На границе между исламом, католицизмом и православием находятся несколько стран - Турция, Румыния, Молдова, Украина и Польша. Римско-католическая Австрия Габсбургов боролась с исламской Османской империей до переломной битвы близ Вены в 1683 году. Начиная с 18-го века, православная Россия расширялась на запад через Белоруссию и Украину. На протяжении более двух веков пограничные страны, простирающиеся от Балтийского до Черного моря были ареной борьбы трех империй.

Там долгое время была нестабильная обстановка. Холодная война была последней конфронтацией, столкнувшей Россию с Западной Европой, которую поддерживали Соединенные Штаты. Приграничные страны, хотя и неофициально, находились в рамках советской империи. Теперь они получили суверенитет. Россия сейчас гораздо сильнее, чем 10 лет назад. Европейский союз переживает внутреннее напряжение, а Германия пересматривает свою позицию. Соединенные Штаты играют в неопределенные и сложные игры.

Советский Союз рухнул, и влияние США в Европе снизилось. Что бы ни было дальше, «холодной войны» больше не будет. но приграничная область не была и не будет областью вечного мира. Чтобы понять характер возможных конфликтов, нужно начать с прошлого, и не с «холодной войны», а с Первой мировой войны.

Региональная реорганизация после Первой мировой войны

Первая мировая война создала принципиально новую архитектуру в этом регионе. Османская и Австро-Венгерская империи рухнули, Российская империя была заменена Советским Союзом, и Германская империя была заменена республикой. Ни один регион в мире не пострадал больше от этой войны. Причем война не закончилась для него в 1918 году. Она продолжалась, когда новые государства воевали внутри своих границ и между собой. Крах империй позволил новым нациям появляться в качестве независимых государств. Границы были зафиксированы державами-победительницами в Версале и Трианоне. Они изобрели Югославию, что означает «земля южных славян», состоящую из коллекции враждебных наций.

Граница между Российской империей / Советским Союзом и Европой состоит из двух частей. Карпаты обозначают неровную границу между русскими и остальной частью Европы от Словакии к югу. Эти горы не очень высокие, с разбросанными деревнями и недостатком хороших дорог. Карпаты принадлежали в разное время всем странам в регионе, но их нелегко контролировать. Даже сегодня бандиты правят частью региона.

В северной части Европы доминирует обширная равнина, простирающаяся от Франции до Москвы. Она плоская и болотистая на севере, но в целом вполне удобна для передвижения армии. Это маршрут завоевателей Европы. Наполеон двигался по равнине в Москву, как и Гитлер. Сталин двигался в обратном направлении.

Интермариум

После Первой мировой войны Польша вновь стала суверенным государством. Россия капитулировала перед Германией в 1917 году и подписала договор в Брест-Литовске в 1918 году, согласно которому она уступила Германии большие территории, включая часть Украины. С поражением Германии, Брест-Литовский договор потерял свою силу и русские пытались вернуть то, что они отдали, в том числе Польшу. В 1920 году, переломная битва состоялась под Варшавой, когда армия под командованием польского генерала Юзефа Пилсудского заблокировала советское вторжение.

Пилсудский был интересной фигурой, реакционной в некотором смысле, радикальной в другом. Но меня интересует его геополитическое видение. Он был, прежде всего, польский националист, и он понимал, что поражение России - это первый шаг к независимой Польше. Он также считал, что польское господство над Украиной смогло бы гарантировать свободу Польши после того, как Германия потерпит поражение. Его попытка объединиться с Украиной не удалась. Русские победили украинцев и повернули на Польшу. Пилсудский разбил их.

Интересно что было бы, если бы Пилсудский потерял Варшаву. Североевропейская равнина была бы открыта настежь, и Советы могли бы двинуться в Германию. Несомненно, французы постарались бы блокировать их, но во Франции была мощная коммунистическая партия, не желавшая воевать. Могло бы разыграться множество сюжетов, если бы Пилсудский не остановил русских. Но он остановил.

У Пилсудского была и другая идея. Германия была в руинах, как и Россия, но он понимал, что они восстановятся. Нужно создать альянс, прежде чем они возродились. Он хотел создать Интермариум - союз стран между морями, построенный вокруг Польши и включающий Чехословакию, Венгрию, Румынию, Финляндию и страны Балтии. Если бы это произошло, Вторая мировая война не началась бы или могла бы пойти по-другому сценарию. Когда НАТО и амбициозные концепции европейской федерации уйдут в прошлое, кто придет на смену? Интермариум Пилсудского выглядит вполне логично.

Русско-немецкие отношения

От приграничных государств сейчас мало что зависит. Европейская политика зависит от того, что Россия хочет и планирует сделать, и от того, что Европа хочет и планирует сделать. Как всегда, Интермариум мечется между Россией и Европой. Уже не существует южноевропейской державы (Австро-Венгрия ушла в прошлое), но на севере есть Германия - страна, которая старается найти свое место в Европе и в истории.

Во многих отношениях, Германия остается тайной. 2008 год и греческий кризис потряс немцев. Они видели Европейский союз в качестве инструмента процветания. Немцы не хотят выручать греков, и вопрос о ценности Европейского Союза стал центральным вопросом в Германии. Германия не думала о себе как об автономной державе с 1945 года. Она начинает снова так думать, и это может все изменить.

Одна из вещей, которая может измениться - это немецко-русские отношения. В разное время с 1871 года до воссоединения Германии немцы и русские были союзниками или смертельными врагами. Экономически эти страны дополняют друг друга. Россия экспортирует сырье, Германия экспортирует технологии. Никто из них не хочет, чтобы на них оказывали давление Соединенные Штаты. Вместе они могли бы противостоять этому давлению. Между ними возможен альянс.

Для Польши, призрак немецко-русского союза - это исторический кошмар. В последний раз это произошло в 1939 году. Польша была разорвана и потеряла свой суверенитет на 50 лет. Конечно, говорят, что на этот раз все не так, что немцы уже не те, что русские тоже другие. Но геополитика учит, что субъективные наклонности не стирают исторические закономерности. Что бы поляки ни думали и говорили, они нервничают, хотя и не признают этого. Признание страха перед Германией и Россией будет означать недоверие, а недоверие не допускается в современной Европе. И еще имеет огромное значение, что они говорят и не говорят о Соединенных Штатах Америки.

Роль Румынии

Румыны находятся в ином положении. Румыны защищены против русских Украиной и Молдовой, и их чувство беспокойства должно быть ниже. Кроме этого, Карпаты проходят через их страну. Но что происходит с Украиной? У нее прорусское правительство и экономически страна сильно зависит от России. Конечно, Европейский союз не собирается приходить к ним на помощь. Является ли это попыткой добиться полной независимости или у украинцев еще есть пространство для маневра? Остается мало места, чтобы дышать, не говоря уже маневрах, но это вопрос, который нужно задать украинцам. Они, конечно, решительно утверждают, что независимы, но важно прислушиваться к тому, что не говорится вслух. Нет более важного вопроса в Европе на данный момент, чем будущее Украины.

Для Румынии это жизненно важно, потому что ее буфер может испариться. Молдову называют Бессарабией. Когда Сталин заключил договор с Гитлером в 1939 году, частью сделки была Бессарабия, входившая тогда в состав Румынии, союзника Германии. Бессарабия стала советской. Это передвинуло Румынию дальше от Одессы, важнейшего порта на Черном море. Бессарабия оставалась частью Советского Союза и после войны. Когда распался Советский Союз, Молдова стала независимой. Область к востоку от Днестра, Приднестровье, быстро вышла из Молдовы с помощью России. Молдова стала румыноязычным буфером на реке Днестр.

Молдова является самой бедной страной в Европе. Ее основной экспорт -вино, направляемое главным образом в Россию. Русские иногда блокируют экспорт вина «из-за его качества». Я думаю, это вопрос не качества, а геополитики. Молдова может, в далеком будущем, стать базой для операций против интересов России. Каждый дюйм, отдаляющий потенциальных врагов от Одессы, это плюс. Именно поэтому Сталин взял Бессарабию у Гитлера. Это соображение остается, и русские действуют, чтобы изолировать и подчинить Молдову, а с ней и Румынию.

Румынию всегда было тяжело просчитать. Геополитически она по ту сторону Карпат, если угрожают русские, и на этой стороне, если Австрия или Германия являются угрозой. Румыния ориентирована на Европейский Союз, но является одной из многих стран в союзе, которая в действительности не принадлежат ему. В отличие от поляков, для которых история и сопротивление традиционны, румыны приспосабливаются к господствующим ветрам. Я сомневаюсь, что они сделают все, чтобы сохранить Молдову и разозлить Москву, но не ясно, находится ли Молдова в опасности. Тем не менее, ясно одно: если русские возвращают Украину, то Молдова является важной территорией. Иногда небольшие участки земли могут оказаться решающими.

В моей книге «Следующие 100 лет», я утверждал, что в ближайшие 50 лет Турция будет великой державой. В следующем десятилетии для Турции будет переходный период из одной из стран в американской системе к возрождающейся мощи в своем собственном праве. Она не будет пешкой и будет отстаивает свои интересы за пределами ее границ. Так как ее сила на Балканах увеличивается, Турция будет одной из сил, которую таким странам, как Румыния, придется учитывать. Возрождение Турции будет медленным процессом, с неизбежными неудачами и разочарованиями, но даже сейчас можно ощутить ее коммерческое влияние в бассейне Черного моря.

Геополитическая теория

Эта теория утверждает, что мир, связанный с окончанием «холодной войны», подходит к концу. Россия вновь принимает исторически узнаваемый вид. Германия только начинает процесс переосмысления себя в Европе. Стали проявляться слабые стороны ЕС. Турция уже предприняла первые шаги по превращению в региональную державу. Мы находимся в начале периода, в котором эти силы будут играть свои самостоятельные роли.

Для Соединенных Штатов появление сильной Турции выгодно. США заканчивают войны в регионе, и Турция может заполнить вакуум в борьбе с радикальным исламом. Те, кто утверждают, что турецкое правительство радикально-исламистское, ошибаются по двум причинам. Во-первых, в Турции наблюдается глубокий раскол, с мощными наследниками традиций Кемаля Ататюрка на одной стороне. Они слишком сильны, чтобы терпеть радикальный ислам. Во-вторых, исламизм турецкого правительства не может быть сравнен, например, с исламизмом Саудовской Аравии. Ислам имеет множество оттенков, как и христианство, и турецкая версия вытекает из истории Османской империи. Он гибкий и, прежде всего прагматический. Это вытекает из истории, в которой исламская Турция в союзе с католической Венецией доминировали в Средиземном море. Итак, турецкий ислам не является достаточно сильным, чтобы навязать себя светской власти и слишком вежливый, чтобы поддаться упрощенному радикализму. Он будет делать то, что он должен делать, но помогать Аль-Каиде не станет.

Хотя Соединенные Штаты приветствуют мощную Турцию, то же самое нельзя сказать о мощной России, в частности, в союзе с Германией. Американцам не следует бояться только Китая или Аль-Каиды. Еще есть объединение немецких технологий с природными ресурсами России. Это может создать силу, которая сможет бросить вызов американскому первенству.

Не ясно, понимает ли это американское руководство. Настрой Вашингтона представляет собой смесь клише тридцатилетней давности и одержимости терроризмом. В Вашингтоне не заметно четкого стратегического мышления. Поляки, например, глубоко обеспокоены тем, что Вашингтон не понимает их вопросов. Соединенные Штаты являются огромной нацией, и Вашингтон думает о себе как о незыблемом центре, но на самом деле это не так. Соединенные Штаты не имеют центра.

Вашингтону нужно показать поддержку Польше. В этом случае, следует вспомнить теорию, которую предложил Пилсудский, Интермариум. Я считаю, что миссия НАТО была достигнута 20 лет назад. Интермариум – это Польша, Словакия, Венгрия, Румыния и, возможно, Болгария – сможет блокировать русских, отделить их от немцев и аккуратно ограничить посягательства Турции на юго-востоке Европы.

Страны Интермариум по-прежнему влюблены в Европейский союз и НАТО, но увлечение снижается. 2008 год и безразличие Германии им не понравилось, и они начинают считать, что НАТО - уже история. Польша должна быть лидером блока, а румыны южным якорем. Я думаю, что поляки думают об этом, но румыны далеки от этой идеи. Поддерживаемая США Польша охраняет Североевропейскую равнину, а Словакия, Венгрия и Румыния охраняют Карпатские подходы, для предотвращения того, чего Соединенные Штаты должны бояться больше всего: союза России и Германии.

Все это очень далеко от понимания Вашингтона. Вашингтон все еще думает о России, как об упадочной стране 1990-х годов. Он просто не принимает ее всерьез. Он думает, что Европейский союз будет восстанавливаться. Но в основном, Вашингтон думает об Афганистане. По вполне понятным причинам, Афганистан сосет соки Вашингтона по полной программе, позволяя остальному миру маневрировать по своему усмотрению.

Перевод с английского Александра ХОЛЕВА

Эта статья напечатана с разрешения STRATFOR

www.stratfor.com