Мишель Данэ, генеральный секретарь Всемирной таможенной организации

Я хотел бы рассказать, как Международное таможенное сообщество обеспечивает безопасность международной торговли. Наша организация появилась в 50-годы и находится в Брюсселе.1 Она объединяет 170 стран. С появлением ВТО были разработаны несколько правил, способствующих гармонизации отношений в сфере глобальной торговли. С тем, чтобы операторы национальные или частные использовали одни и те же правила. Чтобы мировая торговля, глобализация не стали джунглями, не мешали общественному прогрессу, развитию.

Но не все зависит только от нас, от нашей доброй воли. Когда 11 сентября 2001 года прогремели взрывы в Нью-Йорке, совершились другие террористически акты, атакована демократия, то мы поняли, насколько велика необходимость в наших ценностях и как нуждаются они в защите. И в том числе мировая торговля нуждается в защите. Это всемирное наследие, которое мы должны защищать наряду с другими ценностями. И некоторые международные организации уже работали по этому вопросу. ИКАО2, например, Международная морская организация в Лондоне, позаботившаяся об обеспечении защиты портов и судов, а также Всемирная таможенная организация (ВТО), которая решала, как улучшить эффективность контроля на границах так, чтобы это не повлияло негативным образом на международную торговлю. Секретариат предложил Совету Всемирной таможенной организации целую серию мер и концепций по укреплению эффективности таможенного контроля и технологической инфраструктуры. Теперь каждой из стран-участниц организации предстоит решить: брать или не брать на вооружение то, что им было рекомендовано.

А мы занялись обеспечением безопасности товаров, которые циркулируют по миру воздушным, речным, железнодорожным, автомобильным и другими видами транспорта. При этом мы считали, что необходимо разработать несколько вариантов защиты. Мы  контактировали с частным сектором торговли и профессиональными союзами. Они были движущей силой дебатов и обсуждений. Речь шла о содействии международным обменам в рамках определенных норм, принятых советом ВТО, четырем принципам, которые касаются пересечения границ товарами.

Речь прежде всего идет о передаче информации в автоматизированном порядке  странам экспорта и странам импорта. Необходимо, чтобы борьба за безопасность начиналась уже на границах. Именно там проходит линия фронта. При условии, что частный сектор, промышленники найдут возможность поставлять такую информацию.

Наконец, мы говорим   об анализе рисков, чтобы понять, что представляет реальную опасность, а что нет. Поэтому аналитики изучают риски и используют все технологии, которые  представляют промышленные круги в том, что касается поиска ядовитых химических и отравляющих веществ, оружия массового уничтожения.

Третий принцип — публичное частное сотрудничество. Мы предлагаем организациям, которые занимаются международной торговлей: «Вы должны инвестировать в международную безопасность. То есть представлять таможенным органам техническую сеть, включающую в себя и этапы производства, и этапы транспортировки. С тем, чтобы товары, которые пересекают границы, не содержали бы оружия массового поражения. Для этого мы затребовали данные о том, что все предприятия, которые будут инвестировать в безопасность, получили определенный статус уполномоченных в экономической деятельности. Чтобы им были предоставлены специальные льготы. Мы разработали систему таких прямых и непрямых льгот. Например, сторонники этих нововведений могут использовать всю логистическую цепочку в своих интересах. Это выгодно предприятиям, потому что уменьшается время на операции, связанные со складированием товаров. Да и потерь товаров при этом  меньше будет.

Есть и прямые льготы для уполномоченных экономических операторов — специальный зеленый коридор, который позволит им быстрее других пересекать границы. То есть, в этом случае в выигрыше остаются все участники международного товарообмена. И эти инвестиции следует расценивать, как вложение в наше общее будущее. А остальные товары, которые, может, будут ждать несколько больше на переходах, будут больше защищены. Все мы будем больше защищены.

Этот проект нашел понимание  у большинства наших членов. Более 140 стран решили применять эту технологию безопасной торговли. А 101 страна  направила в секретариат ВТО предложения об организации помощи в сфере безопасности… Тем странам, которые хотели бы участвовать наших проектах, но пока не могут присоединиться, мы будем оказывать соответствующую помощь.

«Большая восьмерка» в процессе нынешнего председательства выдвинула предложения о безопасности международного сотрудничества, и следующее германское, а затем японское председательство в «G-8», вероятно, будет развивать эту практику. Первое, на мой взгляд, с чем мы столкнемся в ближайшее время, государствам следует разработать и применять систему взаимного признания таможенных действий. Например, если сертификация какого-то предприятия была произведена в России, нужно, чтобы и в США, и в Малайзии, и в Японии, —  везде это лицензирование признавалось. Если российские таможенные власти сертифицировали каким-то образом груз и операцию таможенную, нужно чтобы все страны признавали такую сертификацию, такое лицензирование. Для этого, конечно, нужна большая политическая воля.

Второй элемент, который остро необходим сегодня, это политика взаимной поддержки нашей деятельности в области безопасности. Более эффективная система сотрудничества. Чтобы таможни разных стран не дублировали свои функции. Если что-то выполнено одной страной, то другая не повторяла бы тех же операций. Мне кажется, что координаторами таких операций могли бы стать специальные органы ООН. В частности, в той сфере, где речь заходит об оружии массового уничтожения.

И третий пункт проекта: конкретное сотрудничество между предприятиями и таможенными органами. Все 140 стран, признавших проект, будут пользоваться его плодами. Нам нужна политическая поддержка «Большой восьмерки» в этой области.

Необходимо подчеркнуть важную роль научной общественности. Нужно развивать исследования в области защиты от оружия массового уничтожения, чтобы обеспечить защиту всех и каждого.



1 Всемирная таможенная организация (ВТО) (World Customs Organization) — межправительственная организация по вопросам таможни, основанная 15 декабря 1950 г. в Брюсселе, где и были подписаны Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества, Конвенция об оценке таможенных пошлин и Конвенция о таможенной номенклатуре. В настоящее время ВТО объединяет 170 государств. Россия, правопреемница СССР, является членом ВТО с 1992 года. Главными задачами организации  являются гармонизация и унификация таможенных систем, совершенствование таможенного законодательства, развитие международного сотрудничества. ВТО поддерживает тесные контакты с Интерполом, службой ООН по контролю над наркотиками, контртеррористическим комитетом Совбеза ООН. В июне 2005 года Советом ВТО были приняты Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, цель которых — упростить таможенные процедуры, защитить каналы международной торговли от их использования террористическими организациями и преступными синдикатами и сделать торговые и таможенные механизмы прозрачными. Основными принципами системы, которая будет применяться таможенными службами в мире, являются переход к автоматическим таможенным процедурам (когда таможня работает на основе данных, предоставляемых компаниями, и осуществляет лишь выборочный контроль), предварительный обмен данными автоматизированным способом, создание технологий контроля транспортных средств и контейнеров, а также создание партнерских отношений с бизнесом.

2 Международная организация гражданской авиации (ИКАО) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. Была создана в результате подписания в Чикаго 7 декабря 1944 года Конвенции о международной гражданской авиации.