Древнейшая страна с богатой историей и глубокими традициями, это мировой центр буддизма с великолепными памятниками этой мировой религии. Взлелеянное веками искусство и с вдохновением созданные храмы, сокровищницы, монастыри, статуи и исполинские божества до наших дней сохранили дух тайны, а построенные человеческими руками много лет назад водохранилища и оросительные системы и поныне превосходят современные технические устройства.
Шри-Ланка обладает всеми богатствами тропических островов. Как говорят сами ланкийцы, они знают только три цвета: синеву неба и океана, золотисто-желтые тона пляжей и буйную зелень тропической флоры. Особенно красивы бескрайние чайные плантации — гордость и мировая известность острова. Известный интерес представляет и самобытная правовая культура островного государства.
Пожалуй, ни в одной стране, где мне доводилось бывать, нет такого многообразия систем правосудия, как на Шри-Ланке. Когда человек здесь обращается в суд, то первым делом решается вопрос: по какой системе вести дело и сам судебный процесс? Речь идет о действующих в стране португальской, голландской, британской и исламской системах юриспруденции. Чем же объясняется такое многообразие в относительно небольшом островном государстве с населением в 19 миллионов человек?
Дело в том, что эти системы, действующие, кстати, на равных, являются отражением политической истории государства. Немногим более пяти столетий назад, в 1495 году, португальский мореплаватель Васко да Гама, искавший морской путь из Европы в Индию, открыл Цейлон. Территорию присоединили к португальским владениям.
Позднее португальцев сменили голландцы, а затем — владычица морей Великобритания. Каждая из колониальных держав оставила своей камень в фундаменте судебного здания страны. И хотя в 1948 году она, как и соседняя Индия, обрела независимость, эти камни остались краеугольными.
На характер юридической системы государства также существенно повлиял его национальный и конфессиональный состав. Три четверти населения Шри-Ланки составляют сингалы, исповедующие ведущую религию — буддизм; 18 процентов — тамилы, приверженцы индуизма. 8 процентов — это, как они сами себя называют, — мусульмане, то есть потомки арабов и малайцев, говорящие на тамильском языке. Добавьте сюда несколько сот тысяч так называемых бюргеров — потомков англичан, голландцев и португальцев, исповедующих христианство. Официальные языки — сингальский, тамильский и английский. На них соответственно и ведется судопроизводство.
Обо всем этом мне подробно рассказал доктор права Викрема Вирасурия. Он любезно согласился принять обозревателя «Хранителя», гостя из далекой России, в своем большом двухэтажном офисе, расположенном в одном из престижных районов Коломбо. Господин Вирасурия — весьма уважаемый юрист, известный в стране и за ее пределами. Он не только занимается практикой, в том числе и адвокатской, но и читает лекции на юридическом факультете в столичном университете.
А познакомил нас один из доверителей моего собеседника — руководитель международного благотворительного фонда World Wiew Foundation господин Арне Фьортофт (Arne Fjortoft). Эта организация оказывает существенную помощь Шри-Ланке в ликвидации последствий последнего разрушительного цунами. Деятельность фонда связана с решением большого круга вопросов в различных сферах — финансовом законодательстве, международном праве, страховании.
Кроме того, руководителю World Wiew Foundation приходится заниматься и проблемами мирного урегулирования в очень непростой и болезненной для страны сфере. Речь идет о противостоянии властей и тамильского сепаратистского движения «Тамил Илама». Его экстремистское крыло представлено считающейся террористической организацией «Тигры освобождения Тамил Илама». Конфронтация, длящаяся вот уже более четверти века, возникла в силу сложного переплетения противоречий между двумя ведущими этническими группами Шри-Ланки — сингалами и тамилами. Неурегулированность привела к вооруженной борьбе и кровопролитию. В этой непростой ситуации Викрема Вирасурия — первейший советчик и юридический консультант господина Фьортофта.
Автор многочисленных научных работ и нескольких книг по правовой тематике, доктор Вирасурия — потомственный юрист и правовед. Его отец тоже был известным теоретиком и практиком в системе национального правосудия. Так что сын пошел по стопам отца. И ни разу не пожалел о своем выборе. Не случайно в его офисе на видном месте находится портрет Вирасурии-старшего. Здесь же представлены два десятка его книг по различным аспектам права.
Как уже отмечалось, доктору Вирасурии приходится выполнять и адвокатские обязанности. Одно из соответствующих направлений в его практике — проблемы страхования и выполнение страховых обязательств. В этой сфере Викрема Вирасурия — признанный специалист. Но когда я попросил его рассказать нашим читателям об интересном и поучительном случае из адвокатской практики, мэтр поведал о деле своего коллеги, тоже известного юриста. Тот проводил отпуск вместе с дочерью в одном из курортных районов, каковых на острове немало. Однажды девочка пожаловалась на длительную головную боль. Отцу пришлось вызвать врача. Тот, осмотрев пациентку, выписал ей лекарство и успокоил обоих: мол, все пройдет, это лишь вопрос времени. Но лекарство, предписанное медиком, не помогло. Более того, боль усилилась. А вскоре девочки не стало…
Что это было — случайность, ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей или врачебная ошибка? Убитый горем отец девочки склонялся ко второму варианту. Он подал на врача в суд и потребовал наказать доктора. Будучи юристом, причем весьма опытным, истец был уверен в том, что выиграет дело. Однако врач, давая показания на судебном слушании, утверждал, что выписанное им лекарство в подобной ситуации рекомендовал бы любой медик.
В роли адвоката на суде выступал господин Вирасурия. Он внимательно изучил все обстоятельства дела и изложил их суду. Его аргументы и выводы были настолько основательными, что суд не подверг их сомнению. Примечательно, что дело закончилось решением, которым были удовлетворены и истец, и доверитель Вирасурии.
Я намеренно упомянул, что мой собеседник выступал на судебном заседании в роли адвоката. Дело в том, что в непростой, как уже говорилась, юридической системе Шри-Ланки адвокатское звено не предусмотрено. То есть формально адвокатов вроде и нет, но тем не менее их обязанности выполняются исправно. Это делают наиболее квалифицированные юристы — такие, как доктор Викрема Вирасурия.
Более того, в стране довольно развита система оказания адвокатских и в целом юридических услуг малоимущим гражданам. В Коломбо есть здание, в маленьких комнатках которого находятся конторки «народных» адвокатов. За небольшую плату местные юристы, хорошо ориентирующиеся в особенностях многоликой национальной системы правосудия, выполняют адвокатские обязанности по делам из сферы гражданского и уголовного законодательства. С учетом не очень высоких доходов основной массы населения это особенно важно, подчеркивает доктор Вирасурия. Ибо люди невысокого достатка не остаются без адвокатской помощи.
В то же время в беседе со мной известный правовед откровенно высказывал и критические замечания в адрес национальной правовой системы. По его мнению, несмотря на большие традиции, она нуждается в совершенствовании. В частности, нужно увеличить количество судей, которых на всю страну всего 170 человек. Причем два десятка из этого числа — бывшие члены Верховного суда…
В заключение нашей встречи господин Викрема Вирасурия отметил, что ему было очень интересно побеседовать с гостем из России. Он пожелал российским коллегам успехов в решении стоящих перед ним задач, в действенной защите законных прав и интересов граждан.
Коломбо-Москва