На сегодня число людей пенсионного возраста, которым не выплатили накопительную часть пенсии, достигает двух миллионов. Сам фонд формируется от дохода, получаемого за счет инвестиций работодателя и от его отчислений. Возникшая проблема связана с отсутствием осведомленности в данной области, с плохой взаимосвязью государственным и негосударственным пенсионными фондами, с трудностями, возникающих при запросе на назначение пенсионных выплат.

Как оказалось, сведения за прошлый год показывают, что 15 самых больших НПФ не выплатили надлежащую сумму в размере 2,1 миллиона рублей гражданам, достигшим соответствующего возраста. Выяснилось, что «виновными» оказались сами пенсионеры, не обратившиеся за назначением. В позапрошлом году пенсионеров, не получивших причитающую сумму, было более полутора миллионов. Меньше остальных не выплатили накопительную сумму фонды «Открытие», «Будущее», «Газфонд Пенсионные накопления» и «Сбербанк».

В эти цифры посчитали граждан, получивших выплату однократно. Между тем, судя по оценкам читателей «Коммерсанта», число лиц, удостоившихся единовременной выплаты, не превышает 400 тысяч человек. Следовательно, исходя из данных, количество граждан, не получивших причитающейся суммы, достигает 1,7-1,9 млн человек. Фонд «Будущее» указывает, что на их счетах находится всего от 7 до 10 тыс. рублей. 

Генеральные директора НПФ «Сбербанка» Александр Зарецкий и ВТБ Лариса Горчаковская полагают, что не все клиенты имеют информацию о том, что накопительные основания приходят прежде оснований по страховке. В Минтруде также сообщили, что начиная с 2019 г. будет отодвигаться выход на пенсию по возрасту, между тем возраст получения останется неизменным.

Практически единогласно фонды полагают, что неосведомленность граждан по пенсионным накоплениям привела к провалу проекта. Главной причиной отсутствия информации является устаревшая БД. Господин Зарецкий планирует в 2021 году разослать 50 тысяч SMS своим клиентам. Другое дело, добавляет он, что не все лица получают сообщения, так как зачастую меняют номера мобильных телефонов. Управляющий проектом Pensopathology Евгений Биезбардис, в свою очередь, уверен, что до адресатов доходит лишь 15% сообщений. Завлабораторией ВШЭ Евгений Якушев возмущен сложившимся положением дел: фонды получают проценты от инвестиций, но не выплачивают их клиентам по банальной причине – не могут их разыскать.

Другая причина – это взаимодействие между ПФР и НПФ, происходящее не на самом высшем уровне. Президент НАПФ Константин Угрюмов уверен, что ПФР держит все сведения у себя. Он также указывает, что, не имея на руках таких данных, НПФ не компетентен сам назначить платежи. 

Раннее в обязанности российского ПФ входило показывать состояние счетов клиентам. Начиная с 2013 г. предписания были отменены, а НПФ не обязаны сообщать клиентам о поступлениях. Евгений Якушев уверен, что нужно поменять регулирование предпринимательской деятельности касательно небольших сумм из НПФ либо переводить деньги «пропавших» в ПФР. 

Еще одной сложностью является то, как люди обращаются за пенсией, считает Евгений Биезбардис. Он также добавляет, что некоторые фонды практикуют виртуальный подход. То есть к ним можно обратиться через партнерский банк либо подать заявку через ЛК. Однако большинство людей пенсионного возраста не имеют регистрации Госуслугах, поэтому за информацией они едут в ПФР, возможно, в областной центр, или вынужденно отправляют бумаги через почту.

Начиная с 2022 года ПФР в обязательном порядке раз в 3 года будет информировать клиентов через «Госуслуги». Одновременно на накопительную выплату можно подавать заявку в негосударственный фонд. В случае упущения времени, пенсия будет увеличиваться за счет инвестируемых доходов. 

После публикации статьи в Пенсионном Фонде России заявили, что все проблемы, связанные с сотрудничеством между ПФР и НПФ, упразднились. Частные фонды также могут узнавать о правах своих клиентов, обратившись в ПФР, который через СМЭВ обязан будет предоставить необходимую информацию.