Юрий Сумбатян, доктор философских наук, профессор

 Координаты зла

В новое тыся­челетие челове­чество вступило с тяжелым гру­зом старых про­блем и так назы­ваемых новых вызовов и угроз. Одним из них яв­ляется терро­ризм в самых различных фор­мах и проявле­ниях. Терроризм — явление много­плановое: в нем переплелись по­литические, пра­вовые, психоло­гические, фило­софские, истори­ческие, техноло­гические и иные аспекты. Не слу­чайно мировому сообществу так и не удалось вы­работать приемлемое опре­деление этой важной политичес­кой и правовой категории.

Энциклопедический словарь «Политология» классифицирует терроризма (лат. terror — страх, ужас) как особую форму политического насилия, характеризующуюся же­стокостью, целенаправленностью и кажущейся эффективностью. Эти особенности предопределили ши­рокое использование террора на протяжении человеческой истории в качестве средства политической борьбы в интересах государства, организаций и отдельных групп людей. Террор был распростра­ненным инструментом борьбы ре­волюций и контрреволюций XVII-XX веков. И многие национально-правовые системы по своему  определяют суть этого многопланового явления. Так, в канадском законопроекте С-42 впервые в истории юстиции Страны кленового листа дано определение этой категории: «Терроризм — дея­тельность, преследующая полити­ческие, религиозные или идеологические цели. Он угрожает обще­ственной безопасности, т.к. вызы­вает гибель людей, наносит им фи­зические увечья и создает опас­ные условия для жизни человека». Терроризм всегда имеет объек­тивные причины, в противном слу­чае это не терроризм, а злостное хулиганство.

Известный российский ис­следователь А.Кива отмечает не­сколько, по его мнению, причин эскалации терроризма:

  • неблагополучие в обществе или системе международных отно­шений (тирания, насилие, военная агрессия, конфликты, локальные войны и т.д.);

  • реакция на  американизацию обще­ственной жизни в мусульманских странах, где сильны исламская ре­лигия и традиции;

  • наличие ложной, утопической, нередко дикой идеологии, которая оплодотворяет терроризм как средство борьбы с современной цивилизацией прежде всего исламского фундаментализма.

Можно  дополнить этот ряд: «конфликт между различ­ными идеологиями, политическими и религиозными мировоззрения­ми, кризис современных цивилизаций, борьба «обездоленных» в странах Азии, Африки и Латинской Америки против постиндустриаль­ных «богатых» и «благополучных» народов Запада и США, конфлик­ты и столкновения между сторонниками глобализма и анти­глобализма и другое.

Но где проходит грань между терроризмом и бандитизмом, с одной сто­роны, и вооруженной борьбой народов за своё освобождение — с другой?

Террористические методы из­вестны: это организация терактов, захват и казнь заложни­ков, покушения на государственных лидеров. Правда, к этим методам прибегали и продолжают прибегать не только подпольные организации, но и  страны, провозглаша­ющие террор государственной политикой. Другие государства финансируют международный тер­роризм и организуют на своей тер­ритории специальные лагеря для подготовки боевиков. В этом чаще всего обвиняют Ливию, Иран, Судан и др.

Терроризм  понятие много­плановое. Оно охватывает полити­ческую, экономическую, соци­альную, идеологическую, религиоз­ную сферы жизни современного общества. В этой статье для Интернет-издания мне хотелось бы прежде всего раскрыть основные черты политического терроризма во внешнеполитическом аспекте. Международный терроризм следует рассмотреть прежде всего в таком контексте:

  1. Терроризм как глобальную проблему современности — гло­бальный терроризм.

  2. Терроризм как особую фор­му насилия.

  3. Терроризм как метод борь­бы в мирное и военное время.

  4. Индивидуальный и групповой терроризм.

Сегодня терроризм и безопасность стран и народов ока­зались прочно связанными в один узел. «Чума ХХI века» — так окрес­тили терроризм многие полити­ческие деятели и исследователи. Выступая на 56-й сессии Гене­ральной Ассамблеи ООН в Нью-­Йорке, президент Кении Д. А. Мои полностью поддержал меры, которые предпринимают США для борьбы с этим  злом. «Терроризм, — заявил он, — не может быть оп­равдан ни в какой форме. Ни одна философия и религия не могут позволить лишать жизни невинных людей и разрушать их собствен­ность... Международный терро­ризм представляет реальную угро­зу миру и безопасности, а поэтому должен быть осужден людьми доб­рой воли во всем мире».

Международный терроризм ис­пользует любое слабое звено в цепи борющихся с ним госу­дарств. Особую тревогу, как пока­зывает политическое развитие современного мира, вызывают акти­визация международного терро­ризма и его расширяющиеся свя­зи с транснациональной органи­зованной преступностью, наркобизнесом, отмыванием денег, за­купкой большого количества со­временного оружия и боеприпасов, а также ядерных, химических, био­логических и других опасных ма­териалов для борьбы против раз­личных стран и народов в совре­менном мире.

В этих условиях главной зада­чей стран мирового содружества становится формирова­ние глобальной системы противо­действия новым угрозам насилия, обеспечивающим нео­твратимость наказания организа­торов и исполнителей терактов.

Единым фронтом против международного терроризма

Россия  готова внести свой вклад в общие усилия антитеррористичес­кой коалиции, несмотря на то, что многие участвующие в ней запад­ные государства еще недавно рез­ко критиковали нас за действия федеральных сил в борьбе против боевиков в Чечне. Глава государства В. Путин назвал беспрецедентным акт агрессии со стороны между­народного терроризма против ми­рового сообщества: «Наш общий враг, — заявил он, — вне на­циональности, вне религии, вне ци­вилизации... Терроризм — это наша общая проблема, которую не­обходимо решать ответственно. Без суеты, истерики, торга и спе­куляции».

В борьбу против международ­ного терроризма после трагичес­ких событии 11 сентября 2001 г. активно включились США, Запад­ная Европа и многие развивающиеся страны Азии, Африки и Латин­ской Америки. Выступая в Конгрессе США с посланием «О положении в стра­не», президент США Дж. Буш значительное вни­мание уделил антитеррористи­ческой кампании и связанным с ней внешнеполитическим зада­чам США. «Наша страна, — отме­тил глава Белого дома, — будет настойчиво, тер­пеливо и упорно стремиться к достижению двух важнейших целей. Во-первых, мы уничтожим лагеря террористов, сорвем их планы и привлечем к судебной ответственности. Во-вторых, мы должны помешать террористи­ческим режимам, стремящимся к обладанию химическим, биологи­ческим или ядерным оружием уг­рожать США и всему миру».

Борьбу с терроризмом в США помимо ЦРУ осуществляют еще 27 ведомств. Их совокупный бюджет составляет более 30 млрд. долла­ров, из которых львиная доля при­ходится на Пентагон и 3 млрд. долларов на ЦРУ, а общее количе­ство сотрудников насчитывает 80 тыс. (из них 18 тыс. сотрудников ЦРУ). Все они обеспечивают внут­реннюю и внешнюю безопасность США в борьбе против внутренне­го и внешнего врага и главное — борьбу с терроризмом.

В это же время серьезное бес­покойство в арабских странах Пер­сидского залива, отмечает специ­альный корреспондент «Монд дип­ломатик» Эрик Рухо, вызывают дей­ствия и политика США по отноше­нию к Ближнему Востоку, где на­висла угроза бомбовых американ­ских ударов по Ирану. По мнению корреспондента, только три государства: Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Катар — принадлежат к числу безусловных союзников США. Вместе с тем некоторые из них придерживаются своей наци­ональной политики и не хотят быть «марионетками Вашингтона».

В марте 2002 г. в мексиканс­ком городе Монтеррее проводи­лась Конференция ООН по пробле­мам развития. Руководители более 50 стран поддержали необходимость увеличения помощи бедным странам, чтобы не допускать их превращения в очаг международ­ного терроризма. На конференции выступил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан с докладом «Не­обходимо делать ставку на буду­щее», где основное внимание было уделено проблеме развития, кото­рая даст самым бедным жителям планеты возможность изменить свою жизнь к лучшему. В докладе было отмечено, что в настоящее время «более одному миллиарду людей — одной пятой всего чело­вечества — приходится жить мень­ше чем на один американский дол­лар в день. Эти люди ежедневно недоедают. Они даже лишены такой чистой питьевой воды, которая не представляла бы риска для здо­ровья. Понятие «развитие» пред­полагает, что этим людям, а также еще двум миллиардам жителей планеты, которые живут практичес­ки в таких же условиях, будет предоставлена возможность изменить свою жизнь к лучшему».

На Самми­те тысячелетия ООН политические лидеры всего мира согласились, что в первые 15 лет этого тысяче­летия необходимо начать с реши­тельной борьбы против нищеты, неграмотности и болезней. Для решения этих задач необходимы определенная стабильность в со­временном мире, прочный союз всех антитеррористических сил, со­хранение мира на Земле, исполь­зование в производстве новых тех­нологий, активная помощь индуст­риально развитых стран слабораз­витым государствам Азии, Африки и Латинской Америки, переход пос­ледних к демократическим и ры­ночным отношениям.

Эта позиция не подвергается коррекции, судя по последним заявлениям «большой восьмёрки». Тони Блэр, например, подчеркнул: «Мы дадим коллективный и решительный ответ на этот глобальный вызов и привлечем террористов к суду». Страны «восьмерки» — G8 взяли на себя несколько обязательств: улучшить обмен информацией о перемещениях террористов, попытаться обеспечить безопасность железнодорожного транспорта и метро, попробовать предотвратить появление новых поколений террористов. Но при этом лидеры сочли нужным в своем совместном заявлении подчеркнуть: «Наш ответ должен оставаться соразмерным и основываться на соблюдении наших общих демократических ценностей».

«После трагедий мы все становимся мудрее и опытнее», — констатировал на лондонском саммите Владимир Путин. Могла ли встреча G8 быть сорванной из-за атаки на Лондон? На 100% нет, потому что все то, чем занимается G8, — помощь Африке, борьба с бедностью — «есть работа на антитеррористическом направлении в широком смысле этого слова».

Наша справка

В мире, согласно ежегодному докладу государственного депар­тамента США о международном терроризме, в конце ХХ в. действо­вало более 500 формирований, ис­пользующих террористические методы борьбы. Мы назовем лишь наиболее крупные и самые активные террористичес­кие организации.

Европа

Северная Ирландия. Ир­ландская республиканская армия (IRA): католическая военизирован­ная группировка, выступающая с сепаратистскими лозунгами за воссоединение британской про­винции Ольстер с Ирландией.

Борцы за освобождение Оль­стера (UFF) — самая крупная про­тестантская группировка, выступа­ющая за сохранение Северной Ир­ландии в составе Великобритании. Протестантские военизированные группировки за последние годы значительно активизировались, «обогнав» по численности терак­тов боевиков из католического IRА. За более чем 25 лет войны в Оль­стере от рук боевиков военизиро­ванных группировок погибло свы­ше 3 тыс. человек.

Испания. Баскская террори­стическая организация (ЭТА), вы­дающая себя за организацию на­ционального освобождения басков, требует признания за басками права на самоопределение и тер­риториальную целостность. На счету ЭТА более 800 жертв.

Франция. «Прямое дей­ствие» (AD), выступающее с левац­ких, антиимпериалистических по­зиций, и Фронт национального ос­вобождения Корсики (FLNC)с по­литическим и военизированным крылом.

Германия. Красная Армия (RAF) и Революционные ячейки (RZ) — левацкие группировки, выс­тупающие с прокоммунистических и антиимпериалистических пози­ций.

Италия. «Красные бригады» — прокоммунистическая группи­ровка. Многочисленные теракты. Самым громким терактом явилось убийство в марте 1978 г. премьер-­министра страны Альдо Моро.

Греция. Народная револю­ционная борьба (ЕLА) — экстреми­стская группировка, совершившая более 3200 терактов.

Россия. Военизированные группировки активизи­ровались с началом «чеченской войны». Самые громкие теракты: налет чеченских боевиков Шами­ля Басаева на Буденновск (Став­ропольский край, июнь 1995r.), от­ряда Салмана Радуева на Кизляр (Дагестан) в январе 1996 г., захват заложников спектакля «Норд-Ост» в Москве, школы в Беслане,  подрыв жилых домов в городах РФ, взрывы  в московском метро.

Ближний Восток

1. «Исламское движение сопро­тивления» (ХАМАС) — экстремист­ская организация, действующая в секторе Газа. Имеет военное кры­ло. Самые громкие теракты пос­леднего времени: взрывы в Иеру­салиме, Ашкероне, Тель-Авиве.

2. Народный фронт освобожде­ния Палестины.

3. Демократический фронт ос­вобождения Палестины.

4. «Хезболлах» — проиранская экстремистская организация, дей­ствующая на юге Ливана.

Азия

Шри-Ланка. «Тигры освобож­дения Тамил илама» — сепаратис­тская террористическая группи­ровка, ведущая борьбу за полную автономию северо-восточных тер­риторий страны. Согласно офици­альным данным за 12 лет вооружённого конфликта в Шри-Ланке погибло более 50 тыс. человек.

Япония. «Аум Синрикё»: секта действовала  на терри­тории Японии,  США,  России. 20 марта 1995 г. 16 станций токийского метро подверглись га­зовой атаке, осуществленной чле­нами Аум;

«Красная армия Японии» — не­большая, но действующая органи­зация левого толка, поддержива­ющая контакты с ООП и многими террористическими группами в Западной Европе.

Турция. «Серые волки» — орга­низация правого толка, «просла­вившаяся» террором, развязанным в течение 1974-1980 гг. против прокоммунистических, политичес­ких и профсоюзных деятелей, учёных и журналистов. За этот пери­од «Серыми волками» было унич­тожено около 700 политических противников. Организация насчи­тывает около 30 тыс. членов.

Африка

Алжир. Исламский фронт спа­сения — партия алжирских ислам­ских фундаменталистов. В марте 1992 г. ИФС был запрещен. Пос­ле этого сторонники фронта пере­шли к проведению многочислен­ных террористических актов.

Египет. (1) «Братья-мусульма­не» —  общественная исламская организация, основанная в 1928 г. (2) «Исламский джихад» (Исламс­кая священная война): экстреми­стская организация. Самым громким терактом явилось убийство президента Анвара Садата 6 ок­тября 1981 г. (3) Вооруженная исламская группа (Джамаа Исла­мийа) — экстремистская организа­ция, совершившая неудачное покушение на президента Египта Хос­ни Мубарака в июне 1995г. Деятели упомянутых организаций принимали участие в боевых действиях на территории ЧР, замечены в спонсировании чеченских экстремистов.

Уганда. «Армия спасения Свя­того Духа».

Америка

США. Так называемые «Народ­ные ополчения» — объединение американцев крайне правых убеж­дений, действующие во многих штатах. Ку-клукс-клан — террори­стическая организация, созданная 130 лет назад после проигранной Югом Гражданской войны для «за­щиты белой Америки от проник­новения черной и других низших рас».

«Черные пантеры» — террорис­тическая группировка чернокожих американцев, созданная в 1966 г. Расцвела после убийства Марти­на Лютера Кинга в 1968 г., харак­теризуются высокой военной дисциплиной.

Бразилия. Акция национально­го освобождения — бразильская левацкая террористическая груп­пировка, которая сегодня большо­го беспокойства бразильскому правительству и обществу не до­ставляет.

Никарагуа. «Контрас» — парти­заны-террористы, сражавшиеся против сандинистского правитель­ства страны в 1979-1990 гг. Осно­ву «контрас» составляли бывшие солдаты и офицеры так называе­мой национальной гвардии дикта­тора А. Сомосы, оказавшиеся пос­ле победы сандинистов вне зако­на.

Аргентина. Революционная народная партия — левацкая орга­низация, возникшая в 1970 г. как военное крыло троцкистской рево­люционной партии трудящихся и четвертого интернационала, декла­рировавшая свою политическую независимость.

Сальвадор. Фронт нацио­нального освобождения имени Ф. Марти — левацкая повстанческая организация, в 90-х гг. боровша­яся с правоэкстремистским режимом Н. Дуарте. В этой войне и та и другая сторона использова­ли сугубо террористические ме­тоды борьбы.

Гватемала. Революционные вооруженные силы — крупнейшая левацкая террористическая груп­пировка, которой противостоят правые террористические группи­ровки типа «белой руки» и «эскад­ронов смерти». В гражданской войне, бушевавшей в стране в те­чение трех с половиной десятиле­тий, погибло около 200 тыс. чело­век.

Уругвай. «Тупамарос» — терро­ристическая группировка, которая под прикрытием левацкой фразе­ологии промышляла налетами на банки и казино, убивала солдат и полицейских.

Колумбия. М-19 — левацкая группировка, которая тесно взаи­модействует с колумбийскими наркодельцами, обеспечивая воен­ное прикрытие их операций.

Перу. «Сендеро Луминосо» — до недавнего времени была самой мощной террористической группи­ровкой в мире. С 1980 г. она фактически вела войну против прави­тельства, полностью контролируя до трети территории страны и дер­жала в страхе остальные. Перуанские террористы шли в бой под маоистскими лозунгами «во имя идеи». Разгром данной террористической организации был осуществлен в 1992 г. благо­даря целеустремленным действи­ям бывшего президента Фухимо­ри, объявившего беспощадную войну терроризму. Другая терро­ристическая организация — «Тупак Амару» была разгромлена пятью годами позже.

За последнее пятилетие не­сколько изменилась география террористических организаций, появились но­вые очаги международного терро­ризма. Ещё в августе 2001 г. арабский еженедельник «Аль-Ва­сат», достоянием которого стали данные секретного доклада ЦРУ США, сообщал, что интернацио­нальная террористическая сеть «Аль-Каида» («Основа»), которую возглавляет Усама бен Ладен, держит «под ружьём» от 3 до 5 тыс. человек. Это боевики,  отобранные бен Ладеном из ветеранов войны в Афганистане. По данным «Аль-Васат», в 35 странах, главным образом арабс­кого мира, имеется множество «сочувствующих»идеям движения «Аль-Каида». Руковод­ство движениям «Талибан» приняло решение назначить скрывающего­ся международного террориста бен Ладена «генеральным инспек­тором вооруженных сил» талибов  вместо  муллы Омара.