Антиамериканизм и национализм
Хотя китайский народ и хочет получить больше прав и улучшить жизнь, он одновременно проявляет несомненные признаки антиамериканизма и национализма, что делает его менее восприимчивым к достоинствам демократии.

В эпоху, когда китайская коммунистическая идеология ушла в прошлое из-за продвижения рыночного капитализма, Китай занялся агрессивной клеветой на демократию западного образца, непригодную для экономических условий страны. Китайские граждане, утверждает Пекин, обязаны добиваться китайского величия, что приведет к сильному Китаю, могучему Китаю, заслуживающему влияния и славы. Экономическая модернизация является ключом, а социальная стабильность - обязательным аксессуаром. Через средства массовой информации и учебники Пекин подчеркивает, что демократизация, политическая либерализация, свободная пресса, и антиправительственные протесты приведут к краху нынешнего режима и, следовательно, опасны для китайского общества. Когда Соединенные Штаты критикуют нарушения прав человека или призывают к демократизации, они только стремятся подорвать рост Китая.
Идеологическое воспитание имеет свои последствия. Многочисленные китайские граждане, особенно формирующийся средний класс, согласны со своим правительством, что Китай не готов к демократизации. Они видят, социальную нестабильность постсоветской России, ослабление ее экономического роста, ослабление государственной власти и общий хаос, и не хотят такого развития событий. Кроме того, они глубоко скептически расценивают мотивы США. Согласно опросу, проведенному китайской газетой Global Times (Хуань Цю Ши Бао), около 59 процентов китайцев, которые живут в городских мегаполисах считают, что Соединенные Штаты стремятся сдержать рост Китая, а 56,3 процента видят в США соперника Китая. Кроме того, китайцы недовольны критикой своего правительства. Почти 79 процентов респондентов имеют негативное отношение к американской критике, 49,3 процента считают, что США пытаются разрушить стабильность в Китае, 10,4 процента считают, что Соединенные Штаты пытаются опорочить Китай, а 19,1 процента считают, что Америка просто не понимает внутренней ситуации Китая.

Соединенные Штаты мало что сделали, чтобы понять озабоченность китайских граждан. Большинство американских лидеров просто игнорирует китайскую озабоченность по поводу намерений США или о побочных эффектах демократизации, а вместо этого вновь повествуют о добродетелях демократии в абстрактных терминах. Как говорил президент Буш, «каждое человеческое сердце желает быть свободным». Многие китайские граждане, к сожалению, ответят: «Не будьте так уверены».

Что дальше?
Несмотря на желание США и усилия граждан Китая, правительство до сих пор нейтрализовало любые попытки радикальных политических изменений. Пекин контролирует именно те инструменты, которые способствовали бы успеху широкой внутренней оппозиции. Он проводит репрессии против политических оппонентов и ассимиляцию потенциальных лидеров оппозиции. Он стремится максимизировать экономическую модернизацию при одновременной минимизации ее либеральных эффектов. Запад ждет, когда Пекин придет к реформам или откажется от авторитарного правления, а китайский режим исполнен решимости остаться у власти.

Устойчивость китайского авторитаризма не устраняет возможность политической либерализации и демократизации в долгосрочной перспективе, но делает результаты менее определенными. Просто ждать демократию, которая появится в Китае, неразумно и неприемлемо. Соединенные Штаты должны делать больше для стимулирования демократизации в Китае.
Сейчас правительство США содействует развитию демократии в Китае, поддерживая демократические голоса и институты изнутри, в то же время критикуя и осуждая китайский режим извне. Что касается первого, правительство США поддерживает целый ряд мероприятий и проектов, финансирует сотрудничество в разных областях, помогает общественным организациям и диссидентам, организует вещание «Голоса Америки» и «Радио «Свободная Азия» на китайском языке. Администрация США часто критикует права человека в Китае, стимулирует освобождение политических и религиозных диссидентов, публично и в частном порядке призывает китайское правительство к фундаментальным политическим реформам.

Усилия США по продвижению демократии в Китае являются необходимыми и важными, но они не всегда затрагивают источники авторитарной устойчивости. Вряд ли извне удастся устранить все эти источники, да этого и не требуется. Например, не нужно пытаться замедлить китайский экономический рост. Тем не менее, Вашингтон должен и может сделать больше для борьбы с другими источниками авторитарной устойчивости путем укрепления политической оппозиции Китая и противодействуя ограничениям, начиная от свободы прессы и свободы организаций. Кроме того, Соединенные Штаты должны прилагать серьезные усилия, чтобы противостоять агрессивной идеологической обработке китайским правительством своих граждан.

Пекин клевещет на демократию западного образца, доказывая, что она ведет к хаосу и непригодна для экономических условий Китая
Нужно сделать ряд конкретных шагов. Во-первых, Соединенные Штаты должны увеличить финансирование и поддержку потока информации через китайский Интернет. Уже сейчас, «Голос Америки» и «Радио Свободная Азия» вложили в общей сложности $ 3 млн. в развитие технологий по противодействию глушения своих веб-сайтов. Однако можно сделать еще больше. Каждый год, начиная с 2002 года, одной или обеими палатами конгресса инициируется резолюция под названием «Акт о глобальной Интернет-свободе», в последней версии которой содержится призыв к бюджету в $ 50 млн. в год для борьбы с Интернет помехами. Эти средства позволят китайским пользователям получить доступ к заблокированным политическим сайтам через прокси-серверы, и помогут маскировать китайских пользователей от онлайн наблюдения. Как предполагает резолюция, американское правительство должно увеличить объем финансирования разработок и внедрения этих технологий.
Во-вторых, Соединенные Штаты должны более активно поддерживать другое политическое право в Китае: политическое право на организации. В конце концов, технология и информация сами по себе не могут обеспечить демократию и либерализацию, китайский народ должен требовать их. В настоящее время, их требования дисперсны и рассеяны целенаправленными усилиями правительства. В ответ США должны поддержать и связать воедино китайские группы, ведущие борьбу за идеалы демократии.

Некоторые программы, финансируемые американским правительством, уже обеспечивают китайских активистов и гражданские организации связью и поддержкой. Например, «Национальный фонд поддержки демократии» (NED), финансирует широкий спектр усилий по распространению демократии, поддерживает программы, которые объединяют юристов, адвокатов и ученых для создания стратегии защиты свободы вероисповедания в соответствии с существующей правовой базой. Аналогичным образом, «Центр солидарности» финансирует программы для низовых трудовых организаций по работе с местными средствами массовой информации и с трудящимися-мигрантами. Усиление поддержки будет способствовать преодолению усилий китайского правительства,направленных против демократизации. Как показывает исследование 67 стран фондом «Фридом Хаус», мирные, массовые гражданские коалиции - это ключевые инструменты для воздействия на авторитарные режимы.
В-третьих, Соединенные Штаты должны продолжать поддерживать связь с китайскими борцами за свободу, которые рискуют своей жизнью и свободой. Такая поддержка наиболее эффективна, когда исходит непосредственно от исполнительной власти - от президента до консульских должностных лиц. Правительство США должно продолжать встречаться с диссидентами, выражать солидарность с их целями и делать это более открыто и настойчиво. Кроме того, можно сделать больше, чтобы поддержать китайских диссидентов, которые высланы и живут в Соединенных Штатах.
Ки Пекин отрицает и искажает события, окружающие трагедию на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, «промывает» мозги младшего поколения китайцев, скрывает истину в истории. Вместо игнорирования ежегодного празднования резни на площади Тяньаньмэнь, как это происходит сейчас, администрация США должна направлять официальных представителей на мемориальные собрания и более громко напоминать китайскому правительству, что экономический рост не сотрет воспоминания об этом ужасе.

В-четвертых, Соединенные Штаты должны вести более активную общественную дипломатию. Нужно убеждать китайский народ, что свобода и процветание не являются взаимоисключающими явлениями. К сожалению, демократический опыт не всегда обеспечивает необходимую уверенность. По данным анализа Кевина Хассетта из Американского института предпринимательства, средний темп роста ВВП в странах, которые являются экономически свободным, но политически репрессированными, более чем на 3,6 процента опережает рост ВВП в экономически и политически свободных странах.

США должны продолжать поддерживать китайских борцов за свободу, которые рискуют жизнью ради своей страны

Китайские граждане имеют серьезные сомнения относительно совместимости экономической свободы и выборной демократии. Американские доклады и заявления, как правило, сосредоточены на серьезных нарушениях прав человека, а учебные материалы говорят о характере и структуре американской демократии. Например, в многочисленных заявлениях заместителя госсекретаря по публичной дипломатии Карен Хьюз, не содержится примеров совмещения демократии и устойчивого экономического роста. Большинство из этих документов отражают совместимость борьбы с терроризмом и укрепления прав человека. Неважно, что убеждать экономически обездоленных мусульман в совместимости демократии и борьбы с терроризмом - это совсем не то, что убеждать зажиточный, уверенный в себе новый китайский средний класс в совместимости свободы и экономических выгод.

Недостаточно бесконечно произносить слово «демократия», не признавая веских причин для скептицизма. Американское правительство должно выпускать бюллетени, брошюры и публичные заявления о свободах, которые имеют демократические страны и объяснять, что риск, связанный с переходом от авторитаризма к демократии, вполне оправдан.

Наконец, Вашингтон должен быть реалистичным в вопросе ограниченности его влияния. Американцы должны также признать экономический прогресс в Китае и его изолированность от политической либерализации. Мы должны критиковать репрессии китайских властей и убеждать китайцев, что их страна может быть не только богатой и сильной, но также свободной и демократической. Но мы должны понимать, что КПК будет нам активно противодействовать. Порой она будет еще более резко расправляться со своими гражданами именно потому, что Соединенные Штаты призвали их к борьбе за свободу. В конечном итоге, американцы должны признать, что демократия в Китае не появится просто потому, что они выступают за нее. Она появится по той причине, что китайские граждане достаточно смелы, чтобы бороться за нее.

Упорное движение к свободе
Международный мир и безопасность в двадцать первом веке будет в немалой степени зависеть от Китая и его отношений с миром. Учитывая огромные ставки, Соединенные Штаты должны пересмотреть многие неуместные предположения, лежащие в основе их политики. Следует признать упорство и стойкость китайского авторитаризма и отказаться от надежды, что он просто уйдет по желанию США. Следует лучше понять, как авторитаризм приспосабливается, разделяет рыночные силы и нейтрализует различные атрибуты либерализма. Следует найти лучшие решения для борьбы с ним.

Может быть, в один прекрасный день придет свобода к китайскому народу, но до тех пор содействие освобождению его от цепей коммунистического авторитаризма будет оставаться тяжелой работой. Соединенные Штаты должны более серьезно относиться к этой работе.

Перевод с англ. Александра ХОЛЕВА

www.hoover.org

Гуверовский институт Стэнфордского университета