Притормаживать перед видеокамерами не будет смысла

Планируется легализация штрафов Госавтоинспекции за то, что было превышение средней скорости. На сегодняшний день штрафы водителям приходят, но соответствующий пункт отсутствует в действующих законах.

Планируют добавить новую норму, касающуюся данного вопроса (скорость на длинных дорожных участках). В Минюсте говорят, что на текущий момент они, Минтранс и МВД занимаются проработкой пункта о закреплении админответственности за данное нарушение с применением специальных систем на законодательном уровне.

Почему при отсутствии штрафа водителей наказывают

Отдельной статьи за очень быстрое движение по дорожным отрезкам, контролируемым видеокамерами, в КоАП не существует. Наказание за это нарушение аналогично превышению «мгновенной» скорости и основания те же. Сумма по нему составляет 1,5 тыс. руб. Местом, где нарушение произошло, указывается не то, где находится видеокамера, а участок дороги, контролируемый двумя камерами.

Д. Дугин, юрист, пояснил, что при назначении такого штрафа, автомобилисты имеют полное право обратиться в суд с целью оспорить выписанный им штраф.

Он добавил, что с учетом того, что в настоящее время такие постановления, как правило, отменяются судами, можно предположить, что штрафы выписываются незаконно. В действующем законодательстве существует требование, согласно которому место, где было совершено нарушение, должно в обязательном порядке указываться. Наличие отметки, что нарушение было зафиксировано в радиусе, например, двадцати километров, судам не подходит.

По мнению юристов, отдельная статья в законе такие штрафы могла бы сделать легальными, а их оспаривание более сложным. Но Дугин, указал, что обсуждение этой идеи ведется приблизительно 5 лет и все это время в ряде ведомств наталкивается на сопротивление. Тем ни менее, это не помешало нескольким регионам и сейчас контролировать ситуацию. Среди них и Татарстан, который является лидером по применению установок, контролирующих среднескоростные показатели. Таким образом в регионе осуществляется контроль на свыше 950 километров автодорог. Р. Минниханов, руководить регионального ГБУ «Безопасность дорожного движения», не так давно отметил, что он будет выступать за то, чтобы в законодательство было введено такое понятие, как «средняя скорость».

Каким образом определяют, что было превышение

В «ОКО» рассказали, что, когда автомобиль передвигается быстрее допустимой скорости, не важно, как именно видеокамеры это зафиксируют – по результатам проезда конкретного участка или нет.

Представители организаций-разработчиков говорят, что имеется в виду одно определенное нарушение правил дорожного движения – ст. 12.9 КоАП о превышении указанной скорости. Средняя скорость подразумевает ее измерение на дорожном участке при помощи двух видеокамер фиксации, синхронизированных между собой, которые находятся в начале дорожного участка и в конце.

Во избежание разногласий, контролируемый участок обязан иметь одно общее ограничение без путей для объезда.

В «ОКО» пояснили, что первая видеокамера фиксирует, когда машина въехала на контролируемый участок, вторая – время выезда из него. Синхронизация времени на камерах осуществляется по спутниковому сигналу ГЛОНАСС/GPS.

Есть вероятность того, что штрафы будут двойные

Одновременная выписка штрафов за превышение любой скорости является противозаконным. Если проступок один, то и наказание должно быть одно. Технически первая видеокамера способна выполнить две функции. Одна из них – слежка за дорой, которая находится перед контролируемым участком, а вторая – фиксация до въезда на этот участок мгновенной скорости. Пользоваться этим или нет, решение будут принимать региональные власти в каждой ситуации индивидуально.

Будет ли зафиксировано нарушение, если автомобиль остановится

В случае, когда водитель на участок въедет на большой скорости, но после остановит транспортное средство возле магазина или заправки, нарушение не засчитается, соответственно, штрафа не будет.

В «ОКО» говорят, что подобные ситуации относятся к категории исключений. В спешке человек останавливаться не станет. Любители быстрой езды тоже не станут регулярно останавливаться на контролируемых дорожных участках, так как это не соответствует их характеру.

Где показатель средней скорости фиксируется

В основном это скоростные автотрассы. В Московской области на текущий момент до 170 дорожных участков, на которых этот показатель контролируется. В «Астралабе», компании-разработчике комплексов, советуют видеокамеры устанавливать на участках, длина которых от двадцати до тридцати километров.

С. Ласкин, возглавляющий компанию, считает, что наиболее недорогой и результативный вариант контроля для заказчика. Но С. Заболоцкая, гендиректор Союза безопасности дорожного движения, говорит, что показатель средней скорости следует регистрировать и в городах, вблизи ТЦ, детсадов, школ.

П. Шкуматов, координатор «Синих ведерок», поддержал данную условию, но при одном условии – фиксация на аварийных или опасных дорожных участках, длина которых до двух километров. Он считает, что перед каждым таким участком должен стоять знак или специальная табличка, предупреждающие водителей о контроле. На них обязана указываться и протяженность участка.

Он говорит, что такой контроль актуален и в плане наблюдения за съездами и развязками, где происходит резкое снижение скорости. Но он не согласен, что есть необходимость вводить подобный контроль на новых трассах. Эксперт говорит, что там скоростной режим устанавливается слишком низкий. У водителей должна быть возможность на этих магистралях ездить более быстро.

Д. Дугин не поддерживает эти штрафы. Он настаивает, что практика незаконна и от нее следует отказаться. По мнению юриста, достаточно и обычных комплексов видеофиксации.

Когда могут начать работать нововведения

Ассоциация «ОКО» соответствующее предложение в законопроект нового КоАП внесла в прошлом году.

На данном этапе Минюст дорабатывает проект, приняв во внимание результаты, полученные в ходе проведения общественного обсуждения. В «ОКО» говорят, что ждут заседания рабочей межведомственной группы, где будут рассматриваться все предложения. По и мнению, для того, чтобы эти изменения принять, препятствий нет.

В Ассоциации считают, что такие комплексы – это одно из самых результативных средств, позволяющих повысить уровень безопасности на дорогах. Согласно данным «ОКО», на участках, где уже установлены эти комплексы, аварийность снизилась наполовину, а на других дорожных участках с камерами – не более, чем на 15-20 процентов.