Всех удивил побег из ИВС в Истре, совершенный пятью арестантами ночью с четверга на пятницу. Все оказалось слишком просто. Впечатление такое, что преступники, один из которых убийца, вышли из санатория, в котором дверь не закрывается на замок вообще. Что же помогло преступникам так ловко сбежать из тюрьмы. Дать анализ этому событию согласился экс-начальник одного из региональных ИВС, знающий систему изнутри. Он обсудил данный вопрос с журналистами «МК», конечно же, при условии, что его имя в материале фигурировать не будет.

На вопрос, почему побег вообще удался, и, какие вопросы возникли в связи с этим, эксперт ответил достаточно детально.

Он отметил, что на самом деле вопросов довольно много. Во-первых, помещение человека, совершившего убийство, в одну камеру с ворами. А. Мавриди, которого обвинили в том, что он убил В. Маругова, известного «колбасного короля», был переведен 05.08.2021 в десять часов вечера (непосредственно перед побегом), перевели из его одноместной камеры в семиместную к молдаванам. Последние, согласно обвинению, домушники, налетчики на частные жилые дома.

Во-вторых, почему воры, являющиеся фигурантами одного уголовного дела, находились в одной камере. Как правило, тех, кто проходит в рамках одного и того же дела, рассаживают по разным хатам.

В-третьих, замок. Ставят его на особые шпильки и просто так его снять, даже, если в руках находится гаечный ключ, не получится. А официально было заявлено, что сбежавшие выбили окошко «кормушки», после чего справились с замком – открутили, используя этот инструмент.

В-четвертых, непонятно, как во время обыска, ключ не нашли, что вообще из области фантастики.

В-пятых, почему тревожная сигнализация не сработала. Она имеется не у одного лишь дежурного изолятора.

В-шестых, что не так с путями отхода. Коридоры изолятора или «продолы», на выходе закрываются железными решетками, а также дверьми. С обратной стороны решетки обязаны быть тоже закрытыми. На них устанавливаются, так называемые, камерные замки.

В-седьмых, ситуация в изоляторе обязана контролироваться руководящим составом и силами прочих служб.

По поводу структуры, устройства ИВС и НПА, где все досконально регулируется, собеседник рассказал следующее.

Регулируется работа ИВС соответствующим ФЗ №103 и внутренним приказом №140, изданным МВД, где все детально указано. Камеры, двери, окна и днем, и ночью обязаны быть под сигнализацией. Датчики и кнопки есть на стенах – это тревожная и пожарная сигнализации – противопобеговая. Такие же установлены и в ОМВД в дежурной части. Если сработала сигнализация, то дежурный изолятора отключить сигнал у себя не сможет. Звук стоит очень сильный. В связи с этим вопрос о том, почему в данном случае не работала сигнализация, остается открытым. Даже, если дежурному, который услышал, что то-то не так, выйти было страшно, активировать тревожную кнопку он все-равно мог. В случае, если он заметил, что дверь наружу пока закрыта, он обязан связаться с дежурным сотрудником ОМВД. Дальше сотрудников в спецодежде и со спецсредствами идут внутрь. В ситуации с незакрытыми дверями и выходом людей дежурному нужно забаррикадировать помещение и активировать «тревогу».  

Эксперт пояснил и принцип проверки системы. С его слов следует, что в изоляторе всегда есть дежурный, а у него – помощник, сотрудник полиции ИВС или выводной. Таких людей может быть несколько. Все зависит от численности штата. Что касается Истры, то там находились дежурный и полицейский («продольный»). Смена последнего длиться максимум двенадцать часов. Согласно приказу, все это время он обязан тихо ходить по «продолу», заглядывая внутрь камер через «глазок». Отсутствие таких действий считается серьезным нарушением.

Кроме этого ежесуточно, один раз, проверять изоляторы обязаны руководитель отдела вместе со своим замом. Именно он является руководителем в изоляторе. Проверку проводят и по утрам, когда меняется наряд. В камерах проходит обыск. Эти мероприятия проводит та смена, которая заступает на дежурство, а та, что сдает пост, ждет. Во время данных процедур должны присутствовать кинологи с обученными собаками и сотрудники УГРО. При соблюдении всего перечисленного не отыскать гаечный ключ нереально. Наличие тайников, так называемых «курков», можно понять в СИЗО. Там арестованные находятся и по нескольку месяцев. В случае с ИВС ситуация иная – эта зона является транзитной. Кроме уже указанных лиц изолятор обязаны проверять и другие должностные лица, а именно ответственный и дежурный ОМВД. В основном, конечно, соответствующие записи делают за них дежурные изолятора. Согласно НПА, лицо, ответственное по ОМВД (кто-то из руководящего состава, кто заступает на сутки на дежурство), ночью, а именно в это время и сбежали арестованные, обязан проверять изолятор с интервалом в 2 часа. В дополнение к этому в ИВС обязан приходить и сотрудник из дежурки ОМВД. Существуют соответствующие книга того, кто заступает в наряд, журналы, где и отмечаются проверки, а именно кто пришел, в какое время. Камеры все фиксируют и можно проверить. Эксперт считает, что этих людей должны лишить занимаемых ими должностей и это лишь минимальное для них наказание.  

Что касается выбитой кормушки и как ее вообще смогли выбить арестованные, у экс-начальника тоже возникают вопросы. Он говорит, что это достаточно странно. Конечно, есть вероятность того, что окно для получения пищи может полностью не закрыться, но на сигнализацию его тоже ставят. Были случаи выбивания кормушки, когда люди в камере попросту бесились или же устраивали забастовку, но тогда стоял сумасшедший грохот. Это понятно, так как ударить по ней следует ногой и очень сильно, да и то одним ударом обойтись не удастся, ведь конструкция имеет специальный упор. Когда кормушка открыта, то превращается в столик.

Относительно конструкции замка эксперт тоже дал разъяснения.

Такие замки купить в открытом доступе невозможно. Такие устройства камерного типа производятся полуручным методом на специальных предприятиях. В комплекте с замками поставляются ключи, достаточно длинные, с кольцом. На фотографиях в Интернете можно рассмотреть, что именно такого замка на двери нет. креплением для замка выступают специальные шпильки, длинные, в количестве четырех штук. С внутренней стороны камеры находятся головки данных шпилек в форме клепок достаточно большого размера. Крутить их не получится, так как у них нет ни ребер, ни углов и они абсолютно гладкие. С наружной стороны шпилек есть гайки по нескольку штук на каждой, которые обвариваются по кругу вокруг самих шпилек. Есть еще и ручная дополнительная щеколда, запирающаяся снаружи. На нее замок также вешается. И этот засов при помощи гаечного ключа вообще не понятно, каким образом можно было открыть. К нему даже дотянуться не получится. Теоретически через окошко вылезти можно, но нужно иметь соответствующую комплекцию, то есть быть худым, а о сбежавших этого сказать никак нельзя.

А что можно сказать относительно видеосистемы наблюдения? Предположительно, были обрезаны провода и не функционировали «глазки». Может ли подобное быть, если это не сделано специально?

Специалист говорит, что такие системы дублируются на дежурку, «глазки» имеются и в дежурке ИВС, присутствуют видеокамеры и в камерах. Звук не воспроизводится, так как это запрещается законом. На внешнем периметре видеокамеры тоже установлены. Они находятся под контролем ОМВД. Маловероятно, что обрезались провода целенаправленно. Возможно, неаккуратно был заизолирован техником один из проводов, а так они были рабочими.

Относительно информации, касающейся отключения камер, установленных внутри ИВС, специалист говорит, что они продублированы на дежурку в ОМВД. Скорее всего, сервер находится совсем на другом этаже и отключить его без проблем не получится. Возможно, что записи были уничтожены после того, как произошел побег, в целях сокрытия нарушений (не делал обход дежурный, не было реакции на шум). Но подобное могло произойти только, если от начальника ОМВД поступило соответствующее указание.

Если говорить о вероятности отключения сигнализации, то, со слов собеседника следует, что, в основном сигнализация активируется в десять часов вечера, после того, как следственные мероприятия, посещения адвокатов и прочие действия закончены. Она включается в дежурке ОМВД. Существует 3 сигнализации: противопобеговая на стене, охранная на окнах и дверях, пожарная. Скорее всего, была допущена простая халатность, в следствие чего не включили сигнализацию. Возможно, дежурный был подменным и об этом вообще забыл.

Эксперт рассказал и о процедуре перевода заключенных из одной камеры в другую. Он говорит, что при переводе человека в камеру должны присутствовать минимум 2 сотрудника, в противном случае это расценивается, как серьезное нарушение. При нападении арестованного на конвоира появляется большой риск того, что будет совершен массовый побег, ведь у него есть ключи от всех замков: и дверей, и камер. существуют специальные правила поведения в таких ситуациях. Есть специальная труба – ключеуловитель. Конвоиру нужно с себя ключи сорвать, а на эту трубу закинуть. В сложившейся ситуации человека с обвинением в убийстве переводит вообще не должны, да и соучастники в одной камере содержаться тоже были не должны. Подобные вопросы решаются исключительно с руководством, что, скорее всего, и произошло. Что касается пятого, то он мог просто «проведать» земляков, вероятно, за определенное вознаграждение, напри мер, в виде пачки сигарет. Презентованной «продольному». Некоторые сотрудники этот момент допускают.

По поводу реальности осуществления отхода арестантов и заднего двора специалист высказал следующее мнение.

Он пояснил, что выход на эту территорию должен иметь особое укрепление, так как это, помимо главного пути в ИВС, проходящего через дежурку, еще один путь. По основному никто из беглецов не пойдет. Также. Он рассказал, что в его учреждении сначала была решетка-отсекатель, запирающаяся на камерный замок, потом металлическая крепкая дверь, оснащенная двумя замками ригельного типа, у которых механизм очень сложный. За дверьми была клетка, в которой мог стать «КамАЗ», потом уже ворота с калиткой с замками. Как пройти все этапы под видеокамерами и сигнализацией, даже представить невозможно.

По поводу стоимости побега, суммы подкупа и согласия сотрудников учреждения пойти на преступные действия, специалист говорит, что зарплата дежурного приблизительно составляет 50 000 руб. Возможно, дело не в подкупе, а в давлении на самих сотрудников или и близких. Зэки могут оказывать серьезное психологическое давление на человека. единственное, что не вызывает никаких сомнений, это то, что выпустили арестантов с изолятора сознательно. То, что в отношении сотрудников учреждения открыто уголовное производство по факту превышения полномочий. Не является случайностью.

У следственных органов под подозрением находится двенадцать работников изолятора. Уже арестовали двоих дежурных. По мнению эксперта, были взяты конвойные, перевозившие сбежавших, некоторых людей из смен, вполне возможно, что кого-то из руководящего звена.

 Что касается предположения того, кто мог заниматься черной работой, то мнение специалиста однозначное. Он уверен, что этим занимались молдаване. Профессиональные воры имеют собственный норматив. Для них это вообще пустяк. Заниматься замком они могли не один день, а потом просто сообщили каким-то образом Мавриди о том, что это возможно, естественно, требуются деньги, чтобы подкупить кого следует. Именно Мавриди и финансировал данное предприятие.

В вопросе знакомства молдаван и Мавриди все просто, говорит специалист. Там и «малявы» не нужны, связь между камерами работает прекрасно. Слышимость через стену отличная. Да и окна летом открыты и передать, например, записку таким образом можно. Последний вариант, конечно, сомнительный.

С учетом проведенных в последнее время реформ в конвойной службе во всех отделах наблюдается проблема с кадрами, их дефицит. Поэтому нередко профессиональных конвоиров заменяют операми и участковыми. Но они не в курсе тонкостей, не знают регламента, не понимают, как себя вести в чрезвычайных ситуациях. Люди просто не подготовлены к такой работе.

Логистика тоже оставляет желать лучшего, что и приводит к таким ситуациям, когда фигуранты одного дела пребывают в общей камере.