В законопроект о создании единой системы проверки сведений об абонентах мобильных операторов, принятый Госдумой в первом чтении 6 марта, будут внесены поправки. По данным «Коммерсанта», их суть в том, что для проверки сведений будут привлекать технического посредника, требования к которому будут установлены постановлением правительства. По информации издания, в принятии законопроекта заинтересован в первую очередь ЦБ. Основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян объясняет, как новый закон может повлиять на рынок

Законопроект о создании единой системы проверки сведений об абонентах мобильных операторов неожиданно вызвал жаркий спор между Банком России, регулирующим финансовый сектор, и операторами мобильной связи, которые обвиняют регулятора во всех смертных грехах, включая попытку монополизации рынка.

На самом деле, конфликт куда глубже – ЦБ встал на пути распродажи накопленных операторами гигантских объемов Big Data.

Битва за «новую нефть»

В последние полгода развернулась настоящая битва за то, кто будет качать и продавать Big Data. И сейчас, после депутатской группы ФРИИ и АНО «Цифровой экономики», в битву за «новую нефть» включились Минсвязи и ЦБ.

Чтобы не углубляться в тексты законопроектов (довольно сильно расходящиеся с публичными разъяснениями их авторов), скажу вкратце, что позиция бизнеса сводится к тому, чтобы устроить свободную распродажу всех имеющихся данных граждан, которые сегодня охраняются законом.

  • В частности, ФРИИ предлагает деперсонализировать любые данные, и затем продавать и покупать их без какого-либо регулирования. Причем эти данные могут содержать, в том числе и информацию, составляющую банковскую, медицинскую и другую тайну. Но вместо имени будет рекламный идентификатор.

  • АНО «Цифровая экономика» предлагает чуть более сложную схему, в рамках которой в гигантской базе будут храниться выданные гражданами согласия на обработку данных. Однако одновременно с этим организация предлагает открыть банкам и операторам связи практически неограниченный доступ к данным, составляющим различную тайну, для обучения моделей. Например, предлагается официально разрешить операторам читать SMS-сообщения, которые пока охраняются тайной переписки.

1.1

Фото: Unsplash

При этом ключевой технологией, а точнее юридическим трюком, вокруг которого строится будущий открытый рынок Big Data, помимо деперсонализации, является «обогащение» данных, то есть смешивание одних данных с другими и обучение на их основе новых моделей.

В результате фактически рождаются новые данные, собственником которых является уже владелец модели и в которых, в принципе, не отыщешь концов того, на основании чего эту модель обучали.

«Представьте себе такую Алису, которая знает о вас все, но утверждает, что все данные собрала из открытых источников.

Понятно, что за обеими инициативами стоят операторы связи и крупнейшие банки, накопившие огромный объем данных, но не имеющие сейчас возможности как следует заработать на них. И вот на днях представители этих компаний столкнулись с Банком России, который, как оказалось, имеет по этому вопросу свое мнение.

Что предлагает ЦБ

На первый взгляд, тема спора далека от персональных данных. Обсуждался проект закона о создании единой системы проверки сведений об абонентах мобильных операторов. Такая проверка используется, например, для подтверждения личности абонента в так называемых «аналогах собственноручной подписи» (АСП) – SMS-подтверждениях, используемых при заключении договоров онлайн для тех, у кого нет электронной подписи.

«Чаще всего, АСП используется для выдачи онлайн-займов, поэтому вторым крупным заказчиком проверки сведений об абонентах являются коллекторы.

Сейчас операторы связи реализуют такие сервисы по прямым договорам с банками без контроля государства. ЦБ же предлагает создать одного или нескольких специальных посредников, аналогичных по функционалу операторам фискальных данных (ОФД).

По этому поводу состоялось совещание в Совете Федерации с участием представителей самого ЦБ, банков, Национальной платежной ассоциации, коллекторских агентств, операторов связи и Роскомнадзора.

1.2

Фото: Unsplash

Идея Банка России шире вопроса проверки сведений об абонентах и состоит в том, что такие посредники будут фильтрами при экспорте клиентских данных – их будет мало, все они будут подлежать специальному контролю и выполнять только те задачи, которые им разрешат. Самим же операторам торговать данными, в том числе обогащенными, будет все так же нельзя.

«Неудивительно, что участники отрасли пришли в возбуждение, ведь ожидаемые доходы от реализации Big Data вдруг уплыли у них из рук.

Помимо критических комментариев, представители «дер гроссе тройки» даже обратились с письмом в правительство с жалобами на вредность предлагаемой Банком России схемы, однако пока, насколько мне известно, ободряющего ответа не получили.

Как это повлияет на рынок

Позиция ЦБ, на первый взгляд, выглядит консервативной и сдерживающей движение рынка в светлое будущее. Но если вдуматься, насколько сокращение возможности операторов связи торговать клиентскими данными повлияет на развитие индустрии? На самом деле, не сильно.

Если отбросить визионерские рассуждения и сериалы о роботах, большая часть реальных кейсов по использованию персональной Big Data как в нашей стране, так и во всем мире, сводится к тому, чтобы точнее отделить богатых от бедных и просто не показывать последним рекламу.

1.3

Фото: Unsplash

За пределами рекламного рынка пользы от этих данных мало. При этом у такого подхода уже есть влиятельные антагонисты – крупнейшие рекламные площадки, доходы которых от такого расслоения падают и которые стараются минимизировать возможность рекламодателя заглядывать в трафик.

«Так что для абсолютного большинства компаний и стартапов ничего не изменится при любом исходе борьбы.

Безусловно, пока мы видим только начало битвы, и многие мощные игроки еще только подтягиваются к полю боя. Не сказал, например, своего слова Ростелеком, которому явно требуется реванш за фактически провалившуюся систему единой биометрической системы. Но уже понятно, что как минимум ЦБ будет занимать жесткую позицию по отношению к потенциальной цифровой приватизации.

Рынок Big Data, безусловно, нужен и важен для развития цифровой экономики, но, решая на какой вы стороне, примерьте и клиентскую историю на себя. Как обычный человек и «субъект персональных данных» задайте себе вопрос, хотите ли вы, чтобы уже не только спецслужбы, но и назойливые живые и механические продавцы знали о вас все?

Ссылка на источник