Сегодня в нашей стране много говорят о действенности системы высшего образования как важной части одного из четырех нацпроектов. Речь, в частности, идет о создании федеральных университетов в столицах федеральных округов (на базе местных крупных вузов). А как у «них»? Обозреватель медиапортала «Хранитель» побывал в одном из старейших университетов Европы.

ХIII век. До эпохи Ренессанса еще далеко, однако постепенно возрождаются наследие Аристотеля, медицина Галено и Гиппократа, труды Авиценны. Средневековая наука пополняется произведениями по астрономии, геометрии, географии, философии, переведенными с арабского в знаменитой школе переводчиков, действовавшей в испанском городе Толедо.

Одним из центров этого культурного подъема была Саламанка – столица одноименной провинции в западной части Испании (провинция входит в состав автономной области Кастилья-Леон. Сам же город Саламанка обрел всемирную славу именно благодаря своему университету. (Напомним, что первый университет возник в итальянском городе Болонья.) В средневековой Испании была сильна королевская власть. Бурный рост городов и городского хозяйства, торговли и ремесел диктовал потребность в квалифицированных специалистах - судьях, адвокатах, нотариусах, чиновниках-управленцах, которые могли бы стать опорой сильной королевской власти и соответственно государства.

Поэтому король Леона Альфонс IX в 1218 году объединил в университет городские школы. Сюда, в Саламанку, приглашали ученых со всей Испании, из Италии и Франции. Последователи Леона продолжили курс на развитие университета. В образованных людях была заинтересована и католическая церковь.

Завершение Реконкисты в конце XV века (отвоевание страны у арабов, властвовавших здесь пять столетий), эпоха Католических королей знаменовали расцвет Испании. Покровительство Изабеллы Кастильской и Фердинанда университету Саламанки выражалось и в финансовой помощи, и в придании вузу статуса ведущего в Испании. К концу XVI века в Саламанке насчитывалось 70 кафедр: риторики, грамматики, древнегреческого, латинского, древнееврейского и халдейского языков, астрологии и музыки. Ведущие кафедры – права, теологии, медицины, логики и философии. Примечательно, что занятия по философии велись по сенью Древа познания, огромной лиственницы, сохранившейся в одном из патио (внутренних двориков) и по сей день. Я, конечно, не удержался и постоял в тени этой университетской достопримечательности.

Историческая хроника Саламанкского университета полна интересных фактов, противоречий и парадоксов. Здесь постигал курс наук завоеватель Мексики Эрнан Кортес, а позже – Франсиско де Витория, первым выступивший в защиту индейцев, основоположник современного международного права. Тут же штудировал священное писание основатель ордена иезуитов Игнасио Лойола. А преподавал крайне «неблагонадежный» (с точки зрения клерикалов) знаменитый испанский философ и поэт Луис де Леон. Он перевел на кастильский язык «Песнь Песней» Соломона, за что был приговорен инквизицией к тюремному заключению. Отбыв срок, Леон продолжал работать в Саламанке до конца дней своих. Он высказывал опередившие его время мысли о равенстве людей: «Все души сделаны из одного материала».

Антонио Небриха, университетский профессор риторики, получил высочайшее благословение на издание первой грамматики «народного» романского (испанского. – Авт.) языка. Правда, королева Изабелла Кастильская удивилась: «Для чего вы написали эту странную книгу, профессор?» Тот нашелся: «Язык всегда сопутствовал империи, Ваше Величество». Тогда считалось, что христианские государства покоряют новые земли для Папского престола и это должно фиксироваться для истории на латыни.

XVIII век – эпоха Просвещения. В Испании реформаторская деятельность просвещенного монарха Карлоса III затронула и Саламанкский университет. Целью реформ было ослабление влияния церкви в университете и рост авторитета абсолютной монархии. Университет из автономного организма превращался в часть государственной машины. Появились цензоры, учебные планы, кураторы университета, ответственные за финансовое обеспечение. Эти начинания были завершены во второй половине XIX века, когда теология окончательно отошла в тень, а сам университет перешел под государственное управление.

Зарождавшийся капитализм и развитие науки и техники потребовали специализации знаний. Новые учебные планы содержали отныне четкий перечень учебных дисциплин для каждого факультета. Обновленная Саламанка по-прежнему оставалась ведущим центром образования Испании. А главное, оформились основные направления университета: философское и филологическое. Сильными оставались факультеты права и медицины.

Расцвет Саламанки в период новой истории приходится на первую половину бурного ХХ века, когда здесь работал великий испанский философ, литератор и политик Мигель де Унамуно. Еще при жизни его объявили пророком. Он дважды был ректором унивеверситета: в 1901–1914 и в 1930–1936 годах. «Когда я говорю о моей Испании, то говорю о Саламанке», – гордо изрек Унамуно. Он автор знаменитых философских сочинений «Трагическое ощущение жизни у людей и народов» и «Жизнь Дон Кихота». В них пророк высказал апокалипсическую точку зрения на ход мировых событий...

После гражданской войны 1936-1939 годов университет оставался ведущим вузом страны, хотя Саламанка – отнюдь не столичный город. Несмотря на то, что в 1960 - 1970-е годы количество университетов в Испании увеличилось, престиж Саламанки как национального центра высшего убразования и науки сохранялся.

Предмет особой гордости студентов и преподавателей – старинная библиотека, которую разрешили посетить и нам. В государственной табели о рангах она на третьем месте после Национальной библиотеки в Мадриде и Эскориала. В университетской библиотеке хранятся 2 779 манускриптов и 484 первопечатных книги. Особенно интересны рукописные тексты на староиспанском языке, сохранившие следы «работы» цензоров-инквизиторов. Нам дали подержать в руках эти рукописи. Но деликатно попросили убрать в сумки шариковые ручки.

Ныне из 180 тысяч жителей Саламанки почти треть (во время учебного года) – студенты университета. А если точно, студентов 28 155 человек, аспирантов – 2 343. Они учатся на 16 факультетах – аграрном, биологическом, естественных наук, химии, изящных искусств, социологии, юридическом, экономическом, педагогическом, фармацевтическом, филологическом, философском, переводческом и архивном, историко-географическом, медицинском, психологическом, а также в 10 университетских центрах. Здесь готовят по 88 специальностям. Есть, кстати, и студенты из России. Широко практикуются экзамены по испанскому языку для иностранцев. Филиалы университета действуют в четырех городах.

Плата за обучение божеская: от 500 до 800 евро в зависимости от факультета (при средней зарплате в Испании 1200 евро). Курсы испанского языка, литературы и культуры работают круглый год. Стоимость 50 академических часов – 395 евро, 250 часов (то есть три месяца) – 1 380 евро. Принимаются слушатели от 17 лет, записаться можно по Интернету. Проживание – в официальных или частных общежитиях. Комната в университетском общежитии с полным пансионом обойдется в 626,65 евро в месяц. Снять квартиру или комнату гораздо дешевле.

Многие современные испанские политики гордятся, что они – выпускники Саламанки. Вековые традиции, уникальная социокультурная значимость университета позволили в 2002 году объявить город культурной столицей Европы.