В 1949 году «под руководством Коммунистической партии Китая, возглавляемой Председателем Мао Цзэдуном, народы всех национальностей Китая, пройдя тяжелый и тернистый путь длительной вооруженной и других форм борьбы, в конце-концов свергли господство империализма, феодализма и бюрократического капитализма». В результате этой бурной революционной деятельности на карте появилось новое государство – Китайская Народная Республика – которым и по сей день руководит Коммунистическая партия Китая. 

Второе поколение руководителей КНР, пришедшее к власти после смерти Мао Цзэдуна в 1976 году, отличалось изрядным прагматизмом: социализм решено было обновлять «на его собственной основе путём самосовершенствоваться». Реформы должны были затронуть экономику, никакие отклонения в сторону политико-идеологической либерализации не планировались. Однако через 30 лет уже четвёртое поколение руководителей, окончательно принявшее бразды правления КНР в 2005 году, всё же столкнулось в процессе перехода от общества, в котором доминировала классовая борьба, к обществу, в котором ставка делается на развитие экономики,  с рядом серьёзных проблем в области идеологии и этики.

 Процесс капитализации власти стал побочным последствием экономических реформ в Китае. Служебное положение стало превращаться в капитал, приносящий прибыль. Чиновники, сохранившие контроль за госимуществом и природными ресурсами, получили возможность использовать свою власть, чтобы превращать общественное богатство в личное. Злоупотребления приобретают самые разные формы – от фиктивного банкротства госпредприятий с целью последующей перепродажи их за бесценок в частные руки до торговли лицензиями и квотами.

Кампании «по исправлению стиля работы», регулярно организовываемые китайским правительством, нацелены отчасти на борьбу с коррупцией, а отчасти – с общим моральным и идеологическим разложением. Сложности реализации таких кампаний связаны с тем, что в Китае не хватает механизмов сдержек и противовесов, а также с зависимостью органов, предназначенных для борьбы с коррупцией.

Ещё один блок проблем связан с несовпадением интересов центральной и местной власти, так как местные власти, так или иначе, находят возможность обхода законов.

До 2007 года с коррупционерами боролось министерство госбезопасности и дисциплинарная комиссия КПК. Лишь накануне XVII-ого съезда КПК было принято решение о создание специального антикоррупционного ведомства – Государственного управления по предупреждению коррупции (ГУПК). Подчиняется ГУПК непосредственно Госсовету КНР и наделёно довольно широкими полномочиями: от возможности самостоятельно инициировать расследование до принятия решения о взятии подозреваемых под стражу.

По оценкам западных экспертов, проблемы с коррупций не отражаются на китайской экономике: прямые инвестиции не сократились, экономика работает хорошо. Более того, западные аналитики довольно высоко оценивают усилия правительства КНР по борьбе с коррупцией. Так, по рейтингу, опубликованному в августе 2008 года международной общественной организацией по борьбе с коррупцией Transparency International, Китай отклоняется от нормы на 1,1.

Несущественно страдает и репутация КПК в глазах населения. Показательные процессы над коррумпированными чиновниками разного уровня, заканчивающиеся, как правило, суровым приговором – вплоть до расстрела – дали свой результат: центральное руководство КПК в целом добилось успеха в позиционировании себя как противника коррупции и защитника «лаобайсинов». 

Сегодня более чем миллиардное население КНР отчётливо может разделить свою историю на два различных периода – до III пленума и после него. Именно III пленум XI созыва ЦК КПК созыва (декабрь, 1978) стал той гранью, за которой остались социальные эксперименты Мао Цзэдуна и началась эпоха политики «реформ и внешней открытости», что привело Китай к своеобразному стратегическому кризису. Китайцы получили социалистическое государство с капиталистической экономикой, управлять которым крайне сложно. Частичный переход от плановой экономики к рынку с одной стороны стал причиной начала демократизации КПК, с другой – привёл к распространению коррупции в её рядах. 

КПК переживает сейчас не самые лёгкие времена. Четвёртое поколение руководителей во главе с Ху Цзиньтао не хочет снижать темпы экономического роста и отказываться от взаимодействия с остальным миром, при этом старается обойтись без глобальных перемен в сфере политики и идеологии.

Сложная ситуация, но отнюдь не безвыходная. Получится у Китая скрестить капитализм и социализм будет понятно лет через десять. А пока можно наблюдать за действиями китайских коммунистов, которые очень напоминают стратегию шахматной игры: 1.d4 Кf6 2.c4 e5 – белые жертвуют пешку за атаку.

Сами китайцы считают, что дебют отыграть они уже успели и перешли в миттельшпиль – от строительства к развитию. А это значит, что самые интересные комбинации ещё впереди

 

Анна Кутелева,   специальный корреспондент медиагруппы «Хранитель»

Пекин-Сиань-Москва