Владимир Рощупкин, политолог

На берегу Атлантического океана 1 и 2 июля прошла встреча лидеров США и России Джорджа Буша и Владимира Путина. Они продолжили поиски компромисса по проблеме ПРО США. Напомним, что Вашингтон планирует разместить радар ПРО в Чехии и противоракеты в Польше, мотивируя это угрозой со стороны Ирана. Москва же считает аргументы США неубедительными и расценивает размещение элементов этой системы близ российских границ как угрозу своей национальной безопасности. Как было заявлено ранее, если США не согласятся с этим предложением, то российская сторона еще более укрепится во мнении, что речь идет совсем не об угрозах со стороны Ирана...

Первая попытка решения проблемы была сделана на саммите «большой восьмерки» в Германии, когда президент России предложил Вашингтону совместно использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане. То, что президент Джордж Буш отреагировал на него позитивно и заинтересованно внушало, надежду на развязку, которая позволит нашим странам вместе реагировать на ракетные угрозы. Но прежде чем начинать бороться с гипотетическими угрозами, надо вместе сесть и определить, какова ситуация, где и когда такие угрозы могут появиться, если они могут появиться вообще. А вопрос этот скорее не военный, а политический.

Почему встреча состоялась именно в имении Буша-старшего?

Почему встреча состоялась не где-нибудь, а в семейном имении Буша-старшего Уокер Пойнт под Кеннебанкпортом (штат Мэн)? Экс-президент США Джордж Буш-старший считает, что это имение с большим старинным особняком играет особую роль в его жизни. «Отец называет Уокер Пойнт своим якорем, удерживающим от сноса ветром», — пишет в книге «Мой отец, мой президент» дочь Буша-старшего и младшая сестра Джорджа Буша-младшего Дороти Буш Кох. А Буш-младший однажды признался, что в его жизни Уокер Поинт тоже играет очень важную роль: там он снова обрел Бога.

«Для отца самым счастливым является время, которое он проводит в Кеннебанкпорте, а не годы в Белом доме, в Китае или ЦРУ, — какое бы значение для него ни имели эти точки и учреждения», — пишет Дороти Буш Кох. — Здесь находится его душа, и там он может делать все самые важные для него вещи. Кеннебанкпорт стал символом самого важного в нашей семейной истории — веры, семьи и друзей».

На встрече российского и американского лидеров также присутствовали бывший президент США Джордж Буш-старший с супругой Барбарой. Лора Буш, жена нынешнего американского президента, тоже решила внести свой вклад в дело укрепления связей между Россией и США. Она пыталась удивить российского гостя гастрономическими изысками. За ужином подавали лобстеров (омаров), которыми так славится штат Мэн. В честь высокого российского гостя личный шеф-повар экс-президента США Джорджа Буша-старшего Ариэль Дегузман заказал для участников российско-американского саммита партию больших полуторакилограммовых лобстеров.

Вот на таком кулинарно-экзотическом фоне Бушу-младшему представился хороший шанс нажать кнопку «политической перезагрузки» в механизме российско-американских отношений и восстановить расположение, существовавшее раньше между ним и Владимиром Путиным. По мнению газеты «Вашингтон пост», президент США надеялся восстановить часть того взаимного расположения, которое президентская пара Путин-Буш испытывала друг к другу шесть лет назад, когда они встретились впервые. Поэтому Буш и решил пригласить российского коллегу в дом своих родителей. В то же время некоторые заокеанские эксперты в выборе места для проведения саммита усмотрели некоторую слабость со стороны американского президента, которому «вдруг понадобилось, чтобы папа был рядом».

По мнению российского политолога Алексея Арбатова, президенты тем не менее решили последовать принципу: какие бы ни были трудности в проведении саммитов, их надо проводить. А для достижения позитивных результатов обе стороны должны исходить из того, что им необходимо поддерживать конструктивные двусторонние отношения. Ибо без них мир будет более подвержен опасностям.

В первый день встречи президенты США и России обсудили ситуацию в двух странах, оставив сложные вопросы и международные проблемы на второй день переговоров. Владимир Путин и Джордж Буш, которые в 2008 году покинут свои посты, пообещали обеспечить преемственность в отношениях России и США и не допустить, чтобы двусторонние отношения стали заложниками предвыборной кампании.

В понедельник (вечером 2 июля по московскому времени) Владимир Путин и Джордж Буш обсудили более конкретные вопросы. Это борьба с терроризмом, международная преступность, наркотрафик, ситуация на Ближнем Востоке и в Косово, аспекты северокорейской и иранской ядерной программы. Речь шла также о судьбе Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Эта важно потому, что его срок действия истекает 5 декабря 2009 года. Поэтому надо избежать опасности утраты Россией и Америкой механизмов взаимного ядерного контроля.

Анализируя повестку дня встречи в Уокер Пойнте, политологи пришли к выводу: по Косово особых прорывов на ней не было. Хотя именно эти вопросы очень важны для дальнейших двусторонних отношений. И все же, несмотря на определенные трения, согласия между сторонами было больше, чем разногласий. Причем, по мнению специалистов, Джорджу Бушу пришлось проявить выдержку. Ведь одним из самых скользких моментов для американской стороны стало развитие Путиным его идеи по совместному использованию Габалинской РЛС. Слету ее не отвергнешь, а принять в момент — значит, как говорят американцы, потерять лицо.

Сюрпризы от счастливчика

Итак, в Уокер Пойнте российский президент предложил использовать совместно с США не только РЛС в Габале, но и аналогичную станцию, строящуюся на юге России. В этом случае не будет никакой необходимости размещать новые объекты в Европе — радары в Чехии и ударную группировку в Польше. Прозвучало и другое предложение: создать в Москве и Брюсселе центр обмена информацией о ракетных пусках.

Путин отметил, что Россия поддерживает идею консультаций по проблеме ПРО. Причем число участников этих консультаций можно увеличить за счет заинтересованных европейских государств. А делать это нужно на площадке Совета Россия-НАТО. По мнению Москвы, такое взаимодействие, безусловно, будет вести к стратегическому партнерству в области безопасности.

Многие аналитики говорят, что в ходе встречи инициатива была в руках Путина. Если год назад на саммите «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге наблюдатели, эксперты и журналисты называли его «Владимир-счастливчик», то на этом саммите его стали называть «Влад-сюрприз». В американском политическом бомонде это обычная практика, причем в упомянутом сочетании звучит уважительный подтекст.

Встреча в Кеннебанкпорте для обоих президентов стала второй в текущем году. А со времени их знакомства в 2001 году — 18-й, предпоследней. Ведь срок президентских полномочий Владимира Путина истекает весной 2008 года, а Джорджа Буша — осенью 2008 года. До этого времени они будут общаться по телефону, но еще раз увидятся в Австралии в начале сентября 2007 года на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).

Но в любом случае реализовывать принципиальные договоренности двух нынешних лидеров будут уже их преемники. При этом ни Бушу, ни Путину невыгодно, чтобы после ухода с высших государственных постов о них говорили как о людях, упустивших большие политические возможности. Поэтому нынешняя предпоследняя встреча для обоих лидеров имела огромное значение. А их имена уже сейчас вписываются в скрижали современной политической истории.