Волонтеры и специалисты будут заниматься систематизацией сообщений и передачей результатов в Центробанк и полицию

По информации «Ъ», 21.05 в РФ начинает работать платформа под названием «Мошеловка», предназначенная для обнаружения и борьбы со злоумышленниками. Презентация площадки будет проходить на Российском сетевом форуме. Ресурс позволит гражданам, пострадавшим от действий мошенников, рассказать о происшествии, получить информацию относительно того, как поступать, и сведения о мошеннических схемах. Также, волонтеры и специалисты займутся систематизацией уведомлений и передачей информации в правоохранительные органы и ЦБ. По мнению экспертов, ресурс принесет пользу при условии, что его запуск не станет разовым мероприятием. А будет и дальше продвигаться с существенным вложением в этот проект финансовых средств и времени. Насколько платформа эффективна, можно оценить и по тому, как она повлияет на формирование у людей привычки рассказывать об инцидентах правоохранителям.

Принцип «одного окна»

Сегодня Народный фронт презентует новую платформу под названием «Мошеловка» на РИФ-2021. Тем, кто стал жертвой мошенников или им на телефон звонили подозрительные личности, предлагают сообщить об этом факте, используя спецформу.

Со слов организаторов ресурса следует, что вскоре к нему доступ будут иметь волонтеры «Лидеры России», АРФГ и не только. Волонтеры займутся обработкой обращений россиян, их систематизацией, наполнением ее сведениями об обнаруженных инцидентах, новых сценариях, в частности тех, что находятся на стадии испытаний. Жертвам предложат следовать определенному алгоритму. Также, в ОНФ рассказали, что после обработки поступивших сигналов информация будет передана в ЦБ и в полицию.

Е. Лазарева, начальник проекта «За права заемщиков», говорит, что платформа построена на базе взаимопомощи и «одного окна».

Она указала, что мошенничество является явлением гибким. Ежедневно возникают новые сценарии и увеличивается количество жертв. В таких ситуациях люди чаще всего теряются и не понимают, кому им жаловаться, как правильно вести себя. Как показывает практика, большая часть пострадавших, особенно, когда потери незначительные, даже в полицию не идут, так как думают, что злоумышленников никто не найдет и деньги, соответственно, не вернет.

Лазарева отметила, что одной из важных задач этой платформы является выработать у людей привычку сообщать правоохранителям обо всех подобных эпизодах. Тогда шансы на то, что преступники будут найдены, существенно вырастут.

Воевать с мошенниками не так просто в связи с регулярным возникновением новых сценариев действия, но делать это нужно. Об этом заявил В. Каганов, глава АРФГ. Он считает, что в данном случае очень важно людей просвещать и программировать их на безопасное поведение с финансами.

Он добавил, что кроме это необходимо знать, как идентифицировать злоумышленника и избежать участи жертвы.

Мнение экспертов

Специалисты в этой области действия в общем к созданию платформы отнеслись позитивно. Но они обратили внимание на ряд моментов, требующих внимания создателей ресурса, чтобы он в будущем был эффективным и не превратился в еще один рисковый источник.

Е. Кривошея, руководитель из Центра Сколково-РЭШ, считает, что эффективность площадки зависит от количества граждан, которые им будут пользоваться, особенно из наиболее уязвимых категорий.

Он уверен, что на его создание может потребоваться много капиталовложений и времени – на продвижение ресурса и предоставления людям информации о нем. Информирование обязано осуществляться на регулярной основе, а не разово. При этом от пострадавших должны поступать сообщения в больших количествах.

По мнению эксперта, только такой подход даст возможность привить людям привычку заходить на площадку, если они столкнулись с мошенничеством.

Относительно ценности ресурса с практической точки зрения для правоохранителей и ЦБ, Е. Кривошея говорит, что все зависит от того, насколько качественные сведения поступят от кураторов площадки и граждан.

Он пояснил, что краудсорсинг, а это именно одна из его моделей (множество пользователей рассказывает о проблеме или высказывают идею), является успешным в различных отраслях. В случае с выявлением мошенников, она может принести пользу.

В 2021 г. число мошеннических действий со счетами выросли, если сравнивать с позапрошлым годом, на 34 процента, по сумме – 52,2 процента (9,8 млрд руб.). Об этом в апреле заявил ФинЦЕРТ Центробанка. Ранее в ЦБ сообщали о том, что большая часть таких преступлений совершены против людей из возрастной группы 50+. При этом, многие из этой группы населения не особо продвинуты в компьютерных технологиях и в работе с Интернетом.

Но сейчас увеличивается и число жертв среди людей, возраст которых до двадцати лет. В 2020 г. было 4 процента пострадавших из этой группы. По поводу запуска площадки в Центробанке комментариев не дали. А. Сычев ранее пояснял, что проблема с молодыми людьми, подростками заключается в отсутствии умения жаловаться. Они не станут сообщать близким, полиции или ЦБ, а быстрее расскажут об этом в социальных сетях. Возможно, этот ресурс, созданный тоже молодыми людьми, позволит развить среди граждан привычку рассказывать о проблеме сразу, пока есть возможность что-то исправить.

А. Баринова из Group-IB считает, что эффективность портала будет видна по тому, насколько деятельность его способствует устранению преступных группировок и обнаружению мошенников.

Она добавила, что жертв необходимо мотивировать на обращение в правоохранительные органы. Если ресурс предоставит людям четкий алгоритм действия и окажет помощь в составлении заявления, о нарушении сообщит большее количество людей, что увеличит шанс на обнаружение преступников с последующим их задержанием.

Е. Кривошея отметил еще один момент, очень важный. Он считает, что нужно проработать возможные риски использования данного принципа непосредственно злоумышленниками. Они могут создать копию портала, но просить там указать человека какие-то свои данные или предоставить людям инструкцию, выполнение которой принесет пользу мошенникам.