Есть ли возможность отследить совершаемые на мошеннические счета платежи

По мнению ЦБ, банкам необходимо дополнительно обратить внимание на операции, касающиеся внесения на банковские счета наличных средств при помощи банкоматов. Подобная схема активно используется злоумышленниками. В банках же говорят о том, что проверка таких платежей сопряжена с рядом сложностей.

В ЦБ уверены, что требуется усиление контроля финансовых организаций за пополнением банковских карт наличными средствами, используя для этого терминалы, в целях борьбы со злоумышленниками.

Центробанк отметил, что и в настоящее время антифрод-процедуры функционируют на стороне той финансовой организации, которая получает финансы. Особое внимание к ней необходимо, так как схемы, задействованные преступниками, провоцируют, попавших в ловушку граждан на то, чтобы они вносили деньги им на счета, используя именно банкоматы либо терминалы. В связи с этим будут применять антифрод по отношению ко всем денежным переводам.

Э. Набиуллина, возглавляющая Центробанк, в беседе с журналистами РБК, отметила, что банками возвращается небольшое количество денег, что связано с оперативным их выводом мошенниками практически сразу, как только средства поступают на их счет. и в этом случае банк уже предпринять не может ничего. Клиент же начинает понимать, что допустил ошибку, спустя время. Поэтому не сразу обращается в свой банк. К этому моменту деньги уже давно в другой финансовой организации.

Согласно информации Центробанка, во 2-м квартале текущего года злоумышленники украли со счетов банков российских граждан свыше трех миллиардов рублей. Они, без согласия граждан, провели более 236 900 финансовых переводов. Возвращены банками были лишь 7,4 процента. Чтобы украсть деньги, злоумышленники чаще всего действовали путем обмана – звонки по телефону и создание фейковых ресурсов в сети.

Какие схемы имеются в виду

Зачастую преступники пользуются методами социнженерии при обработке потенциальных жертв, вынуждая их всеми способами снять средства и отправить их на указанный счет, воспользовавшись, например, терминалом. Эта процедура не позволяет банку обманутого гражданина проследить путь его средств. Последнее действие, которое может он отследить, это то, что сам клиент предпринимал, а именно снял их с банковской карты.

Второй распространенный сценарий – это, когда злоумышленникам удается убедить человека совершить привязку карты мошенника к своему Apple Pay и Гугл. Об этом сообщил представитель банка Тинькофф. С его слов следует, что банк уже умеет обнаруживать подобные ситуации и минимизировал их, если к приложениям привязаны его банковские карты. Но доступа к продуктам других финансовых организаций у него нет.

Как в банках видят данную проблему

По поводу того, что к таким типам платежей необходимо проявлять более серьезное внимание, полностью с ЦБ солидарен МКБ. Но В. Касимов, руководитель департамента кибербезопасности МКБ, говорит, что механизм нуждается в обсуждении его с ЦБ и участниками рынка. В основе данной процедуры лежит возможность сверки различных данных или действий, осуществленных от имени непосредственно клиента с его желанием (звонок сотрудника банка, чтобы узнать, кто проводил конкретную операцию). Он отметил, что задача достаточно непростая, так как ответ в 99,9 процентах будет положительным – клиент подтвердит, что это он вносил средства.

Требования по определению переводов денег без согласия банковского клиента, по факту, имеются лишь для операций исходящего характера. Об этом рассказало лицо, представляющее Газпромбанк. Что касается входящих платежей, то ограничения являются возможными лишь тогда, когда деньги на указанный счет еще поступить не успели, а от банка пришло уведомление, что платеж осуществлен без ведома клиента. В противном случае у финансовой организации нет полномочий не допустить зачисление средств на счет. Исключением выступают требования, указанные в антиотмывочных законах.

В. Касимов отметил, что на текущий момент можно только применить механизм, позволяющий задержать денежные зачисления, но это невозможно для банков, ориентированных на клиентов, или использовать информацию о мошенниках, полученную от Центробанка. Но в последнем случае информация быстро становится неактуальной, ведь злоумышленники карты банков меняют регулярно.

Специалист Тинькофф отметил, что банк проводит анализ зачисления финансов на карты, проводимые через принадлежащие банку банкоматы. Учитываются разные факторы, такие как вносимые суммы, поведение человека и прочее. Банк установил лимиты на все виды внесения денежных средств, в частности по телефонному номеру. Особенно распространенной является последняя схема.

А. Окошкин из BI.ZONE говорит, что в банковских учреждениях есть меры, касающиеся отслеживания вносимых на имя физлиц больших сумм. Как правило, подозрения вызывают операции, когда постоянно вносятся деньги на одни и те же банковские карты карты. Эти действия могут квалифицироваться, как обналичивание средств через банковские карты посторонних лиц. В такой ситуации карта блокируется банком.

Финансовые организации обязаны и сейчас осуществлять проверку переводов, чтобы выявить признаки, указывающие, что операции имеют сомнительный характер:

  • сведения о получателе денег находятся в базе Центробанка о попытках перевести деньги, не имея на то, согласия банковского клиента;
  • в той же базе есть и устройство, при помощи которого перевод проводился;
  • операция не характерна для данного человека, например, не то время проведения перевода, место, устройство, сумма и прочее.

Каким образом можно данный механизм усовершенствовать

А. Окошкин говорит, что не платежам нужно допвнимание, а непосредственно клиентам, на счета которых и приходят украденные деньги. Необходимы поправки, регламентирующие порядок блокировки таких финансовых средств и их возвращение. Требуются и черные списки людей, на счета которых украденные средства приходят. Обращать внимание следует еще и на клиентский профиль в целом, расплачивался ли он в супермаркетах и так далее.

В ГПБ пояснили, что главная проблема заключается в невозможности обращения к тому, кто платит, потому что тот в связи с банковской тайной ему неизвестен. Можно, конечно, обратиться к тому человеку, который получает деньги, только, если он является мошенником, то это бессмысленно. А замораживать любые осуществляемые платежи банкам нельзя, иначе люди не смогут получить деньги, не имея доказательств, что у них есть на то все права.

Окошкин считает, что ужесточение мер лишь частично поможет решить проблему. По его мнению, работать необходимо как с конечным получателем, так и с клиентами, путем повышения их грамотности.