Эксперты говорят, что процент удачных атак снизился до 13 процентов, но количество вызовов пока еще не достигло пика

В исследовании, проведенном Tinkoff Data, со злоумышленниками, работающими в телефонном режиме, сталкиваются 10 из 10 российских граждан, а 98% россиян получали звонки-спамы. Уже за прошедшие месяцы текущего года этот вид мошеннических действий стал более активный – уровень их стал выше в 2,7 раза. Но процент удачных атак стал меньше – 13% тогда как был 22,5%. Операторы мобильной связи уже сейчас задействуют специальные антиспам-системы. Из заявления Минцифры следует, что они сформировали рабочую группу, чтобы бороться с данным типом мошенников. Эксперты указали, что вопрос социнженерии и дальше растет и до пика количество вызовов не добралось.  

Кто нам звонит

В проведенном Tinkoff Data эксперименте, во время которого был проведен анализ ответов, полученных в процессе опроса 16 000 граждан, банковской фрод-системы и сведения идентификатора номера, сделаны выводы. Согласно им, 20 процентов граждан из 90%, которым звонили мошенники, получают их каждую неделю, 33 процента – каждый месяц, 37% - редко, за год всего несколько раз.

За этот год число звонков от мошенников банковским клиентам увеличилось на 170 процентов, если сравнивать с 2020 г. и это отображено в исследовании. В январе злоумышленники были особенно активными. Как правило, мошенники начинают усиленно «работать» в праздничные дни, так как люди становятся менее настороженными. Но количество звонков, что привели к потере гражданами денежных средств, снизилось до 13 процентов с 22,5.

Приблизительно 80% мошеннических атак проводится при помощи методов социнженерии. Этот факт обнаружили сотрудники аналитического отдела банка «Тинькофф». Чаще всего злоумышленники звонят и представляются сотрудниками банков. Следующими в этом списке идут звонки от лжеброкеров и криптовалютчиков, предлагающих оперативно получить прибыль и повышенную процентную ставку. В Tinkoff Data сообщили, что лишь 14 процентов по этому поводу обращаются в банк, 50% людей просто сбрасывают звонок, а третья часть респондентов звонящих троллят.

Для справки

Как показал опрос Центробанка, практически каждый второй российский гражданин сталкивался с мошенниками (48 процентов). Также в ЦБ отметили, что в первые три месяца этого года они стали инициаторами блокировки мошеннических номеров телефонов в количестве (6 104). За то же время 2020 г. было заблокировано 4 456 телефонных номеров, принадлежащих мошенникам.

Приблизительно 1/3 часть от населения страны принимают не раз и не два в день спам-звонки, а 55 процентов – в неделю несколько раз. Согласно информации, полученной в ходе опроса, до 40% людей получают звонки от роботов, 23 процента – от живых людей и 37 процентов не понимают, кто звонит – робот или человек. Лишь 1 процент людей во время такого звонка получал то, что ему нужно.

У «Билайн» есть собственная антифрод-система, блокирующая свыше 100 000 000 звонков, совершенных на номера абонентов. Оператор предлагает услугу абонентам – предоставление сведений о том, кто звонит с незнакомого номера. Представитель Tele2 рассказал, что на данном этапе ведется разработка ресурсов, позволяющих людям не брать трубку, если звонят поставщики тех или иных услуг (их номера будут идентифицироваться). Другие операторы пока ситуацию не комментируют.

Из заявления Минцифры следует, что они сформировали специальную рабочую группу для борьбы с этим видом мошенничества. Ее члены разработали соответствующие меры, дающие возможность уменьшить число звонков-спамов. На текущий момент они на стадии согласования.

Короткий разговор

Е. Тен, психотерапевт, занимающаяся когнитивно-поведенческой практикой, психолог, говорит, что в основном злоумышленники звонят потенциальной жертве поздним вечером или ранним утром. В это время люди не способны относиться к полученной информации критически.

В это время все люди легко впадают в состояние паники, чувствуют тревогу и опускаются до навыков, которые они выработали с раннего детства – слушаться тех, кто знает и понимает больше. если мы чувствуем опасность, то интуитивно ориентируемся на компетентного в этой области человека. Мошенники же пользуются терминами, фразами, заставляющими понимать, что ситуация крайне неприятная. Несмотря на это, объяснения собеседника настолько понятны, что человек ему в итоге верит и выполняет все, что тот скажет.

Эксперт добавила, что финансовая грамотность в такой ситуации не поможет.

А. Савенков из МГПУ говорит, что мошенники, работающие через телефон, пользуются такими же приемами, как гадалки и лжеастрологи. Те, у кого жизненные обстоятельства сложные (кто-то потерял близкого человека, кто-то сильно болеет), как правило больше поддаются манипуляциям. Уровень образования человека в эти моменты значения не имеет.

Эксперт уточнил, что около пятнадцати процентов людей можно отнести к категории внушаемых. Он пояснил, что по своей природе люди склонны к разделению чужих идей и мыслей, так как это было нужно для развития человечества в целом. Есть еще эффект Барнума, описанный психологами, позволяющий манипулировать другим человеком. Для этого необходимо правильно представиться, выдавать дозировано критику в отношение собеседника и хвалить его и прочее. А есть и прирожденные манипуляторы, которым этот талант предоставила природа.

А. Багов из Digital Security рассказал, что банки по возможности стараются противостоять злоумышленникам. Они обновляют приложения, запуская функцию определения неизвестных номеров. Операторы мобильной связи используют сложившуюся ситуацию себе на пользу, предлагая абонентам специальные сервисы, которые такие звонки фильтруют, естественно, платные.

Он отметил, что сделать борьбу с такими звонками более эффективной можно, если принять более жесткие меры наказания за такие действия. А для этого понадобится более серьезная привязка телефонных номеров к самому человеку, его личности.

Объемы мошеннических звонков растут и дальше. В этом году в первом квартале их доля 6,3 процента, тогда как в прошлом была 5,6 процентов. Эти данные привел В. Воробьев из Kaspersky Who Calls. Согласно его предположению, частично на это оказала влияние пандемия. Люди уже привыкли обращаться в сервисы, занимающиеся доставкой. Они продолжают поступать так же, ждут, что им перезвонят и сами не отказываются перезванивать.