Памятка для пенсионеров и их близких
Каждый четвёртый пенсионер в России одинок и нуждается в общении и моральной поддержке. Именно одиночество делает их частыми жертвами мошенников. Важно вовремя предупредить пожилых людей об опасности, научить вести себя в нестандартной ситуации.

- Пожилые люди – часто наши родственники пускают в дом посторонних, подписывают сомнительные бумаги и приобретают не нужные дорогостоящие вещи. Как обезопасить пожилых родственников от обманщиков всех мастей?

- Для вас должны стать традицией подробные беседы с мамами, папами, дедушками, бабушками. Налаживайте коммуникации, сохраняйте доверие – это залог того, что родной человек не откроет дверь незнакомцу, чтобы перемолвиться словечком.
Убедите родственника в том, что современная жизнь полна специфических опасностей, в которых лучше разбирается молодое поколение. Поэтому любую покупку (за исключением бытового похода за необходимыми продуктами), подписание любых бумаг, общение с любым посторонним человеком должно происходить в вашем присутствии или в присутствии другого надежного родственника.
Убедите его не держать крупные суммы дома. Заберите на хранение все документы на недвижимость.
Составьте список необходимых контактов. Он всегда должен быть под рукой у вашего родственника — повесьте его на стену рядом с городским телефоном. Занесите в него номера поликлиники, управляющей компании, районного отдела соцзащиты, газовой службы, энергосбыта.

- Да. Общаться со старшим поколением необходимо, но пожилой человек, как правило, живёт один или временно остался один, потому что все молодые родственники ушли на работу. В этой ситуации, я предполагаю, опасность тоже «не дремлет»?

- Договоритесь, чтобы он или она не открывали дверь незнакомцам. Исключение составляет врач, который приехал по вызову. Снова и снова напоминайте, что работники соцслужб и врачи никогда не ходят по домам без предварительного вызова.

- Это, да. Но, вдруг, сантехник рвется проверить батареи, или электрику нужно видеть квартирный счетчик, и тому подобное. Как быть пенсионерам?

- Научите своих пожилых родственников, соседку или соседа пользоваться телефоном. Чтобы при любых незапланированных (неожиданных) звонках в дверь, пожилые люди обязательно звонили вам или знакомым. Добейтесь, чтобы звонок вам по поводу любых визитов и обращений посторонних людей вошел в привычку. Приведённые Вами примеры типичные, пусть в этом случае ваш родственник попросит его зайти позже, сразу позвонит вам, а затем в УК (или организации, которая занимается техническим обслуживанием дома) для проверки. Они знают все о своих сантехниках и электриках.
На время отпуска или командировки «назначьте» ответственным другого надежного родственника.

- Приведёте несколько самых распространённых примеров мошенничества?

- Я приведу Вам примеры мошенничества, расскажу, как они работают, чтобы Вы смогли объяснить и рассказать своим пожилым и доверчивым родственникам и знакомым, как можно предотвратить обман.

Два примера: первый – «проверка счетчиков»;

Человек за дверью покажет вам удостоверение сантехника, электрика или газовщика. Говорить будет уверенно. В ответ на все вопросы покажет распечатку поддельного указа президента или постановления правительства, где будет написано, что в каждой квартире обязан стоять какой-нибудь датчик или счетчик, которого у вас, конечно же, нет. А дальше — либо, выплачивайте штраф наличными, либо купите у него этот неведомый прибор и, заодно, услуги по его установке.

Почему это работает?

Если вы не следите пристально за новостями, вас и правда легко будет убедить, что в законодательстве есть какие-то новые изменения. А уж пожилых родителей, которые больше всего на свете боятся нарушить закон, — и подавно.

Как предотвратить?

Прежде чем пускать незнакомого человека в дом, родителям стоит позвонить в управляющую компанию, водоканал, газсервис или любую другую официальную организацию (телефоны можно найти в справочнике) и узнать, направляли ли они на ваш адрес специалистов с инспекциями. Чаще всего вы услышите ответ «нет».

Второй пример: «псевдоремонтники»;

Опять-таки звонок в дверь. За дверью мужчины в аккуратной униформе, возможно, даже с логотипами компании. «Здравствуйте, ваш сын попросил нас забрать компьютер в ремонт» (отремонтировать телевизор, стиральную машину, ноутбук, что угодно). «Ремонтники» забирают нужную вещь и уходят.

Почему это работает?

Техника в любом доме и правда довольно часто ломается, а приглашение ремонтников родители воспринимают как проявление заботы о них. К тому же, если родители достаточно пожилые, они скорее решат, что просто забыли о запланированном ремонте, и не будут звонить и переспрашивать об этом у вас.

Как предотвратить?

Расскажите родителям, что такая ситуация возможна и что не стоит отдавать никакую технику незнакомым людям.
Договоритесь, что они обязательно вам позвонят, если кто-то будет пытаться действовать от вашего имени.

- Просто и доступно. Спасибо! Мошенники могут звонить, и представляться доктором из поликлиники, сотрудником управы или еще кем-то официальным, а потом напрашиваться в гости. Что посоветовать доверчивым людям?

- Предупредите о «ложных» врачах и «чиновниках по телефону». Будьте со своими близкими всегда на связи. Научите их звонить Вам по любому непонятному телефонному звонку.

Тогда ещё пример: «звонок из «банка»

Вам звонят с неизвестного номера и сообщают, что с вашим счетом проблемы: непонятные списания, кто-то взломал защиту или украл карту. Для блокировки счета вас просят назвать личные данные: номер карты, паспортные данные, пин-коды, номер с обратной стороны карты и так далее.

Почему это работает?

Нас пугает, что кто-то мог воспользоваться нашей картой. Мы хотим решить проблему как можно скорее, а мошенники не оставляют нам времени подумать над происходящим и проверить, так ли это.

Как предотвратить?

Расскажите родителям, что нельзя доверять любому, кто назовется сотрудником банка.
Объясните, что у настоящих сотрудников банка уже есть все их паспортные данные, а также все данные, необходимые для блокировки карты в случае обнаружения проблемы. И они не будут их спрашивать повторно. Никакие цифры с банковской карты не стоит сообщать незнакомцам.

- В наше время «торговля – двигатель прогресса»! Утрирую же, конечно. Продавцы чудо-приборов могут возникнуть и в подъезде, и на улице, и даже позвонить в квартиру, чтобы навязать свой товар. Как обезопасить наших пенсионеров?

- Нужно буквально внушить своему пожилому родственнику, что незнакомец опасен, кем бы, он не представлялся. Особенно тот, кто предлагает что-то купить или принять в дар. Объясните, что нужные вещи не продают, таким образом, а подарки от незнакомых людей – сыр в мышеловке. Недобросовестные коммивояжеры и просто воры легко входят в доверие к пожилым людям, используя принципы «подстройки» — они начинают разговор с фраз «Да, я знаю, как вам трудно живется, как одиноко, у меня такая же мама (бабушка)».
Говорите о том, что лучше не открыть дверь настоящему участковому или соседу, чем открыть продавцу чудо-приборов от всех болезней.

Мне хочется привести ещё один пример обмана (мошенничества): «вам посылка»

Это немного более старый способ мошенничества, однако, все еще работает. Звонок в дверь, за дверью курьер с большой коробкой. Говорит, что принес вам посылку, но чтобы ее получить, нужно оплатить расходы на доставку. Подробностей он не знает, он же курьер. Доверчивые люди оплачивают доставку и получают в подарок коробку с кирпичом и картоном.

Почему это работает?

Мы верим в чудеса и сюрпризы гораздо больше, чем нам кажется. Подсознательно нам приятнее думать, что кто-то близкий решил сделать нам неожиданный подарок, чем то, что это мошенник, которому нужны наши деньги.

Как предотвратить?

Объясните родителям, что на любой посылке будет указан не только их адрес, но и имя с фамилией. Если на коробке нет никаких пометок, что она предназначается именно вам, то тут налицо обман.

- Это, да. Соглашусь с Вами, что у наших мам и пап, часто и у нас, бдительность притуплена. Есть ещё одна проблема, которую нельзя оставить без внимания. Зачастую, пожилые люди чувствуют себя самостоятельными и независимыми, и не хотят слушать наши советы. Как быть?

- Повторяйте сказанное снова и снова. «Если нам с вами для закрепления новой привычки понадобится примерно 9 месяцев, то пожилому человеку, у которого, возможно, ослаблены память и интеллектуальные возможности, повторять все это придется полтора-два года» — предупреждает Олег Злобин. Зато вы убережете родного человека и себя от моральных потрясений и потери денег.

- Давайте подведём итоги нашей встречи.

- Самый эффективный способ уберечь стариков от сетей обмана – забота близких людей. Расскажите о видах обмана, положите на видное место телефоны, по которым можно получить помощь.

- Екатерина, Ваши рекомендации полезны и поучительны, с Вами очень интересно. Позволите нам встретиться с Вами ещё раз?

- Спасибо! Да. Конечно.