Разрешение выдавать права несовершеннолетним может привести к увеличению цены ОСАГО, судебным процессам за имущество и увеличению аварийности.

Вот уже несколько месяцев члены Кабинета министров обсуждают проект закона о выдаче водительских прав с 17 лет. Решение пока не вынесено, но эксперты считают, что положительный вердикт не заставит себя долго ждать. 

Разработкой и продвижением новых изменений в закон «О безопасности дорожного движения» занимается МВД. Также подобное предложение выдвигалось в Госдуме. Представители ведомства и депутаты упоминали права, которые выдавались при Советском союзе, и опыт других государств. 

В поправках предусматривается обучение на категорию «В» начиная с 16 лет и сдача экзамена в 17. Однако самостоятельно водить машину новоиспеченный водитель пока не сможет без контроля наставника, имеющего минимум 3 года водительского стажа. Помимо этого, сдавать на права он будет, только имея письменное согласие родителей. 

У нововведения есть как сторонники, так и противники. К последним относятся некоторые представители общественности, а также страховщики. 

Глава РСА Евгений Уфимцев заявил, что автогражданское страхование, скорее всего, если и станет препятствием, то в чисто финансовом плане. В случае введения в действие поправок полис ОСАГО для 17-летних водителей будет рассчитываться с самым высоким коэффициентом. Согласно статистическим данным, частота страховых случаев гораздо выше у неопытных водителей. Даже имеющиеся на данный момент коэффициенты не оправдывают себя. При условии либерализации тарифных планов в дальнейшем необходимо учитывать отличия молодых водителей от водителей со стажем, так как показатели аварийности для них отличаются очень существенно. 

Эксперт считает, что страховщики будут не в праве отказать в оформлении ОСАГО юному водителю. Им придется это делать по рассчитанным ЦБ тарифам, которые будут явно не маленькими. 

Касательно частоты ДТП с участием водителей, не имеющих опыта, Уфимцев ответил, что на данный момент у 18-летних самая большая аварийность, а у 17-летних она, скорее всего, еще и увеличится. Под аварийностью понимается не только участие в дорожных происшествиях, но и неуверенное поведение во время вождения, например, слишком низкая скорость на автомагистрали, создание пробок и т. п. Страховщики имеют статистику по всем авариям и могли бы ее предоставить для детальной проработки парламентариям. Но несомненно, что неопытный водитель – это проблема на дороге. 

По действующему законодательству права выдаются с 18 лет на управление легковушкой и с 16 – мототехникой. Самый плохой коэффициент у категории водителей, не имеющих стажа, в возрасте 16-21. Центробанк при расчете тарифов учитывает, что у неопытного водителя выше риск причинить вред жизни и здоровью граждан, а также их имуществу. 

Уфимцев также обсудил вопрос о езде с наставником. Он отметил, что страховка ОСАГО не включает в страховые случаи риски, связанные с учебной ездой. Изменений вряд ли можно ожидать. Эксперт считает, что было бы разумно переложить ответственность на инструктора, так как он обязан осуществлять контроль и при недостаточных навыках отстранять молодого водителя от управления транспортным средством. Но пока не понятно, в какую категорию страхования это можно было бы включить. 

Важный вопрос по этой теме – покрытие ущерба. Уфимцев полагает, что вопрос о страховых рисках и взысканиях в случаях с 17-летними водителями надо решать в рамках законодательства, а снижения минимального возраста еще не произошло. 

Эксперты, которые поддерживают поправки, говорят не только об опыте стран Европы и США, где уже в 16 лет официально разрешено ездить на автомобиле, но и о наступлении в России с 16 лет уголовной и административной ответственности. 

Руководитель национального союза автомобилистов Антон Шапарин поясняет, что еще до наступления совершеннолетия граждане РФ отвечают своим имуществом. А в случае, если его стоимость не покрывает ущерб, привлекаются родители. С юридической стороны нет препятствий для разрешения получать права в 16 лет.