Да, он победил — вопреки тому, что его противники всячески обыгрывали резкие, если не сказать большего, заявления месье Николя в ходе осенних беспорядков 2005 года. Ведь Саркози, бывший в то время главой МВД, публично заявил о необходимости «почистить парижские улицы от всякой швали». Он имел в виду мигрантов из стран Магриба (северо-запада Африки) и темнокожих выходцев из стран Центральной Африки, бывших некогда колониями Франции.
Заявление вызвало бурю возмущения у «инородцев» и спровоцировало массовые погромы на улицах Парижа и других городов. Поэтому задачей Саркози было смягчить сложившееся представление о нем как об агрессивном и импульсивном политике, не заслуживающем доверия. Это ему удалось.
Итак, кто же он такой, новый президент Франции под номером 23? Саркози (полное имя Николя Поль Стефан Саркози де Надь-Боча) родился 28 января 1955 года в Париже. Его отец, венгерский аристократ Поль Надь-Боча Шаркези, родился в Будапеште. Семья отца владела землями и замком. Дед Николя был протестантом, бабушка — католичкой. Когда в 1944 году Красная Армия с боями вступила в Венгрию, семья Шаркези, пережившая гитлеровскую оккупацию, перебралась в Западную Германию. Там Поль Шаркези стал Полем Саркози и вступил во Французский иностранный легион. После пяти лет службы в Алжире он получил французское гражданство.
В 1949 году Поль Саркози, обосновавшийся в Париже, женился на дочери известного врача, еврейского иммигранта из Греции, принявшего католичество. У них родились трое детей: Гийом, Николя и Франсуа. В 1959-м, через два года после рождения третьего ребенка, родители развелись, и мать, ставшая адвокатом, воспитывала детей одна…
Путь наверх
Раннее детство Николя прошло в 17-м округе Парижа. Позже семья переехала в столичный пригород Нейи-сюр-Сен. Мальчик рос слабым и болезненным, к тому же очень переживал из-за насмешек сверстников по поводу своего еврейского происхождения и относительной бедности (в Нейи-сюр-Сен жили преимущественно очень богатые семьи). Позже Саркози признался, что именно унижения детства и безотцовщина сделали его таким, каким он стал сейчас. Отец однажды больно задел самолюбие Николя, сказав ему: « Ты никогда не сможет стать президентом Франции, потому что подобные чудеса случаются только в Америке». Потом Саркози-младший признался: он решил во что бы то ни стало опровергнуть это предсказание.
В 1978 Саркози окончил университет в городе Нантер. С 1979 по 1981 год учился в престижном парижском Институте политических исследований. Получил диплом политолога, но по примеру матери Николя стал адвокатом, специалистом по недвижимости. Политической деятельностью он начал заниматься в 19-летнем возрасте.
В 27-летнем возрасте Николя женился на корсиканке, дочери фармацевта. У них родилось двое сыновей — Пьер и Жан. Но вскоре Саркози завел роман с женой владельца местного телеканала Сесилией Циганер-Альбениц. Итог — развод с первой женой. Но Николя и Сесилия поженились только в 1996 году, у них родился сын. Сесилия стала политическим помощником Николя. Говорят, что своей политической карьерой нынешний президент во многом обязан связям своей второй жены.
Будучи убежденным сторонником де Голля, Саркози еще студентом вступил в голлистскую партию. В 22 года Николя — уже член муниципального совета Нейи-сюр-Сен. В 1981-м он поддержал на президентских выборах Жака Ширака, лидера голлистов, а через год получил пост мэра Нейи-сюр-Сен, который занимал вплоть до 2002-го года.
В 1988-м Николя Саркози стал депутатом парламента Франции. При этом, поддерживая Ширака, он последовательно продвигался по ступеням партийной и государственной иерархии. На президентских выборах 2002 года Саркози поддержал Ширака и после его победы получил пост министра внутренних дел. Проводил жесткие меры по борьбе с преступностью. В июне 2005-го Саркози уже государственный министр и глава МВД.
Связи Саркози с крупным бизнесом позволили ему стать одним из наиболее популярных политиков. Даже семейные неурядицы не сказались на его карьере. Когда вторая жена Николя, Сесилия, покинула его и уехала с любовником в Нью-Йорк, вся Франция обсуждала эту пикантную новость. Но Саркози добился возвращения Сесилии. И даже семейный скандал умудрился обратить в свою пользу: мол, все это происки политических недругов.
Кто платит…
Итак, в мае 2007-го Саркози стал 23-м президентом Франции. Новый президент — новые веяния? Во внешней политике он, как прогнозируется, больше будет уделять внимание отношениям с Вашингтоном — о своих проамериканских взглядах Саркози говорил не раз. Большие надежды у Тель-Авива: там рассчитывают на улучшение отношений между Израилем и Францией. Глава государства неоднократно высказывался в поддержку Земли обетованной и говорил о необходимости усиления борьбы с антисемитизмом во Франции. Что касается России, политологи полагают: какие-либо серьезные перемены в отношениях с Москвой вряд ли произойдут.
Политические противники встретили победу Саркози в штыки, на улицах французских городов вновь вспыхнули беспорядки. Но самое большое возмущение вызвали три дня каникул, которые президент позволил себе после предвыборной нервотрепки. Президентская чета в компании друзей отправилась на яхте на Мальту.
Все бы ничего, но французов, предосудительно относящихся к показной роскоши, поразило то, что это была не просто яхта, а 60-метровое судно класса люкс с 17 членами экипажа, рассчитанное на 12 гостей, с 7 спальными каютами... Дотошные журналисты подсчитали: «прогулка» обошлась бы в 193 тысячи евро в неделю.
Саркози отреагировал спокойно: «Я не буду прятаться, оправдываться и извиняться». Ведь он всего лишь принял предложение друзей. Друзья же — не простые, а золотые. В буквальном смысле слова. К тому же крупный предприниматель Венсан Боллоре, с которым Саркози общается лет двадцать, публично подтвердил, что предоставил другу «лодку» совершенно бесплатно. А заодно и самолет бизнес-класса, аренда которого иному обошлась бы в 7 тысяч евро в час.
Но социалист Винсен Пейон считает такое поведение Саркози скандальным, поскольку тот выставляет своих друзей-миллионеров напоказ. Мол, неприлично это для народного избранника, только-только приступившего к обязанностям. В друзьях у него также Серж Дассо, наследник одноименной крупнейшей военно-промышленной корпорации и владелец крупнейшей газеты «Фигаро». В этом же списке — Арно Лагардер, совладелец аэрокосмического холдинга и многих СМИ, включая газету «Монд», и Мартин Буиг, возглавляющий гигантскую строительную и телекоммуникационную корпорацию. Свой человек в президентском кругу и Бернар Арно, король французской империи моды. Злые языки говорят, что именно эти люди не остались безразличны к финансовым нуждам Саркози во время его предвыборной компании.
Как бы то ни было, выборы во Франции показали: президент логично и грамотно выстроил свою кампанию на лозунге гармонии, умело играя на призывах привести народ Франции к новой французской мечте, мечте о республике братьев. В ней, обещал претендент, каждый найдет себе место, и люди не будут бояться друг друга. Одним из центральных звеньев своего будущего курса он сделал подъем экономики Франции и сокращение безработицы, составляющую 9 процентов трудоспособного населения.
Главный соперник нынешнего президента кандидат от социалистов Сеголен Руаяль играла на опасениях по поводу характера своего соперника и его намерения заставить французов работать дольше и больше. Тем не менее большинство избирателей, в том числе молодых, поддержали Саркози, полагая, что именно он способен реформировать экономику Франции и сделать ее конкурентоспособной.
И еще. Французские избиратели показали высокую сознательность, стремление выполнить свой гражданский долг. Они имели возможность выбора и отдали свои голоса за политика, который, по их мнению, мог бы лучше управлять государством на новом этапе его развития, чем его оппоненты. А это и есть индикаторы гражданского общества, курс на строительство которого провозгласила и Россия. Разница, однако, в том, что традиции французской демократии насчитывают более двух столетий. Мы же в силу особенностей исторического и политического развития пока лишь в начале пути.
На снимке: визитная карточка Парижа — Собор Нотр-Дам де Пари.
Фото автора. Париж-Москва.