Стратегический курс Индии в области военной политики направлен на закрепление за страной статуса одной из ведущих мировых держав. В  основе этого курса — совершенствование и развитие экономического, научно-технического и военного потенциала.

В конце 90-х гг. Индия стала новой ядерной державой. Буквально через несколько дней аналогичное оружие испытал Пакистан. Поскольку Индия опередила Пакистан, то на неё пали обвинения в «развязывании гонки ядерного вооружения на субконтиненте». Разъясняя позицию своей страны, президент Индии Нараянан отмечал, что Республика Индия по-прежнему остаётся сторонницей разоружения, а испытания были вынужденным ответом на стратегическую ситуацию в регионе. В то же время Индия в одностороннем порядке объявила мораторий на ядерные испытания. По данным индийской комиссии по атомной энергии, страна добилась крупных успехов в атомной энергетике и сегодня в состоянии произвести атомное оружие суммарной мощностью 200 килотонн. Эти данные получены в ходе пяти ядерных испытаний в мае 1998 г. Продолжается  доработка баллистических ракет средней дальности «Агни» и расширяется производство оперативно-тактической ракеты.

Индия неоднократно заявляла, что она не намерена применять первой атомное оружие, стремится к всеобщему и полному его уничтожению. Вооруженные силы Индии являются самыми мощными в Южной Азии после китайских. При численности населения более 1 млрд. человек они насчитывают 1 млн. 175 тыс. человек (СВ — 980 тыс., ВВС — 140 тыс., ВМС — 55 тыс.).

В СВ входит 11 армейских корпусов, 35 дивизий (3 бронетанковые, 4 быстрого реагирования, 18 пехотных, 9 горнопехотных, 1 артиллерийская), ракетный полк, 15 бронетанковых, пехотных, горнопехотных, зенитно-артиллерийских, инженерных и воздушно-десантная бригады. На вооружении они имеют свыше 3400 танков, более 4000 буксируемых артиллерийских орудий.

ВВС Индии к концу 90-х гг. располагали 772 боевыми самолетами и 32 боевыми вертолетами советского (российского) и иностранного производства. Они стали четвертыми в мире по количеству боевых самолетов. ВМС входят в десятку ведущих военных флотов мира и насчитывают до 30 подводных боевых кораблей и 19 подводных лодок.

Военный бюджет Индии в 2005 финансовом  году вырос на 7,8 процента и доведён до 830 миллиардов рупий (19 миллиардов долларов) по сравнению с предыдущим годом. Дели объясняет рост военных расходов опасениями военной угрозы со стороны Китая и Пакистана,  обладающих ядерным оружием.

Один из ведущих индийских экспертов в области обороны Ясит Синкх заявил, что в ближайшие годы страна будет тратить только на закупку вооружений не менее четырёх миллиардов долларов в год.

Индия — традиционный покупатель российского оружия. За последние 40 лет Россия поставила Индии вооружений на сумму 30 млрд. долл. Только с 1990 по 1996 г. Индия импортировала из России вооружения на 3,5 млрд. долларов. Во время поездки в Индию в октябре 2000 г. президент РФ Владимир Путин в беседе с журналистами заявил, что Индия в этой области зарекомендовала себя как очень надёжный партнёр как по уровню, так и по качеству сотрудничества.

Необходимо при этом заметить, что Индия в последнее время предпочитает не покупать готовые изделия, а брать лицензии на их производство. Сегодня потребности вооруженных сил Индии в современных вооружениях и боевой технике обеспечивают 39 отечественных оборонных предприятий и 8 научно-исследовательских организаций. В основном ВПК республики выполняет задачи по выпуску танков, боевых машин пехоты, различных систем вооружений и боеприпасов к ним, а также компонентов к военной технике и вооружениям, поставляемых ранее Индии Советским Союзом. Создаются варианты легкого истребителя для ВМС, 12-ствольные установки залпового огня, электронной системы управления различных типов и предназначения, композиционные материалы для ВВС и ВМС, радарные системные ПВО и др.

В рамках военно-технического сотрудничества Россия готовит для Индии и военные кадры. Причём этот процесс идёт постоянно. «Всего за время действия соглашения о военно-техническом сотрудничестве в военно-учебных заведениях Минобороны подготовлены свыше 10 тысяч специалистов для вооружённых сил Индии», — сказал Сергей Иванов во время последнего визита в Дели. «В настоящее время, — подчеркнул он,  в наших военно-учебных заведениях обучаются сотни индийских офицеров. Они учатся как по обычной военной линии, так и в рамках заключённых контрактов на закупленную Индией у России военную технику». Продолжительность обучения может составлять от нескольких месяцев до 5 лет, в зависимости от того, где проходят подготовку индийские специалисты. Это может быть Военная академия Генерального штаба, высшее военно-учебное заведение, курсы подготовки, пояснил глава российского военного ведомства.

Российской стороной подготовлено и передано индийским партнерам более 350 коммерческих предложений по развитию военно-технического сотрудничества. Следует отметить, что опыт, приобретаемый в процессе совместной разработки и производства высокотехнологичной продукции военного назначения, может быть использован в будущей работе по изысканию новых направлений нашего взаимодействия, в частности, в области самолетостроения и космических технологий.

В Конституции Республики Индия отмечается: «Оборонная политика должна быть направлена на сохранение прочного мира на континенте посредством переговоров и сотрудничества между различными государствами региона и одновременно на поддержание в армии высокой степени боевой готовности с целью отпора любой внешней агрессии».

Коалиционное правительство Индии в главе с лидером националистической Бхаратия Джеанта партии (БДП) Ваджепан наметило основные направления политики индийского руководства в области обеспечения национальной безопасности страны на ближайшие пять лет. Это нашло свое отражение в программном документе правящей коалиции, получившем название «Национальная повестка дня». Наиболее важными являются создание Совета национальной безопасности, совершенствование высших органов военного управления, принятие на вооружение баллистических ракет, а также разработка ядерной концепции государства.

Противоречия с Пакистаном сосредоточены вокруг принадлежности Кашмира и других спорных проблем, по существу являющихся производными от основного противостояния двух стран. Не снижающаяся напряженность заставляет Индию постоянно держать крупную группировку войск на границе с Пакистаном.

В последние годы наметилась тенденция к нормализации индийско-китайских отношений. Вместе с тем Индия и Китай, как наиболее мощные страны в Азиатском регионе, соперничают за лидерство, что не может не накладывать свой опечаток на их двусторонние отношения.

По мнению многих наблюдателей, сейчас, после укрепления позиции Индии на международной арене и вполне определенных успехов в сфере экономики, наступило время, когда просто необходимо модернизировать вооруженные силы и привести их в соответствие с велением времени и достижениями науки.