В то, что банки стабильны, как минимум в ближайший год, россияне верят. А вот в том, что они способны сохранить их личные данные, сомневаются. Несмотря на то, что регулятор и банки постоянно работают над улучшением безопасности всех операций, а также повышением уровня грамотности людей в финансовой сфере, число кибератак, совершаемых мошенников регулярно растет. Тем ни менее, в целом степень доверия российских людей к банкам на порядок ниже, чем в мире (имеются в виду средние показатели). По мнению аналитиков, именно это влияет на то, что люди открывают себе счета в нескольких финансовых организациях.

По результатам исследований, проведенных Accenture, стало понятно, что 44 процента россиян (около половины), считают, что и спустя год их банк будет работать. По миру в целом данный показатель выше на 20%. Это значит, что люди еще не забыли кризисы, произошедшие в банковской сфере в последние годы.

Частично в связи с этим 47 процентов (а это приблизительно вдвое больше, нежели в других странах) российских граждан в период пандемии счет открывали не у своего провайдера. Специалисты Accenture считают, что это говорит одновременно о маркетинговой банковской активности и о том, что клиенты банков стремятся к диверсификации. Относительно сохранности персональных данных исследование показало, что уровень клиентского доверия к банкам низкий. Если в мире банкам в этом вопросе в среднем доверяет 37% граждан, то в РФ – 29%.

Согласно сведениям ВЦИОМ, за шесть первых месяцев 2021 г. 57 процентов граждан России получили от мошенников звонки, 19% (каждый 5-й человек) получили СМС. Чаще всего задействовалась схема, где потенциальным жертвам предлагали выгодные услуги банка (38 процентов), 27% озвучивались предложения карт банка, 8% - кредитованием, перечислением денег – пять процентов. В итоге мошенники нанесли ущерб 9 процентам гражданам. Из них шесть процентов людей говорят о том, что этот ущерб достаточно серьезный. То, что могут остаться без денег по вине мошенников, работающих в телефонном режиме, допускают 34% (1/3) россиян.

М. Налютин, директор «Делойт» в СНГ, говорит, что выводы, сделанные аналитиками, наглядно показывают поведение, характерное клиентам банков. Среди отличительных характеристик отечественного рынка выступает полное превосходство банков с государственным участием. Это подавляющему числу клиентов вселяет уверенность в том, что кредитные организации стабильны. Он добавил, что параллельно с тем мы постоянно сталкиваемся с тем, что нам звонят мошенники, называющие себя специалистами крупных банков и много чего знают о том человеке, которому звонят. Естественно, возникают сомнения в возможностях банковской организации защитить личные сведения клиента.

Недоверие со стороны населения вполне понятно. В прошлом году лишь Сбербанк пресек попытки украсть деньги клиентов в сумме. Которая приблизительно составила 57 миллиардов рублей. Но пока на доверие людей это не влияет. За первые шесть месяцев текущего года ВТБ пресек 500 000 атак мошенников. если бы они были успешными, то могли бы лишить 45 000 клиентов банка средств в сумме семь с половиной миллиардов, а это в полтора раза больше, чем потери за аналогичный период прошлого года.

Е. Кривошея из исследовательского центра «Сколково-РЭШ» отмечает, что стремительный переход на цифровой формат связи с посредниками в финансовой сфере в период коронавирусной пандемии спровоцировал возникновение большого количества схем мошенников, с которыми и столкнулись граждане. Фишинговые ресурсы – одна из самых популярных мошеннических схем. Люди сами предоставляют к собственным деньгам доступ и в итоге не всегда получают свои средства назад. Налютин добавил, что, несмотря на рост мошеннических попыток завладеть средствами россиян, число успешных операций стало меньше. Это связано с тем, что Центробанк совместно с другими банковскими организациями уже провели огромную работу в плане повышения уровня финансовой грамотности россиян.