Мы приехали в Стамбул во время фестиваля Ид-аль-Адха (Курбан-байрам), который проводится в память о готовности Ибрахима принести в жертву своего сына Исмаила по повелению Божию. Это шокирующий праздник для меня, ведь меня учили, что это Исаака спас Бог. Различие между Исмаилом и Исааком - это разница между Агарь и Саррой, между Авраамом и Ибрахимом. Это одновременно связывает мусульман, иудеев и христиан и разделяет их.

Мусульмане празднуют Ид, принося в жертву животных (овец и крупный рогатый скот). Стамбул - современный торговый город, потрясающе огромный. В тот день, как мы приехали, мы видели площадки с крупным рогатым скотом для желающих провести ритуал. Ритуальные жертвы практикуются широко, даже среди не слишком религиозных горожан. Мне сказали, что Турции приходится импортировать крупный рогатый скот из Уругвая. То есть древний обычай ритуальной жертвы требует изменений глобальной торговли.

Напряженность в отношениях между государствами, внутри государств и религий слишком давно существует, мы не помним ее начало. Она никогда не стареет. Для Турции, очень старой нации, начинается новая глава, связанная с поиском пути, самобытности и своего места в мире.

Испытания Турции

Я думаю, что Турция станет одной из мощных региональных держав нового поколения. Этот процесс уже начался, это видно по быстрому экономическому росту Турции даже в условиях глобального финансового кризиса. Ее региональное влияние растет. Как и следовало ожидать, этот процесс обостряет внутриполитическую напряженность и создает беспокойство за пределами страны о том, чем станет Турция. На наших глазах происходит преобразование слаборазвитой страны, возникшей из пепла Османской империи, в сильную державу.

В центре дебатов внутри страны и за границей является ислам. За границей обсуждается, как далеко Турция отошла от своих традиционных связей с Соединенными Штатами, Европой и Израилем. Эти две дискуссии связаны между собой.

В то время, когда Соединенные Штаты ведут войну в Афганистане и Ираке, и находятся в конфронтации с Ираном, любое изменение в положении мусульманской страны вызывает опасения, и не только в Соединенных Штатах. После Второй мировой войны, многие турки эмигрировал в Европу, где они не смогли ассимилироваться, отчасти по собственному выбору, а отчасти потому, что европейские системы не способствовали ассимиляции. Провал ассимиляции создал сильное беспокойство по поводу турецких и других мусульман в Европе, особенно после 11 сентября. Разумно или нет, но все это формирует восприятие Западом Турции и турецкие взгляды на Запад.

Появление Турции как значительной державы включает в себя пересмотр внутренних и региональных отношений с исламом и вызывает тревогу внутренних светских сил, а также жителей других стран, которые чувствуют угрозу со стороны турок. Всякий раз, когда появляется новая держава, это дестабилизирует международную систему. Мощная и уверенная в себе Турция воспринимается как исламская страна и это создает напряженность.

Светское и религиозное

Эволюция Турции началась с распада Османской империи после Первой мировой войны. Современная Турция создавалась под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Задача Ататюрка была в том, чтобы сохранить ядро Османской империи как независимое государство. Это ядро было в Малой Азии и с европейской стороны Босфора.

Для Ататюрка, первым шагом был отказ от любых попыток удержать регионы империи, которые окружали Турцию. Вторым шагом было прекращение влияния культуры Османской империи на саму Турцию. Последние десятилетия в Османской империи были болезненными для турок, которые считали себя униженными из-за нежелания режима Османской империи проводить модернизацию в темпе остальной Европы. Бойня Первой мировой войны сделала больше, чем уничтожила Османскую империю. Она поколебала ее уверенность в себе и своих традициях.

Для Ататюрка турецкое национальное выживание зависело от модернизации и создания светского общества как основы современного национального государства, в котором ислам стал бы вопросом частной практики. Ататюрк не пытался подавить религиозную жизнь мусульман, он был против политической религии, которая стремится регулировать как частную, так и общественную жизнь.

Ататюрк стремился гарантировать выживание светского государства с помощью военных. По его мнению, военные представляли самый современный элемент турецкого общества и могли выполнять две функции: гарантировать турецкую модернизацию и защиту режима от тех, кто будет пытаться воскресить Османское государство и его исламский характер. Ататюрк хотел отойти от многонационального характера Османской империи, он сжал Турцию до ее основной территории и отказался от полномочий и ответственности за ее пределами. Уже после смерти Ататюрка Турции удалось избежать участия во Второй мировой войне.

Европейская идеология в исламском мире привела к созданию правительств, которые как и в Турции, были светскими снаружи, но правящими мусульманским населением. В 1970-х годах в регионе началась контрреволюция, которая выступала за реинтеграцию ислама в управление мусульманских стран. Экстремальные части этого движения создали Аль-Каиду. Но светское, европейское видение Ататюрка находилось в глубоком противоречии с исламистскими режимами.

Тем не менее, этот процесс повлиял на Турцию. В 2002 году к власти пришла Партия справедливости и развития (ПСР). Это был решающий момент, потому что ПСР не была светской проевропейской партией. Ее взгляды и сейчас горячо обсуждаются внутри и за пределами Турции. Некоторые утверждают, что под официальной умеренностью скрываются радикально-исламистские настроения.

Мы гуляли в районе Стамбула, который называется Карсамба. Мне сказали, что это самая религиозная община в Стамбуле. Это небогатое, но энергичное сообщество, там много школ и магазинов. Дети играют на улицах, мужчины стоят по двое и по трое, говорят и спорят. Женщины носят паранджу и головные платки. В районе есть большая школа, где молодые люди изучают Коран и другие религиозные предметы.

Карсамба напомнила мне проблему ПСР, или любой другой силы, которая планирует управлять Турцией. Есть совершенно европейские районы Стамбула, но живут Карсамба и деревни Анатолии, и у них есть уверенность в себе и напористость, которые сегодня нельзя игнорировать.

Существует глубокая обеспокоенность у некоторых сторонников светского государства, что ПСР намерена ввести шариат. Эти опасения особенно интенсивны среди профессиональных классов. Я обедал с врачом, который сказал мне, что собирается эмигрировать, если ПСР будет продолжать свой курс. Это крайняя точка зрения, большинство понимает, что ПСР не имеет таких намерений. Иногда мне кажется, что страхи намеренно преувеличены, в надежде произвести определенное впечатление на иностранца.

Но мои мысли возвращаются к району Карсамба. Сторонники светского правления могли игнорировать этих людей в течение длительного времени, но это время прошло. Не существует способа управления Турцией без интеграции этих людей в турецкое общество. Учитывая радикальные силы мусульманского мира, это просто невозможно. Они являют собой очень важную тенденцию в исламском мире и их нужно не подавлять, а ассимилировать.

Основная светская оппозиция - Народная республиканская партия (НРП) - не может этого сделать. Она не разработала платформу, которая может включить Карсамбу и другие религиозные кварталы в рамки светского государства. Это может сделать ПСР. Она может обратиться к ним, сохраняя при этом основные идеи европеизма и модернизма. Турецкая экономика растет. Она имеет в годовом исчислении 12 процентов роста в первом квартале 2010 года. Но ПСР подчеркивает, что она хочет вступить в Европейский Союз. Сейчас, учитывая здоровье турецкой экономики, желание вступить в Европейский Союз является странным. Европейский союз не собирается принимать Турцию, но ПСР продолжает настаивать. Это является сигналом для светской оппозиции: ПСР не отказывается от европейской модернизации.

ПСР подает большое количество таких сигналов, но светская оппозиция опасается, что умеренность ПСР - просто прикрытие для долгосрочных намерений навязать радикальный исламизм в Турции. Мне неизвестны намерения руководства ПСР, но я знаю, что светская оппозиция имеет огромную политическую власть и поддержку военных. Независимо от намерений ПСР, она не сможет применить радикальную исламистскую политику в Турции, если только светская оппозиция резко не станет слабой, что она не собираются делать.

НРП не может повторно ввести чисто светское правление, которое существовало до 2002 года. ПСР не может навязывать радикально-исламистский режим, даже если захочет. В результате таких попыток произойдет политический кризис, который разорвет страну на части, не дав ни одной стороне политической победы.

Кроме того, на периферии исламистского сообщества существуют радикальные движения, такие как Аль-Каида. Стратегически необходимо отделять традиционно религиозных людей от радикальных исламистов. Чем больше общество будет отторгать традиционалистов, тем больше они будут сдвигаться к радикалам. Говорят, что все исламисты радикальные. Я не думаю, что это правда. Среди миллиарда мусульман радикалов не так и много. Но агрессивная социальная политика может увеличить их число, что приведет к катастрофе в Турции и в регионе.

Проблема Турции в преодолении разрыва между светской и религиозной частями населения. Это самый эффективный способ не допустить к власти радикалов. НРП, мне кажется, еще не разработала никакой программы сближения. Есть некоторые признаки изменений, которые пришли с изменением в руководстве партии несколько месяцев назад, но в целом НРП поддерживает враждебные подозрения по поводу разделения власти с ПСР.

ПСР, с другой стороны, считает примирение своей основной задачей. Проблема в том, что ПСР пытается удовлетворить всех, но это сделать крайне трудно. Но ее поддерживает большинство населения. В Турции, как я уже сказал, все зависит от предполагаемых скрытых намерений ПСР. Но не нужно забывать, что турки ведут свои традиции от 600 лет османского владычества и в критические моменты мусульмане были в союзе с католиками против православных христиан, чтобы доминировать на Балканах. Они вступали и в другие союзы по расчету. Многонациональная и многоконфессиональная империя была построена на пирамиде компромиссов. ПСР не партия ваххабитов и, если попытается стать ею, она пропадет. ПСР, как и большинство политических партий, предпочитает оставаться у власти.

Окончание следует

Перевод с английского Александра ХОЛЕВА.

Статья «Геополитическое путешествие 4. Турция» опубликована с разрешения Stratfor.

www.stratfor.com