По оценке авторов инициативы, граждане смогут зарабатывать на их продаже до 60 тысяч рублей в год.

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) подготовил поправки в закон «Об информации», разрешающие россиянам продавать бизнесу свои данные. Об этом директор по правовым инициативам ФРИИ Александра Орехович рассказала «Коммерсанту».

Сейчас закон не даёт однозначного ответа на вопрос, кому принадлежат персональные данные, указывают в ФРИИ. Из-за этого некоторые компании распространяют их на коммерческой основе без согласия клиентов, а другие, наоборот, боятся ими торговать, что сдерживает развитие легального рынка.

Основные идеи проекта ФРИИ:

  • Фонд предлагает ввести термин «деперсонализированные данные» и обеспечить их свободное обращение на рынке. Тогда граждане смогут предлагать бизнесу свои данные с определённой целью и сроками в обмен на вознаграждение.
  • По оценке фонда, каждый согласившийся на обработку данных сможет зарабатывать от 15 тысяч до 60 тысяч рублей в год. При этом если клиент не даст согласие на обработку данных, бизнес должен будет исключить их из оборота.
  • Инициатива должна помочь в борьбе с нелегальной торговлей пользовательскими данными, а система вознаграждений должна стать «мощной мотивацией» для регистрации в качестве самозанятых — это принесёт в бюджет несколько миллиардов рублей налогов от физлиц, а также налоги от юрлиц, участвующих в сделках с данными.

В ФРИИ уточнили, что это не заключительная версия проекта, перед внесением в Госдуму он пройдёт дополнительное обсуждение. Фонд уже предлагал похожую концепцию в конце 2017 года, но её так и не рассмотрели.

Опрошенные «Коммерсантом» эксперты считают, что законопроект ФРИИ недостаточно защищает конфиденциальность данных и разработан в интересах банков, операторов связи и крупнейших интернет-сервисов.

“За счет слова «деперсонализация» он открывает практически безграничные возможности торговли клиентскими данными и снимает ответственность за их утечки.

Просто из данных будут исключены фамилия, адрес и телефон, а добавлен, например, рекламный ID. При этом эксперименты показывают: достаточно совместить совсем небольшой объём деперсонализированных данных, чтобы с высокой точностью привязать их конкретному человеку.

Ашот Оганесян

технический директор DeviceLock

Глава департамента по развитию фонда «Сколково» Сергей Израйлит считает суммы в 15-60 тысяч рублей завышенными. По его мнению, максимальный доход клиентов составит несколько тысяч рублей в год. На такие выплаты в масштабах страны ушли бы триллионы рублей, а весь рекламный рынок — потенциально основной потребитель таких данных — оценивается в 450 млрд рублей, заметил основатель и технический директор DeviceLock Ашот Оганесян.

Ссылка на источник