Всем понравилось интервью с основателем и руководителем детективного агентства «TWO LIVES» Екатериной Шумякиной
Мы встретились снова и продолжили беседу о мошенниках и мошенничестве. О том, как помочь доверчивым пожилым людям

- Несмотря на то, что в интернете подробно описаны наиболее распространенные схемы «развода», бабушки и дедушки продолжают верить на слово незнакомым людям и добровольно отдавать свои накопления. Как помочь им?

- Пожилые люди, особенно одинокие, доверчивы и порой наивны. На это и рассчитывают мошенники, желающие обманом получить легкие деньги. Ежегодно жертвой злоумышленников становятся десятки тысяч пожилых людей. Дети и внуки могут им помочь, рассказывая своим старшим родственникам, соседям и знакомым о наиболее распространенных мошеннических схемах и объясняя, что нельзя верить незнакомцам. Позаботьтесь о стариках.

- На что в первую очередь давят мошенники, желая обмануть доверчивого пенсионера?

- Конечно, на его здоровье. Один из самых распространенных сценариев — пожилому мужчине или пожилой женщине звонит якобы врач, который заявляет, что получил результаты анализов или другого исследования, которые показали, что пенсионер серьезно болен. Варианты могут быть разные — многие злоумышленники не испытывают муки совести, называя в качестве недуга рак. После этого пенсионеру предлагают пройти дорогостоящее обследование и лечение либо приобрести «чудодейственные» медикаменты по завышенным в несколько раз ценам. Причем человек, который звонит, часто представляется работником поликлиники.
Лжеврач приезжает к пенсионеру на дом, якобы проводит осмотр и всячески рекламирует лекарство, убеждая свою жертву его приобрести. Повезет, если это будут просто БАДы или лимонад. Бывают случаи, когда принимать купленный у лжемедиков препарат попросту опасно.
Цены на «чудо-лекарства» тоже разнятся в зависимости от того, насколько бессовестны мошенники, но зачастую могут доходить до нескольких сотен тысяч рублей. Таким образом, доверчивые пенсионеры, желающие поправить здоровье, отдают незнакомцам практически все свои сбережения.

- На что ещё готовы мошенники, обманывая доверчивого пенсионера?

- По подобной схеме действуют мошенники, которые представляются не врачами, а экстрасенсами. Они также обещают либо излечить от всех болезней, либо глобально скорректировать судьбу. Рекламу этих услуг даже показывают по телевидению, после чего пенсионеры звонят им сами. Для того чтобы получить деньги, даже не обязательно приезжать по адресу — парапсихологи зачастую проводят магические ритуалы дистанционно, стоимость одного телефонного сеанса может составлять 50 тысяч рублей. Обрабатывать доверчивых клиентов могут долго, убеждая, что для решения проблем требуется много времени.

- Возможно, вместо таблеток или микстуры мошенники могут продавать чудодейственные медицинские (и не только медицинские) приборы?

- Схему, подобную медицинским разводам, применяли члены группировки, продававшие пенсионерам «чудодейственные фильтры» для очистки воды. Но в этом случае мошенники не звонили по телефону, а сразу наведывались в гости, иногда называя себя работниками «Мосводоканала». После того, как пожилой человек впускал незнакомцев в квартиру, разыгрывался зрелищный спектакль: с помощью нехитрых технических приемов старикам показывали, как текущая из крана вода чернеет и краснеет. Жертв пугали, что если срочно не установить фильтр стоимостью около 60 тысяч рублей, они могут умереть.
Впечатлительные старики порой не просто отдавали деньги, но и заключали кредиты, которые приходилось выплачивать уже после того, как пришло осознание, что их обманули. За демонтаж фильтров также взимали плату.
Полиция долго не могла схватить злоумышленников — их действия оценивались не как мошенничество, а как «агрессивный маркетинг». По такой схеме могут продавать не только фильтры, но и другие товары — пластиковые окна или, опять же, медицинские приборы.

- Мне, однажды, позвонил девичий голос и сказал: «Мама, я попала в беду! Выручай!». Благо, у меня сыновья! Но, от неожиданности, я ответила: «У меня нет дочек!». Раздался гудок. Разговор был закончен. Это тоже форма мошенничества?

- Наверное, одна из самых старых мошеннических схем: пенсионеру звонит человек и представляется его сыном, внуком или другим родственником. Говорит, что попал в беду и просит выручить — отдать курьеру определенную сумму денег. Через некоторое время по адресу приезжает человек и забирает деньги. По рассказам потерпевших, суммы также сильно разнились и могли доходить до нескольких сотен тысяч рублей.

Естественно, пенсионеру звонит не его настоящий родственник. На резонный вопрос, почему потерпевший не мог узнать собственного внука по голосу, отвечаем: иногда связь может быть не очень хорошей — это делается специально. Кроме того, представляете, как будет волноваться пожилой человек, получив подобные вести?

По старой схеме приведу пример: «ночные звонки по телефону».

Поздний звонок по телефону, тревожным голосом сообщают: «Ваш сын в милиции за драку/наезд на человека/убийство. Что будем делать? Открываем дело или...? Никому не звоните. Сейчас дадим трубочку одному человеку...»
Пенсионер, воодушевленный идеей, что можно откупиться, хватает все сбережения и идет отдавать (или переводить на карту) совершенно незнакомому человеку.

Почему это работает?

Из-за резкого пробуждения (звонки, как правило, ночные) наш мозг соображает медленнее. К тому же всем известно: ночной звонок не к добру, еще не взяв трубку, мы чувствуем: случилось что-то плохое. Ночью у родителей меньше шансов до вас дозвониться. Даже если они не послушаются мошенников и наберут ваш номер, чтобы проверить, правда ли все это, вы, возможно, просто не возьмете трубку. Многие вообще отключают на ночь телефон.

Как предотвратить?

Расскажите родителям об этом способе мошенничества подробнее.
Придумайте вместе с ними ключевое слово или контрольный вопрос для экстренных ситуаций. Например, пусть незнакомец в трубке назовет девичью фамилию вашей мамы. Если вы и правда в беде, то такая информация точно не вылетит у вас из головы; если же вами пытается прикинуться мошенник, он ничего не сможет сказать.
Повесьте распечатанную памятку с этим вопросом перед телефоном родителей.

- Медицина, торговля, эзотерика, бытовые службы – где ещё может подстерегать пенсионеров опасность обмана и мошенничества?

- Липовые работники социальных служб. Этот сценарий также часто применяется аферистами. Мошенники под видом социальных работников звонят пенсионерам и говорят, что им положена ежегодная выплата, компенсация за покупки или денежный подарок, например, ко Дню Победы. Получить субсидию можно, только вложив определенную сумму. После того, как эта сумма оказывалась в руках аферистов, они исчезали.
Другой вариант — просят пенсионеров сообщить номер банковской карты и пин-код якобы для того, чтобы перевести сумму на счет. Естественно, все деньги на карте после этого пропадали.

Два примера ещё приведу:
Первый - «подозрительные смс».

«На ваш счет зачислено 30 000 рублей. С уважением, ваш банк». Вам приходит такое смс, а через несколько минут перезванивает взволнованная девушка. «Ой, простите, я случайно зачислила деньги на вашу карту, пожалуйста, переведите мне их обратно». Вы переводите деньги, после чего оказывается, что никакого зачисления не было, а если и было, то списано обратно.

Почему это работает?

Нам кажется, что мы совершаем добрый поступок. Это же так приятно — помочь человеку в беде, и нам для этого нужно всего лишь отправить смс. На самом деле у честного отправителя всегда есть возможность вернуть деньги самостоятельно. Не стоит беспокоиться и верить трогательному рассказу о деньгах на учебу, квартиру или лекарства.

Как предотвратить?

Попросите родителей звонить каждый раз, когда кто-то требует от них перевода денег. И посоветуйте родителям не принимать решения по переводу денег, не посоветовавшись с близкими людьми.
Успокойте их и скажите, что отправитель может сам очень легко вернуть деньги. Чаще всего они просто об этом не догадываются.

Второй пример – «денежная находка».

На тротуаре вы внезапно находите кошелек. Но как только берете его в руки, откуда ни возьмись, появляется владелец и заявляет, что вы его украли. Он угрожает вызвать полицию, пересчитывает при вас содержимое кошелька и заявляет, что там не хватает круглой суммы. Большинство людей теряются в подобных случаях и отдают «недостающую сумму», лишь бы избежать неловкой ситуации.

Почему это работает?

Такие мошенники, как правило, стараются привлечь к себе как можно больше внимания. За несколько минут вокруг вас собирается внушительная толпа, а мошенник охотно рассказывает всем, что вы вор, и активно зовет полицию (у него, кстати, может быть сообщник в поддельной полицейской форме). Любой человек в такой ситуации готов не то что отдать все деньги, но и просто провалиться от стыда сквозь землю.

Как предотвратить?

Как и в других случаях — только рассказывать, рассказывать и еще раз рассказывать всем, особенно пожилым людям, про известные способы мошенничества. Поощрять их звонки к вам в любой сомнительной ситуации. И главное — чаще общаться, (хотя бы по телефону) с пенсионерами, чтобы они были в курсе вашей жизни и чаще сомневались в словах посторонних людей.

- Все сферы деятельности человека освоили мошенники?

- Так же есть квартирные воры.
Иногда мошенники действуют куда более агрессивно. Представляясь либо социальными работниками, либо продавцами тех же «чудодейственных фильтров» для очистки воды, они проникают в квартиру, и пока один из аферистов отвлекает потенциальную жертву, другой находит деньги в одной из комнат — в тумбочке или под матрасом. После этого оба уходят. Кражу можно заметить не сразу.

- На Ваш взгляд, какой самый страшный вид мошенничества?

- Повторный «развод». Когда обманывают уже обманутых однажды пенсионеров от лица полицейских. Допустим, старушка становится жертвой преступления по одному из описанных выше сценариев. После этого ей звонит якобы участковый полицейский и предупреждает о подобном способе обмана. После того, как потерпевшая рассказывает, что уже попалась на удочку злоумышленников, он втирается в доверие и просит поспособствовать раскрытию преступления, а именно — выступить в качестве приманки, чтобы поймать злоумышленников по горячим следам. Полицейский просит после повторного звонка отдать злоумышленникам деньги и никому не рассказывать об операции. Естественно, деньги после задержания бандитов обещает вернуть.
Когда старушке опять начинают звонить первые мошенники, уже с угрозами и требованием отдать большую сумму, она, как условилась с полицейским, отдает деньги, а участковый перестает отвечать на звонки. Потерпевшая в итоге остается ни с чем — зачастую эти отданные «на благое дело» суммы действительно катастрофические — некоторым пенсионерам приходилось продавать квартиры.

- Как не попасть на удочку мошенников?

- Теперь самое важное. Объясните своим бабушкам и дедушкам, что не стоит верить человеку, даже если он представился работником поликлиники, Минздрава, полиции, прокуратуры, социальной службы и так далее.
Представители государственных организаций и ведомств почти никогда не звонят, чтобы сообщить какую-либо важную новость. Исключение — если вы сами оставили конкретному врачу свой номер телефона.
Даже если человек на другом проводе знает ваше имя, отчество, фамилию, адрес или другую информацию, в том числе о семейном положении или состоянии здоровья, это не значит, что он является официальным лицом. Эти данные можно легко получить незаконными способами.
Если вы склонны поверить тому, кто звонит вам, представляясь официальным лицом, все равно проверяйте информацию, хуже не будет. Спросите у звонившего его имя, должность и место работы, после чего перезвоните в организацию и наведите справки об этом человеке. Вполне может оказаться, что такого работника в том или ином ведомстве не окажется.
Никогда не покупайте таблетки и медицинские препараты с рук, даже если вам предоставляют сертификаты — их легко подделать. Если якобы врачи предлагают вам купить у них медикаменты со скидкой, не верьте, скорее всего, в аптеке эти лекарства стоят гораздо дешевле. И именно в аптеке вам могут предоставить скидку как пенсионеру.
Если вам говорят, что вы смертельно больны и требуется госпитализация, ни в коем случае не торопитесь. Позвоните родственникам, соседям или кому-нибудь, кому вы можете доверять. Прежде чем принимать решение, необходимо кому-нибудь об этом рассказать. Мошенники будут давить, что действовать нужно срочно, но на один звонок не уйдет много времени.
Если вам якобы звонит родственник, например, внук и просит выручить его из беды, опять же, не спешите. Позвоните внуку и убедитесь, что он в безопасности. Если родственник, якобы попавший в беду, не берет трубку, позвоните другому человеку. Не соглашайтесь отдавать деньги незнакомым людям.
Не впускайте в квартиру незнакомых людей. По возможности даже не открывайте им дверь. Если открыли, опять же спросите ФИО, должность, место работы и сначала позвоните в организацию, чтобы навести справки.
Для получения социальной выплаты никогда не требуется никаких вложений от пенсионеров. Не переводите деньги на чей-либо счет под этим предлогом.
Никогда никому не сообщайте данные своих банковских счетов. Пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты) от вашей кредитки нельзя сообщать даже реальным работникам банка, которые сидят в «окошке» кредитной организации.

- Здесь мы хотим обратиться и к родным и близким, окружающим пожилого человека!

- Пожилые люди – самые уязвимые. Зачастую пенсионеры по наивности или сердобольности сами отдают сбережения мошенникам – отчасти потому, что не знают, как себя вести в экстренных случаях. Обратите внимание вашего пожилого родственника на то, что сотрудники социальных служб не приходят к пожилым людям без предварительного звонка, не вымогают деньги, не распространяют лекарства, продукты и бытовую технику. Будьте внимательны к близким людям, ведь после визита незнакомца ваш родной человек может лишиться не только денег, но и жизни!

- Основные рекомендации от полиции как не стать жертвой мошенников?

- Покупайте товары в Интернете только на проверенных сайтах. Если ресурс незнакомый, почитайте о нём отзывы.
Никому не сообщайте коды и пароли банковской карты.
Если вам говорят: с близким человеком – беда, не спешите верить – позвоните ему!
Не общайтесь на улице с незнакомцами, которые могут представляться дальними родственниками, знакомыми знакомых, тем более не пускайте их в квартиру.
Не открывайте двери тем, кто представляется сотрудниками поликлиники, ЖЭКа, соцслужб, полиции. Лучше перезвоните в учреждение и спросите, отправляли ли они к вам специалиста.
Не участвуйте в розыгрышах, конкурсах.
Не покупайте “чудодейственные” лекарства, подозрительно дешёвые вещи и продукты.
Не соглашайтесь получать призы в лотерее, где вы не участвовали.
Не стесняйтесь позвонить 102 или 112!

Самое главное — не только рассказать пожилым людям о способах мошенничества и мерах предосторожности, но и оказать поддержку. Пусть ваши бабушки, дедушки, одинокие пожилые соседи и знакомые не стесняются звонить вам в подобных ситуациях. Будьте всегда на связи.