В России свыше 75 процентов взрослого населения за последний год делали денежные переводы через онлайн-банк или Интернет. Но есть и скептики. Эта категория людей уверена, что лучше всего хранить свои сбережения под кроватью в банке, ведь, отправляя средства через интернет-средств, можно их лишиться, кто-то их «перехватит». Н. Билан, вице-президент РНКБ, в беседе с журналистами «Крым 24» развенчал страхи граждан и существующие мифы.

Есть ли у кого-то постороннего возможность попасть в ЛК в онлайн-банке или приложении?

Клиентский ЛК – пространство, имеющее серьезную защиту, обеспеченную современными технологиями. Для того, чтобы туда зайти, требуется пароль, логин, код, который приходит в виде СМС-сообщения или можно войти, используя отпечаток.

И требования к спецоборудованию, и стандартны систем платежей слишком высокие. Банковские организации вкладывают серьезные финансовые средства в различные системы, в частности в те, что проявляют не характерное для клиента поведение и активность. Подобные операции блокируются сейчас банковская система, если рассматривать с технической стороны, защищена на 99,9 процентов.

Билан говорит, что клиенты РНКБ в настоящее время большую часть платежей совершают или через приложение, установленное в мобильном устройстве, или через интернет-банк. Статистика подтверждает, что технология полностью безопасна. Достоверной информации о проблемах, связанных с тем, что деньги отправлены не по адресу или к сведениям из онлайн-банка был получен третьим лицом доступ, не поступало.

Есть ли вероятность того, что платеж, сделанный в режиме онлайн, по ошибке может уйти кому-то другому?

Некоторые люди опасаются платить онлайн не по причине утечки информации, а просто бояться, что допустят в реквизитах ошибку. Например, они считают, что, если случайно введут что-нибудь не так, то деньги за газ или свет не спишутся и услугу отключат. Обычно так рассуждают люди более старшего возраста.

Им проще прийти в банк, отстоять километровую очередь, подождать, пока все сделает кассир и получить на руки квитанцию. Этот вариант тоже можно исключить, так как через интернет-банк есть возможность отправить десять рублей, посмотреть, что все прошло удачно, а потом поменять сумму и даты по необходимости.

В ЛК РНБК есть возможность оперативно и удобно для себя оплачивать абсолютно все коммунальные услуги. В соответствующем разделе банк все реквизиты по данным платежам сохранил. Клиенту нужно указать поставщика, показания счетчика и другую информацию.

Реквизиты имеют свойство периодически меняться. В банке ведется регулярное отслеживание всевозможных изменений. В ЛК всегда указываются актуальные реквизиты, поэтому средства точно попадут по назначению.

Является ли использование Mir Pay безопасным и, могут ли злоумышленники взломать приложение и украсть средства?

Система платежей «МИР» использует в своей работе лучшие мировые практики, стандартизированные и по качеству не уступающие международным. Возможно, в какой-то степени они имеют, даже преимущества.

Опасения излишни, так как за всю историю Mir Pay случаев взлома не было.

На смартфоне реквизиты карты не хранятся. Номер карты не используется. Его заменяет токен, специальный код. При проведении платежей сведения не раскрываются.  

Mir Pay функционирует исключительно на смартфонах с их автоматической блокировкой. В случае, если мобильник был найден кем-то на улице, или был украден, посторонний человек, не имея кода и, тем более, вашего отпечатка, зайти в него не сможет.

При отсутствии блокировки воспользоваться Mir Pay не получится. Понадобится устанавливать блокировку, о чем и попросит приложение. При условии, что смартфон будет прошит повторно, с него удалится вся информация, в частности и приложение.

Получается, что совершить кражу возможности нет никакой.

Насколько высок уровень защиты бесконтактной карты? Можно ли с нее снять без пин-кода деньги? А если карту украдут и все деньги потратят?

На картах «Мир» предусмотрены лимиты на число операций, совершаемых без пин-кода, которые установлены по умолчанию – в день до 5 операций. Какова самая высокая по операции сумма, специалист не говорит.

Кроме этого, человек может в приложении самостоятельно установить нужный ему лимит. Можно его вообще сделать нулевым и все действия выполнять при помощи пин-кода.

На самом деле процент оплаты товаров мошенниками без пин-кода по чужой карте очень маленький – менее 1/1000. Во всех магазинах установлены видеокамеры наблюдения, что помогает оперативно поймать воров из этой категории. Обычно, большим умом они не отличаются. Из-за двух-трех тысяч они готовы рискнуть своей свободой.

В 99 процентах случаев люди, нашедшие карту, мошенниками не являются. Они ее просто приносят в отделение банка. Мошенникам же интересны наличные средства, которые, не зная пин-кода, они не смогут снять в банкомате.

Конечно, много страшного рассказывают по поводу последствий кражи бесконтактной банковской карты, но, как отмечает специалист, у них прецедентов нет и все отлично работает.

Также, он отметил, что пугаться технологических новинок не стоит, так как уровень удобства выше уровня рисков. Бесконтактный способ оплаты особенно актуален в условиях пандемии.

Билан рекомендует подключить на мобильник СМС-уведомления. Позволяющие решить проблемы. Если пришло сообщение о совершении операции, которая у вас вызывает подозрения, ее сразу же можно заблокировать. Сделать это можно, связавшись с оператором горячей линии, или, используя приложение.

При оплате покупок в интернет-магазине личные данные не попадут в открытый доступ?

Возможность оплачивать картой «Мир» товары, приобретенные в онлайн-магазине вы получите исключительно в случае подключения «Мир Accept». Поэтому, если у вас есть опасения по поводу такой формы оплаты, не подключайте данную систему. Этой картой расплачиваться в сети будет нельзя.

Но, даже в случае ее подключения, вам ничего не грозит. Для подтверждения операции во всех ситуациях требуется пароль, который приходит в смс на лично ваш номер мобильного телефона, который привязан к данной карте. Чтобы мошенник мог воспользоваться вашими средствами, ему мало знать номер карты банка и CVV-код. необходим еще и доступ к смартфону.

Так как получить телефон своей жертвы мошенник, работающий дистанционно, не сможет, ему необходимо другим способом узнать отправленный пароль. Клиент же должен понимать, что никому подобную информацию передавать нельзя, даже, если звонят и представляются банковским сотрудником. Последние никогда не спрашивают такие сведения.

Аккурат нужно делать и приобретения на незнакомых ресурсах. Как правило, мошенники делают поддельные страницы онлайн-магазинов с дешевым товаром. Во время покупки они просят указать номер телефона, данные по карте, в том числе и CVV-код. осталось только набрать номер и узнать пароль из сообщения.

Почему при таком высоком уровне защиты злоумышленники умудряются воровать средства с карты?

Как правило, мошенники используют не специальные программы для взлома банковской защиты, а методы социнженерии. Они звонят клиенту банка и под различным предлогом получают те данные, которые им необходимы. Получается, что человек самостоятельно предоставляет злоумышленнику все инструменты для снятия его денег.

Конечно, сейчас цифровая грамотность среди населения находится на более высоком уровне. Согласно данным ЦБ, в прошлом году мошенники смогли украсть таким образом у российских граждан меньшее количество средств, чем в позапрошлом. Остается только надеяться, что эта тенденция будет и дальше наблюдаться.

Но, мошенники, в большинстве своем, неплохие психологи и хорошо разбираются в поведении людей. В связи с этим они используют разные схемы, постоянно изобретают новые сценарии, пугают жертв различными способами. У них хорошие технические возможности, чтобы использовать в своих целях новые технологии. Действуют практически везде: WhatsApp, Вайбер, электронная почта. Но итог один – им необходим стандартный набор данных банковской карты. Если вам звонят и спрашивают код, пароль, номер карты и прочее, значит – это мошенники. Работники финансовой организации и так владеют всей необходимой информацией и задавать лишние вопросы не будут.