Радиочастотный центр, который подчиняется Роскомнадзору, согласно предложению Минцифры РФ, должен стать основным оператором, осуществляющим контроль за использованием подменных номеров. В особенностях новой системы разбирались журналисты издания «КоммерсантЪ».

Согласно новым требованиям, специалисты центра будут обеспечивать контроль за звонками, которые осуществляются с подменных номеров. Для этих целей операторы будут не только предоставлять своевременно данные, но и обязаны установить специальное оборудование. Помимо специалистов Роскомнадзора, доступ к этим данным получат правоохранители.

Представители операторов оказались не в восторге от готовящихся изменений. По их словам, уже сейчас они достаточно эффективно блокируют использование подменных номеров. Внедрение новой системы потребует дополнительных затрат, а ее эффективность подвергается сомнения. Впрочем, в Минцифры операторов заверили, что никаких дополнительных вложений не потребуется.

Специалисты Минцифры разработали проект постановления, который будет передан для рассмотрения членам российского правительства. Его опубликовали в свободном доступе несколько дней назад. По планам ведомства, это постановление, в случае его принятия, начнет действовать только в начале следующего года.

Напомним, что еще в декабре 2021-го года законодатели утвердили в законе «О связи» дополнительные нормы, которые предусматривают ответственность для операторов, отказывающихся блокировать звонки и сообщения, поступающие из-за границы с использованием технологии подмены номеров. Размер штрафа за подобное нарушение может достигнуть 1 миллиона рублей.

Поставкой оборудования операторам будут заниматься специалисты Роскомнадзора. С его помощью будет осуществляться мониторинг всех звонков и сообщений, с целью выявление тех, которые используют технологию подмены номера. Работа будет вестись круглосуточно.

В Минцифры сообщили, что финансирование проекта будет осуществлять за счет средств, выделенных в рамках государственной программы «Цифровая экономика». Именно поэтому операторам связи не стоит переживать за дополнительные расходы.

Разработкой подобной системы в России заинтересовались еще несколько лет назад, когда специалисты ЦНИИС предложили свой вариант мониторинга. После упразднения ведомства и присоединения его в НИИ радио, специалисты задумались о необходимости интеграции своего предложения с системой, рекомендуемой Роскомнадзором.

Журналисты издания попытались связаться с представителями основных российских операторов, чтобы получить от них комментарии. В «Вымпелкоме» сообщили, что уже давно используют подобную систему, которая обеспечивает корректный контроль. В Tele2 считают, что эффективность этой системы можно будет оценить только в том случае, когда все отечественные операторы будут ее использовать. Они сомневаются, что государственное финансирование покроет все затраты операторов.

Представители «Мегафона» подтвердили, что использование новой системы положительным образом скажется на количестве нежелательных звонков, в отличие от МТС, сотрудники которого так и не ответили на запрос журналистов.

Источник, который владеет внутренней информацией от операторов, сообщил журналистам о том, что отечественные компании сами применяют подобные технологии. Однако, при разработке собственных проектов, специалисты Роскомнадзора предпочитают не применять их опыт, который мог бы пригодиться при разработке нормативной базы.

Карен Казарян, который возглавляет Институт исследований интернета, обратил внимание на то, что ряд мелких отечественных операторов активно сотрудничает с мошенниками, предоставляя им свои услуги. Такие компании могут выступить против инициативы Минцифры, что не позволит эффективно внедрить разработанную систему.