляка. В Революционном этюде, написанном после восстания в Варшаве в 1830г., подавленного русскими войсками, есть и гнев и отчаяние. В своем дневнике Шопен укоряет Бога за эту национальную катастрофу, проклинает русских и осуждает французов, которые не пришли на помощь Варшаве. Шопен не вернулся в Польшу, но Польша осталась в его сердце.

Польша стала независимым государством в 1918 году. Премьер-министром был назначен Игнаций Падеревский, пианист и один из лучших исполнителей Шопена.

Трагедия и величие
Для поляков история – это всегда предательство, чаще всего французское. Но даже если бы Франция (и Соединенное Королевство) планировали вступиться за Польшу в 1939г, они не успели бы этого сделать. Польша рухнула менее чем за неделю; никто не может помочь стране, которая проигрывает так быстро.

Поляки воевали, как романтики, они использовали кавалерию против танков. Их сопротивление было великолепным, как произведение искусства, но совершенно бесполезным. Внимательно слушайте Шопена: мужество, искусство и тщетность тесно связаны в Польше. Поляки ждут предательства, они готовы быть потерянными и избитыми. Их гордость – в способности сохранить человечность в условиях катастрофы.

Я думаю, Шопена можно понять геополитически. Посмотрите, где находится Польша. Она расположена на Северо-Европейской равнине. Национальные границы на западе и востоке не защищены естественными преградами. На Востоке - Россия - мощная империя. На западе сначала была Пруссия, а после 1871г. - Германия. К югу до 1918 года была империя Габсбургов. Никакая смелость и мудрость не сможет сопротивляться таким силам.

Польша и Восточная Европа
Поляки не являются ни хозяевами своей судьбы, ни капитанами своей души. Польша живет и умирает по воле других. Мало что можно сделать, чтобы остановить немцев и русских, когда они объединяют усилия и используют Польшу в качестве поля боя. Все, что она может сделать, это надеяться, что кто-то придет на помощь. Никто не придет. Никто не может помочь стране, если она не помогает себе. Шопен знал это в глубине души и знал, что полякам не удастся помочь себе. Я думаю, Шопен был уверен в неизбежности катастрофы.

Есть книга Айвана Морриса под названием «Благородство поражения». Речь идет о Японии, но название приходит на ум, когда я думаю о Польше, Шопене и Падеревском. Поляки были великолепны в поражении, я говорю это без иронии. Но следует помнить, что в польской истории не всегда были поражения. Когда-то Польша была одной из великих держав Европы, она называлась Речь Посполитая.

Речь Посполитая в 17 веке

Когда немцы были разделены, русские слабы, а австрийцев беспокоила Османская империя, Польша не была жертвой. Поляки помнят об этом и постоянно ссылаются на свое былое величие. Поляки знают, что они когда-то доминировали на Северо-Европейской равнине и убеждены, что это никогда не повторится.

Поляки сегодня хотят уйти от истории. Они хотят выйти за рамки трагического мироощущения Шопена, хотят избежать несбыточных мечтаний о величии. Первое не помогло им защитить свои семьи от нацистов и коммунистов. Второе просто нереально. Польша могла быть мощной страной какое-то время, когда не было Германии и сильной России, но не сейчас. Во всяком случае, так считают поляки. Я считаю, что этой точке зрения не хватает воображения.

Польша, Россия и Европа
Поляки, как и остальные страны Центральной Европы, смотрят на Европейский союз как на решение своих стратегических проблем. Немецкая проблема Польши, как члена ЕС, решена. Поляки также считают, что Россия не представляет опасности, потому что она сейчас недостаточно сильна. Кроме этого, они считают Украину и Беларусь буферными зонами. Что касается старой Австро-Венгерской угрозы, что она растворилась вместе с империей.

В этих условиях, многие поляки утверждают, что опасности жизни на Северо-Европейской равнине ушли в прошлое. С моей точки зрения, это не совсем так. Во-первых, как я уже говорил в предыдущих эссе этой серии, Германия пересматривает свою роль в рамках Европейского союза. Общественное мнение этой страны весьма подозрительно относится к гарантиям своего правительства по отношению к другим государствам. По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, немцы не собираются выходить на пенсию в 67 чтобы греки могли становиться пенсионерами в 58. С точки зрения немцев, Европейский союз превращается в ловушку для немецких интересов. Необходима переоценка ролей. Если Германия будет исправлять неудачи ЕС, она хочет иметь контроль над экономической политикой Европы.

Экономика Польши растет, она явный экономический лидер среди бывших советских сателлитов. Но субсидии ЕС подходят к концу, вырисовываются проблемы с пенсионной системой. Способность Польши поддерживать свое благополучие в рамках Европейского союза может в ближайшие годы оказаться под вопросом. Польша может переместиться в разряд слабых партнеров. Я не думаю, что поляки будут против этого, если им и дальше будут помогать. Проблема в том, что немцы и другие ключевые члены ЕС не имеют ни ресурсов, ни желания поддерживать периферию ЕС на прежних условиях.

Когда я упомянул в Польше о возможной потере суверенитета, мне сказали, что существуют различные виды суверенитета и потеря бюджетного суверенитета не обязательно подорвет национальный суверенитет. Я думаю, что они не видят масштабов проблемы. Способность государства контролировать свои денежные потоки – это суть суверенного государства. Потеря этой способности приведет к тому, что другие, прежде всего немцы, будут осуществлять надзор за обороной, образованием и всем остальным. При этом само понятие суверенитета теряет смысл.

Теперь о русской силе. Поляки считают, что Россия слаба и не является угрозой. Кроме этого, Украина и Белоруссия – независимые государства. С этим я частично согласен. Русские не хотят воссоздавать Российскую империю или Советский Союз, они не хотят нести ответственность за эти две страны. Но они стремятся ограничить Украину и Беларусь во внешней политике. Они не позволят развиваться военно-политическим союзам между ними и западными странами. И они будут настаивать на том, чтобы русская армия и военно-морские силы имели доступ к белорусской и украинской территории.

Я не считаю убедительным аргумент о русской слабости. Во-первых, все относительно. Россия, может быть, и слабее Соединенных Штатов. Но она не является слабой по сравнению с Европой или ближним зарубежьем. Нации не должны быть сильнее своих стратегических потребностей, а Россия, безусловно, достаточно сильна для них. Правда, население России сокращается и ее экономика в упадке. Но ее военная мощь несоразмерна экономической мощи и это исторический факт.

Германия импортирует 30 процентов своей энергии из России. Это серьезно. Отнимите эти 30 процентов и немецкая экономика станет неустойчивой. Это дает России большую власть. В то время, как Россия нуждается в доходах от энергии, она может пережить сокращение этих доходов намного дольше, чем Германия и Европа смогут пережить сокращение притока энергии.

Наконец, вспомним о немецко-русском сотрудничестве. Как мы уже обсуждали ранее, немецкая энергозависимость от России и русская потребность в технологии создала почву для взаимодействия между этими двумя странами. Россия с Путиным находится на пути к геополитическому восстановлению, сейчас она заинтересована в отделении Европы от США. Германия ищет новый фундамент для своей внешней политики. Польские лидеры не видят в этом проблемы, а мне трудно поверить, что немецко-русское соглашение не касается поляков. Да, я знаю, что ни Германия, ни Россия не желают Польше вреда. Но слон не обязательно желает вреда мыши, а все же может ее раздавить.

Поляки считают, что у них нет выбора. Когда я указал на возможность создания Intermarium при поддержке Америки, руководитель внешнеполитического ведомства отметил, что в соответствии с новым планом НАТО, немцы гарантировали предоставить две дивизии для защиты Польши, в то время как Соединенные Штаты предложили всего одну бригаду. Кроме этого, США отказались от своих планов по строительству базы противоракетной обороны, чем сильно огорчили поляков. Теперь у них нет былой уверенности в помощи из-за океана.

Польская самостоятельность и Соединенные Штаты
Я хотел бы предложить полякам что-то другое. Польша была беспомощной на протяжении веков, жертвой оккупации и расчленения. Она была свободной и суверенной только в межвоенный период. Она поменяла свой суверенитет на французские и британские гарантии. Эти гарантии, честные или нет, не могли быть выполнены. Польша рухнула слишком быстро.

Обеспечение польского национального суверенитета - в первую очередь польский национальный вопрос. Во-первых, государство не должно отдавать контроль над фундаментальными национальными функциями, такими, как экономика, другим странам. Во-вторых, не стоит слишком полагаться на экономическую слабость России. Об этом нас предупреждает история.

Но самое главное, суверенитет страны зависит от ее способности защищать себя. Правда, Польша не может защитить себя от Германии и России, по крайней мере, сама по себе. Но она может выиграть время. Конечно, Польша может принять решение приспособиться к немцам и русским, считая, что на этот раз все будет иначе. Это удобное допущение. Оно даже может быть верным. Но ошибка может стоить Польше потери нации.

Я увидел, что польские чиновники и общественность понимают, что они на данный момент в безопасности, но будущее неизвестно. Они чувствуют себя беспомощными. Польский народ считает, что идея польской нации не в польских руках. Что бы из этого не вышло, поляки будут героически страдать. Шопен превратил страдание в высокое искусство. В конце концов выживание более прозаично, но чтобы выжить, нужно работать. Страдать легче.

В конечном счете, я американец и, следовательно, мне трудно принять трагические чувства. Чтобы выжить, Польше нужно сделать три вещи. Во-первых, она нуждается в национальной стратегии обороны. Это дорого. Но сколько бы поляки заплатили, чтобы избежать нацистской и советской оккупации? То, что кажется дорогим, может быть дешевым в ретроспективе.

Во-вторых, Польша сама по себе слишком слаба. В рамках альянса, простирающегося от Финляндии до Турции, Intermarium, Польша обладала бы достаточным весом и без НАТО. НАТО - альянс «холодной войны». «Холодная война» закончилась. Польше будет необходимо координировать свои действия с Румынией, независимо от мнения других стран по этому вопросу. Этот союз требует польского руководства. Но Польша должна сначала преодолеть фантазии о том, что 18-летний Европейский союз превратил тысячелетнюю Европу в мирное царствие небесное. Восемнадцать лет - не так много времени по европейским стандартам.

И, наконец, в третьих, поляки должны сохранять связь с мировым гегемоном. Конечно, последние годы администрации Буша и первые годы администрации Обамы не было приятными для Польши. Но немецко-русский союз угрожает интересам Соединенных Штатов, что делает Польшу и США союзниками. Есть вещи, которые Соединенные Штаты не могут допустить, если это в их силах. В настоящее время, США больше озабочены коррупцией в Афганистане. Польша должна подождать, когда американцы вновь обретут чувство перспективы.

Европейский союз может измениться и стать конфедерацией равноправных государств, как это первоначально планировалось. Русские могут вести себя спокойно. Это в лучшем случае. Но что поляки будут делать, если возникнет не лучший случай? Я бы сказал, что нет благородства в поражении, лучше его избежать. Я также утверждаю, что если вы внимательно прислушаетесь к «Полонезу», вы услышите призыв и к выживанию и к величию.

Я нашел в Польше чувство беспомощности в сочетании с желанием жить хорошо, когда хорошо жить невозможно. Но это чувство беспомощного фатализма меня пугает. Мы зависим от Польши больше, чем мои соотечественники пока могут себе представить. Чем дольше мы ждем, тем больше шансов, что произойдет трагедия. Немцы и русские сейчас не монстры, и они не хотят ими быть. Но, как Шопен ясно дает понять - то, чем мы хотим быть и то, что мы есть - две разные вещи.



Перевод с английского Александра ХОЛЕВА


Статья опубликована с разрешения STRATFOR

www.stratfor.com