Беньямин Бен Элизер, министр национальных инфраструктур государства Израиль

1. До конца 1990-х гг. государства Ближнего Востока имели дело главным образом с локальными террористическими организациями (например, различные организации джихада в Египте, «Муджахеддин Халк» в Иране, Курдская рабочая партия в Турции). Как следствие, международное сообщество проявляло лишь ограниченный интерес к этому вопросу.

2. Внутренняя напряженность, с которой сталкивались правящие режимы в эти годы и их попытки «отмести» внутренние религиозные, этнические и социально-экономические проблемы тормозили общественное признание растущей угрозы терроризма как региональной стратегической угрозы.

3. Террористические атаки 11 сентября 2001 года стали знаковым событием, привлекли внимание международного сообщества и стран региона к угрозе терроризма, которая до этого считалась региональной проблемой. Постепенно,  столкнувшись с масштабными террористическими атаками у себя дома, они наконец осознали серьезность вызова.

4. Суть вызова заключается в подрыве государственных принципов и стремлении к мировому господству путем создания всемирной исламской империи с центром на Ближнем Востоку и превращения всего мира из «земли еретиков» в «мир ислама».

5. На практике арабы проводят различие между террором, к которому относятся негативно, и сопротивлением оккупации, которое считается совершенно законным делом, оправдывая нападения на северные районы Израиля (Хезбалла) и на палестинских территориях (Хамас и другие террористические организации). В результате делаются попытки представить антитеррористическую операцию как войну против «всемирного джихада», что представляет более серьезную и непосредственную угрозу арабским режимам (и их религиозным учреждениям).

6. Однако это различие имеет негативные последствия — оно подрывает возможность эффективной и комплексной борьбы с угрозой терроризма, особенно когда террористические организации (в том числе называющие себя «группами сопротивления») не прекращают подрывать процесс урегулирования, обусловленный имплементацией Резолюции Совета Безопасности ООН № 425. С этой точки зрения Ливан служит примером, показывающим, почему террористической организации нельзя позволять прятаться за вывеской «сопротивления». Последнее противостояние показало региональным правительствам, что наибольшую угрозу региональной стабильности представляет ситуация, когда террористическая организация действует как легитимный участник государственной политической системы, продолжая вооружаться и служа проводником иностранных (в данном случае иранских) интересов.

7. Более того, террористические организации, включая Хезбаллу и Хамас, направляемый из Дамаска (это доказало похищение в Газа) — являются инструментом в руках радикального лагеря в регионе, стремящегося склонить чашу весов в свою пользу в ущерб умеренным арабским государствам. Поэтому неудивительно, что в результате конфронтации в Ливане:

а) С одной стороны, Иран, считающийся базой снабжения и стратегическим тылом исламских террористических организаций вынужден восстановить статус и военный потенциал Хезбаллы, а также ее внутреннюю структуру (экономические инвестиции) и отстаивая легитимность существования Хезбаллы в регионе и на международной арене.

b) С другой стороны, в умеренных государствах, и главным образом в Саудовской Аравии. Иордании и Египте, имеется глубокое понимание угрозы, представляемой «лагерями сопротивления» — популярность которых среди населения растет — не только в отношении концепции урегулирования, но также с точки зрения выживания их режима. В результате они все более готовы публично отречься от подобных деятелей и заняться серьезной борьбой с существующей угрозой.

8. Какой должна быть роль международного сообщества в борьбе с террором на Ближнем Востоке?

а) Признание, что вредоносный потенциал наиболее непримиримых сторон (Иран, Сирия и террористические организации) еще не преобразован в эффективные программы (трудности в постановке вопроса о санкциях в отношении Ирана в Совете Безопасности, проблемы с имплементацией Резолюции № 1701. в которой подчеркивается необходимость разоружения Хезбаллы).

b) Таким образом, важно, чтобы международное сообщество сосредоточилась на сборе доказательств, подтверждающих иранскую ядерную угрозу — Тегеран через несколько месяцев сможет преодолеть технологически порог, завершив этап расчетов и проектирования процесса. В случае превращения Ирана в ядерную державу ситуация полностью изменится, а Ближний Восток — и весь мир — столкнутся с более серьезной и «продвинутой» террористической угрозой».

с) В этой связи важно также, чтобы международное сообщество побуждало умеренные государства создавать необходимые инструменты для борьбы с факторами, усиливающими мощь радикального ислама на его родине во всех его формах (включая формы, связанные с мусульманским братством).