Эффективное функционирование любой парламентской республики невозможно без существования различных союзов и готовности к компромиссным решениям. Тем не менее, учитывая те сектантские и этнические конфликты, которые характеризуют иракское общество, путь к демократии обещает быть тернистым и, вполне возможно, непреодолимым.

   В частности, формирование нового правительства будет крайне запутанным процессом, который займет не один месяц. В соответствии с иракской конституцией, новоизбранный Совет представителей, состоящий из трехсот двадцати пяти депутатов, должен в течение пятнадцати дней собраться и выбрать своего спикера. Затем Совету предстоит избрать Президента страны, который, в свою очередь, призовет партию, набравшую на выборах наибольшее количество голосов, сформировать правительство, избрать премьер-министра и создать кабинет министров. В прошлом иракские политики доказали, что они не могут уложиться в эти жесткие временные рамки: самый очевидный пример – выборы 2005 года, когда, несмотря на значительное давление со стороны США, иракским лидерам понадобилось несколько месяцев для того, чтобы сформировать правительство.

   К сожалению, это лишь верхушка айсберга. Начнем с небезосновательных сомнений в том, что какая-либо партия получила на выборах абсолютное большинство голосов. Соответственно, скорее всего, будет создаваться коалиция различных партий, которые, впрочем, скорее склоны к обмену резкостями, чем к сотрудничеству. Можно ожидать громких споров вокруг цен на нефть и необходимости пересмотра Конституции, хотя, в конечном счете, политическим лидерам Ирака стоило бы в первую очередь обсудить свое трагическое нежелание к поиску компромисса.

   Возможны два основных сценария развития событий. Первый сценарий: новое правительство будет состоять исключительно из представителей партий-победительниц, в то время как интересы других объединений фактически не будут браться в расчет. В этом случае в правительстве будут доминировать шииты и курды, с небольшими вкраплениями суннитов. Второй сценарий: вполне возможно, что партии-победительницы так и не смогут сформировать правительство и зайдут в тупик. В таком случае под удар попадает политическая стабильность Ирака.

   Вне зависимости от того, как сложится ситуация, США будут вынуждены сыграть важную роль в формировании иракской демократии. Аналитики все более и более настойчиво заявляют о том, что администрация Б.Обамы практически полностью покинула Ирак и что США в значительной мере потеряли контроль над страной. И под этим мнением есть определенные основания: во-первых, США планируют в ближайшее время вывести свои войска с территории Ирака; во-вторых, вице-президент США, Джозеф Байден (Joe Biden), так и не смог урегулировать политический кризис, вызванный решением отстранить ряд иракских политиков, обвиняемых в связях с партией Баас, от участия в выборах.

   Таким образом, уход США из Ирака имеет решающее значение для будущего страны. Именно поэтому американцы не могут позволить себе оставить страну на произвол судьбы. Они должны превратить Ирак в своего ключевого союзника и оказать стране всю возможную поддержку по формированию нового правительства. Остается только надеяться, что администрация Обамы понимает разницу между окончанием войны и отказом от борьбы с ее последствиями.

   Само собой, реализация этого принципиально сложного сценария потребует значительных усилий как от самих иракцев, так и от американцев. Впрочем, его альтернативы – еще страшнее. Ирак может в будущем стать, наряду с Ираном и Саудовской Аравией, одним из наиболее важных мировых производителей нефти. Но лидеры вышеуказанных стран уверены в том, что стабильное, демократичное правительство, особенно если в его составе большинство будут иметь шииты, является угрозой их региональным интересам.

   Если США хотят создать стабильное иракское государство, то им нужно настаивать на создании умеренного шиитского блока, который будет нуждаться в постоянной защите от атак со стороны шиитских радикалов и других экстремистских объединений, связанных с Ираном, Саудовской Аравией, Сирией и другими подобными странами. Такая поддержка также помогла бы в некоторой мере успокоить суннитское сообщество Ирака и, в принципе, арабского мира, так как оно смогло бы воочию убедиться в том, что шиитское правительство не обязательно должно быть зависимым от авторитарного режима Ахмадинеджада. Более того, формирование в Ираке сильного шиитского блока помогло бы стабилизировать регион в целом.

   Хотя Ирак может и обойтись без поддержки США, тем не менее, настолько молодое демократическое государство нуждается в постоянной помощи и защите. Если, само собой, мы рассчитываем добиться реальной стабильности в регионе, склонном к междоусобицам и кровопролитию…

Раззак аль-Сайед, «Boston Globe»

                                                                                                                                                                                                                             Перевод с английскогоКирилла Батыгина.