Иевенко София, к.э.н., MBA, CFE

Управляющий партнер, «Эксперт Разведка»

Что такое форензик и для чего он?

Форензик – это совокупность услуг, направленных на предупреждение и выявление схем корпоративного мошенничества, то есть злоупотреблений, совершаемых как сотрудниками компаний, так и внешними лицами (в том числе в сговоре с сотрудниками), с извлечением личной выгоды и, в результате, приводящей к дискриминации интересов собственников бизнеса. Таксономия форензик-услуг достаточно широкая. Это важный момент, который необходимо понимать потенциальному заказчику, чтобы оценить все возможности этой услуги. Так, форензик включает в себя следующие направления:

  • проведение расследований финансовых преступлений и антикоррупционных расследований, то есть нахождение ответов на вопросы кто, где, как, в какой объеме и когда злоупотреблял доверием собственника;
  • корпоративная разведка (своеобразный «полуфабрикат» для расследований, поскольку продукт этой услуги предоставляет часть вводных данных);
  • компьютерная криминалистика;
  • комплаенс (разработка мер, политик, процедур, направленных на соблюдение антикоррупционного законодательства, усиления системы внутреннего контроля и т.п.);
  • судебно-бухгалтерская экспертиза.

В отличие от аудита, целью которого является проверка соответствия ведения учета в компании стандартам бухгалтерского учета и, как результат, правильности исчисления налогооблагаемой базы, форензик направлен на выявление, как упомянуто выше, случаев «беловоротничкового» воровства из кармана собственника. В самом деле, выявляемые нами схемы могут быть совершенно правильными, с точки зрения учета, либо вообще проходить «мимо» учета организации. Примером последнего является обнаружение производства неучтенной готовой продукции, то есть когда планируются избыточные закупки сырья, материалов и комплектующих, используемых в изготовлении «неучтенки». Подобные случаи не выявляются даже такими стандартными методами, как инвентаризация, так как недостач здесь выявлено не будет.

Собственник бизнеса как основное лицо, выступающее заказчиком форензик услуг, может найти с нашей помощью так называемые «утечки», то есть те потери, которые происходят по причине намеренных действий его наемных сотрудников (в основном с участием топ-менеджмента). Однако, стоит отметить, что ввиду слабой формализации зон ответственности, а точнее вопиющей безответственности, с которой мы сталкиваемся практически в рамках каждого нашего расследования, грань утечек, произошедших по причине халатности (глупости, непрофессионализма, лени и т.п.) сотрудников, и утечек, произошедших по причине намеренных действий (злоупотреблений), весьма тонкая. В любом случае, выявленная утечка независимо от «природы» ее причины может быть устранена через привлечение форензик-экспертизы.

Какими знаниями, навыками нужно обладать, чтобы заниматься форензиком?

Форензик – это очень комплексная услуга, поэтому состав специалистов варьируется в зависимости от контекста поставленной задачи. Это не один специалист или эксперт. Конечно, всегда есть «базовый состав» из экономистов, аудиторов, юристов, который расширяется по ситуации. Например, если расследование касается строительной индустрии, к нам присоединяются снабженцы, сметчики, инженеры ПРО и т.п. Если производство, то соответствующие отраслевые эксперты, так как для выявления схемы недостаточно одних знаний бухгалтерии. Тут необходимо понимать, как работает отрасль и отдельно взятое предприятие, причем на очень детальном уровне. Для финансового сектора тоже есть свои узкие эксперты, так как невозможно глубоко разбираться, скажем, в страховом и банковском бизнесе одновременно. Также, мы часто включаем в команду специалистов по ИТ, которые, как несложно догадаться, отвечают за различные процедуры, относящиеся к компьютерной криминалистике. Еще один вид специалистов – это корпоративные «разведчики», при этом, понимание форензика у многих обывателей ограничивается лишь спектром процедур именно этих специалистов, что, на самом деле, далеко от истины. Визитной карточкой нашей компании является также использование интеллектуального анализа данных при проведении расследований (Forensic Data Analytics), для чего мы также включаем в работу аналитиков и математиков. Знание иностранных языков является еще одним необходимым подспорьем, особенно когда речь идет о транснациональных расследованиях.

Стоит отметить, что все вышеперечисленные экспертизы, безусловно, необходимы, но недостаточны для успешного проведения форензик расследований. Причина кроется в том, что в отличие от большинства консалтинговых услуг у нас нет чек-листа или алгоритма проверочных процедур, шаблонов и т.п. Наши расследования сродни в этом плане расследованиям криминалистического характера, так как сценарий расследований разрабатывается всегда под ситуацию, с учетом фабулы того или иного дела. Только так и выявляются схемы. В противном случае заказчик получит отчет о проделанной работе, но никак не ответ на вопросы, кто и как его обворовывает. Поэтому я и мои коллеги уверены, что полная автоматизация форензик расследований невозможна. Безусловно, современные инструменты, в том числе форензик аналитика и компьютерная криминалистика, являются огромным подспорьем для нас, но они лишь снижают часть рутинных процедур, делая бюджет расследование более адекватным. Однако, успех форензик расследования – это наличие глубокой экспертизы, профессиональных знаний, помноженные на врожденную и постоянно тренируемую способность «видеть больше других».

Много ли самозванцев в данной профессии?

К сожалению, да. И, скажу более: специалисты по форензику, которые делают свою работу качественно, то есть результативно, остаются в абсолютном меньшинстве. Почему так происходит? Да все просто. Латентный спрос на данную услугу гораздо выше, чем количество настоящих специалистов, к которым я не могу отнести тех, кто попросту спекулирует «модной» дефиницией «форензик». Посудите сами, воровство всегда было, есть и будет. Такова психология человека, которая очень доступно объясняется треугольником Кресси («давление-возможность-оправдание»). Переступить черту первый раз зачастую непросто, но оказавшись за ней и попробовав «легких денег», мало кому захочется вернуться к честному и не всегда благодарному процессу зарабатывания. Воровство – это как гидра. Думаю, что с этим все согласятся. А теперь порассуждаем над тем, кто может такой «спрос» удовлетворить. Многие, читали «Записки о Шерлоке Холмсе». Наверняка, у многих, как это было и у меня, после прочтения первого-второго-десятого-двадцатого рассказа было неподдельное удивление о том, как непохожа каждая очередная история про знаменитого сыщика, и что до самого конца, даже невзирая на понимание предыдущих сценариев его расследований, мало кто мог даже отдаленно догадаться о том, какой будет развязка. И вместе с нами, читателями, таким же профаном выступал еще один персонаж Конан Дойла – детектив Скотланд-Ярда Лестрейд, прошедший специализированную подготовку полицейской академии. Почему же он был так безуспешен? Ответ на частый вопрос наших заказчиков, которые имели опыт некачественного псевдо-форензика, почему так происходит, следующий: «Лестрейдов – толпы, а Шерлок Холмс – это уже единичный случай».

Кстати, про самозванцев в нашей интересной профессии можно более подробно прочитать в моей статье «Мошенники в форензике, или в защиту качества услуг во время кризиса», где я делюсь с аудиторией случаями плагиата горе-специалистов с претензией на форензик. Например, тех, кто, имея за плечами 5-7 летний опыт работы и заявляя на своих сайтах о сотнях (если не тысячах) расследованиях, в качестве примеров кейсов выставляют полностью материалы расследований с нашего сайта и статей. Забавно, так как эти люди обладают достаточно узкопрофильными знаниями, то есть у них отсутствует тот спектр экспертиз, который я перечисляла выше. Кроме того, я и мои коллеги имеем по 20+ лет опыта работы, что играет огромную роль, давая возможность относительно быстрой адаптации под отраслевую специфику и постановку задачи каждого очередного и уникального кейса. Когда мы сталкиваемся с очередным случаем вот такого плагиата нашего опыта, запакованного в цветастенькую презентацию, хочется спросить этих «коллег» о том, почему же так сложно было описать кейс одного из ваших сотен-тысяч расследований самостоятельно? Ведь самое сложное – это провести расследование, найти ответы на поставленные вопросы. Кейс – это лишь резюме, то есть апофеоз всей огромной проделанной работы. Если это проблема и вы идете на нарушение авторских прав, то… а был ли успех в ваших «упражнениях»? И еще одно. Полноценное форензик расследование в среднем занимает полтора-два месяца. Бывает и больше. Мое лично портфолио пока исчисляется только десятками кейсов, и это, несмотря на 25-летний опыт работы. Так откуда сотни и тысячи? А были ли это расследования? Стоит также отметить, что результат адекватного форензик расследования должен быть достаточен, за редким объективным исключением, для упаковки в материалы уголовного дела и судебного иска. Если это не так, то качество проведенной работы можно автоматически поставить под сомнение. К слову сказать, форензик специалистов часто привлекают в качестве экспертов в судебные процессы.

На сколько широко применяется форензик в России? Как с этим обстоят дела в мире?

Форензик - услуга для нас относительно новая, поэтому вполне естественно, что спрос на нее только набирает обороты. Уровень «культуры» в форензике еще достаточно низок, что объясняется в том числе засилием упомянутых мною псевдо-специалистов, из-за чего доверие и, тем более, понимание сути форензик экспертизы у потенциальных заказчиков почти полностью отсутствует. Прибегают к нашей услуге в основном, когда необходимо провести расследование фактов злоупотреблений. Гораздо реже – для предупреждения, то есть проведения форензик-диагностики с целью разработки мер внутреннего контроля, которые бы не допускали нарушения или, как минимум, оповещали об их наступлении. Иными словами, о форензике у нас вспоминают в случаях, когда «петух жареный клюнул». Один из моих зарубежных коллег, который с интересом просматривал наши форензик-комиксы, как-то мне позвонил с одним интересным вопросом. Несмотря на упрощенный формат форензик-комиксов, мы показываем фабулу ситуации, в которой оказывались заказчики, решившиеся на знакомство с нашей форензик-командой. В большинстве наших кейсов триггерами были либо анонимные сообщения, полученные через «корпоративную горячую линию», либо ситуации, когда собственник своими глазами увидел, что его сотрудники живут явно не по средствам, либо случаи, когда внезапно (несмотря на очень позитивную картину в финансовой отчетности) собственник столкнулся с кассовым разрывом и другими проблемами… Так вот, вопрос моего коллеги состоял в том, неужели (судя по нашим расследованиям) собственники бизнеса в России не делают проверку до тех пор, пока не осознали явность проблемы? Неужели они не допускают той мысли, что в любом бизнесе всегда происходят злоупотребления? Очень хороший вопрос, и мой ответ на него, состоявший в том, что «добровольного» инициирования форензик проверки в России практически не бывает, раскрывает теперь перед вами понимание того, на сколько мы далеки от применения форензик услуг в необходимом объеме. Именно по этой причине по результатам наших расследований не всегда удается восстановить статус кво, то есть взыскать ущерб с виновных лиц. Схема найдена, доказана и т.д., но на момент проведения она уже завершена, и участники находятся «далеко». Схемы, которые мы выявляли, зачастую тянулись годами, но вот понимание о необходимости расследования приходило к заказчикам слишком поздно. Все и всегда нужно делать своевременно, и диагностики бизнеса на предмет возможных рисков, связанных со злоупотреблениями, это также касается. На примере своего опыта и опыта своих коллег, я могу утверждать, что компаний без мошенничества не существует, поэтому заключение «здоров» по результатам форензик-диагностики будет только в том случае, если такая диагностика проведена ненадлежащим образом. Почти у всех наших заказчиков было понимание того, что его сотрудники, помощники «подворовывают», и у каждого был даже свой порог толерантности в виде денежного выражения этого «явления», однако на поверку выявленный ущерб намного превосходил ожидания…