Наталья Дьякова, научный сотрудник Института США и Канады

Владимир Рощупкин

Европейские эксперты отмечают важную роль Украины и Грузии в проблеме разработки топливно-энергетических ресурсов в странах СНГ и их доставки в Европу, т. к. транспортировка энергоносителей из Евразии на Запад имеет не только экономическое, но стратегическое и геополитическое значение. Причерноморье и Черное море могут стать центральным звеном нового углеводородного транснационального коридора, а Крым — ключ к нему. Поэтому Запад заинтересован в максимальном ограничении российского влияния в Причерноморье и в Черном море. При этом его интересам отвечает сохранение в составе Украины Крыма и Севастополя, особенно в том случае, если республику будет возглавлять такой политический лидер, как Ющенко.

Учения ВМС, проводимые США и НАТО в Черном море с участием Киева с начала 90-х, являются одним из инструментов военной политики, нацеленной на минимизацию российского присутствия в нем и окончательного «выдавливания» России из Крыма. Они имеют разное межгосударственное и внутригосударственное политическое звучание, а также демонстрируют разную степень заинтересованности США и НАТО в Украине.

Большая часть совместных учений НАТО и некоторых стран СНГ как морских, так и сухопутных, проводится на территории Украины или вблизи ее побережья. Украинский флот в течение года участвует приблизительно в 5-7 международных учениях, в число которых входят «Си бриз», «Кооператив партнер», «Кооператив Оспре» и др.

Однако участие украинских ВМС в этих учения вызывает высокую протестную волну в республике, особенно в Крыму, где преобладает русскоязычное население и где находится город русской морской славы Севастополь. Более того, возникновение в мае 2006 г. политического кризиса на Украине многие политологи объясняют попытками США и НАТО совместно с украинскими ВМС провести учения «Си бриз-2006» у берегов Крыма. Под прикрытием учений предполагалось создание стационарной военной базы на полуострове. Пентагон и украинское военное руководство сочли, что настал крайне удобный момент для «прорыва» в Крым в связи с тем, что властные структуры Украины в течение нескольких месяцев 2006 г. находились в состоянии перманентного кризиса.

Русскоязычное население Крыма, восточных и южных районов Украины крайне негативно встретило эти попытки, поскольку увидело в них угрозу ускоренного вступления Украины в НАТО. Причинами такого отношения населения этих регионов к блоку являются вполне обоснованные опасения углубления разрыва отношений с Россией и усиления процесса насильственной украинизации.

27 мая 2006 г. в крымский порт, город Феодосию, прибыл американский транспортный корабль «Advantage» с подразделением морской пехоты и оборудованием, необходимым не только для проведения учений, но и для строительных работ. Местное население в тот же день блокировало порт и не допускало разгрузку корабля в течение трех дней. 30 мая оборудование было переправлено на берег, но пикеты местного населения блокировали все выходы из порта, чтобы помешать доставить его в Старый Крым, где предполагалось строительство американской военной тренировочной базы.

Полномочный представитель президента Украины в Крыму, Геннадий Москаль, безуспешно призывал протестующих снять блокаду, обещая, что в том случае, если Верховная Рада не одобрит проведение учений, все оборудование, доставленное в порт Феодосии, будет передано Украине и феодосийскому городскому муниципалитету. Однако муниципалитет, в котором преобладали представители Партии регионов, принял решение об объявлении Феодосии «территорией без НАТО», недоступной для натовских ВМС и других военных формирований блока. Число участников протестных акций увеличилось благодаря тому, что в Крым прибыли делегации из восточных и южных регионов Украины.

Противоречия между сторонниками и противниками проведения этих учений вылились в противостояние между сторонниками и противниками вступления Украины в НАТО. Все же американские военные вынуждены были покинуть Крым, а военное руководство Украины, США и НАТО отказаться от проведения учений «Си бриз-2006». А жители автономии на общекрымском референдуме проголосовали против вступления Украины в НАТО. Но прозападное крыло политической элиты Киева продолжало настаивать на том, что проведение украинско-натовских учений, целью которых является сближение с блоком, якобы отвечает национальным интересам страны. С общественным мнением и падением рейтинга НАТО в стране эти люди не считались…

В нынешнем году военное руководство Украины, готовя планы проведения «Си бриз-2007», не могло не учесть масштабные протесты жителей Крыма во время подготовки аналогичных прошлогодних учений. Поэтому и решили провести их под Одессой и на Широколановском полигоне в Николаевской области. Подальше от Крыма…

Приоритетное значение Украины в военной политике США в Черноморском регионе и Крыма — как объекта их особых интересов — не подлежит сомнению. Об этом свидетельствует то, что ни США, ни НАТО, ни Украина не собираются отказаться от проведения военно-морских учений у крымского побережья, несмотря на возникающие в связи с этим сложные коллизии как международного, так и внутреннего характера. Еще в 1997 г. некоторые западные и российские эксперты сходились во мнении по поводу того, что рано или поздно 6-й флот США будет базироваться в Крыму. Господство США в Черноморском бассейне является важным фактором их долгосрочного присутствия в «новой» Европе.

Хотя все военно-морские учения, проводимые НАТО у побережья Украины, декларируются как «миротворческие», в них преобладает военный элемент, и почти во всех легендах учений звучат мотивы борьбы с сепаратизмом. Совместные учения ВМС НАТО и Украины, проводимые в Крыму, дали возможность ВС блока хорошо исследовать особенности побережья полуострова, отработать технику десантирования и взять под жесткий контроль базу ЧФ РФ в Севастополе. Но при всех негативных для России моментах учений ВМС, проводимых в Черном море США и НАТО, она не должна отказываться от участия в них в тех случаях, когда это отвечает ее военным или политическим интересам.

Ни Вашингтон, ни Брюссель не желают возникновения в Крыму серьезного этнического конфликта до тех пор, пока он находится в составе Украины. При наличии конфессиональных и национальных противоречий Крым не превратился в очаг перманентного конфликта, т. к., согласно планам Запада, уровень конфликтности должен быть ровно такой, который бы позволял посредством превращения территории в зону перманентных локальных войн низкой интенсивности получить от этой самой территории ряд программируемых эффектов. Пока еще этнический конфликт в Крыму между русским и татарским населением не привел к возникновению подобной ситуации. Но сможет ли украинское политическое руководство, находящееся в состоянии перманентного кризиса, сохранить ситуацию под своим контролем?

Исследуя опыт военно-морских учений, проводимых США и НАТО в Черном море со странами СНГ, можно прийти к выводу, что участие России в них нежелательно. В ряде случаев создается такая ситуация, при которой РФ не может из политических и этических соображений принимать в них участие, например, когда «Си бриз» проходят у побережья Крыма. Но Россия вынуждена отстаивать сохранение базы ЧФ в Севастополе не столько из военно-стратегической целесообразности, сколько из политической. Базирование российского флота в Севастополе символизирует сохранение связей российского меньшинства Украины с этнической родиной, возможность его поддержки и защиты Россией.

Положение скрытого противостояния на Черном море не отвечает не только интересам России, но других стран Черноморского бассейна, отрицательно влияя на развитие мер доверия и экономического сотрудничества. Необходимость создания многонациональной программы, направленной на удовлетворение интересов всех стран Черноморского бассейна, привела к образованию 2 апреля 2001 г. в Стамбуле Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «BLACKSEAFOR». Учения, проводимые в ее рамках, действительно преследуют миротворческие цели и способствуют развитию отношений доверия между странами региона.

Однако региональным задачам США и НАТО отвечает не только поддержание ситуации контролируемой нестабильности в Черноморском регионе, но и наличие «образа» противника, позволяющее сохранять и расширять то влияние в странах ЦВЕ и на пространстве СНГ, которое было ими достигнуто после распада СССР. Контролируемое противостояние между Украиной, Грузией и Россией, упорное противопоставление России Западу, создание в непосредственной близости от российской территории американских военных баз и размещение систем ПРО — все это свидетельствует о попытках оказать давление на Россию, заставив ее пойти на уступки Западу в области энергетики, и втянуть в новый этап гонки вооружений.